-
Николай Левкин
-
-
Не в сети
-
Завсегдатай
-
-
Сообщений: 10749
-
Спасибо получено: 6292
-
-
-
|
О первом выходе человека в открытый космос ....
18 марта 1965 года новость о первой в истории космической прогулке вызвала потрясение и восторг. Это случилось, когда США и СССР остро соперничали друг с другом за превосходство в освоении космоса. Полёт "Восхода-2" был расценен как большой успех СССР и как удар по национальной гордости американцев.
Первым этот шаг в освоении околоземного пространства 18 марта 1965 года сделал советский космонавт майор Алексей Леонов, и только через два с половиной месяца, 3 июня, его подвиг повторил американский астронавт Эдвард Уйат.
В честь 55-й годовщины первого выхода человека в космос корпорация "Роскосмос" рассекретила некоторые документы, касающиеся предполётной подготовки и полёта космического корабля "Восход-2". Судя по рассекреченным "Роскосмосом" документам, вплотную над тем, чтобы обеспечить выход человека в открытый космос, в СССР задумались в конце 1963 года. 3 декабря было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров о создании комплексов "Союз" для отработки методов сборки космических объектов на орбите.
Замах был серьёзным: как следует из документа, только в 1964-65 годах планировалось выпустить пять пилотируемых кораблей типа "Восток" для решения задачи выхода человека в открытый космос. В Советском Союзе хорошо знали, что в США полным ходом ведутся работы по решению той же проблемы в рамках программ "Джемини" (в документе она ошибочно названа "Джеминай") и "Аполлон". Сроки американских запусков определялись как 1964-65 годы. Пока на высшем уровне шло обсуждение сроков и деталей полёта, в поселке Зелёном, который тогда ещё не назывался Звёздным городком, вовсю шли тренировки космонавтов двух экипажей — основного и дублирующего. В первый входили командир корабля подполковник Павел Беляев и пилот майор Алексей Леонов, во второй — командир-дублёр Виктор Горбатко (чуть позже его сменил Дмитрий Заикин) и пилот-дублёр Евгений Хрунов. Что касается скафандра "Беркут", то за его основу взяли уже существовавшие облачения лётчиков и космонавтов, но дополнили четырёхслойной внешней оболочкой. Поверх неё надевалась еще специальная верхняя одежда с многослойной экранно-вакуумной изоляцией, которая защищала космонавта от космического излучения, перегрева и переохлаждения. А уже потом надевалась ранцевая кислородная система скафандра "Беркут": она обеспечивала автономное пребывание космонавта за пределами космического корабля в течение 45 минут, подавая ежеминутно по 30 литров кислородной смеси. Таких скафандров на борту "Восхода-2" было два, чтобы командир корабля, если понадобится, мог прийти на выручку пилоту, вышедшему в открытый космос. Космонавты получили возможность опробовать движение в "Беркутах" в условиях невесомости на борту летающей лаборатории Ту-104.
22 февраля на орбиту отправился беспилотный корабль "Космос-57", представлявший собой точную копию "Восхода-2" со всем оборудованием для выхода в открытый космос. Чтобы проверить, как будет работать вся эта техника в реальных условиях околоземного пространства, по командам с Земли была приведена в рабочее состояние надувная шлюзовая камера, а скафандр "Беркут" надут воздухом. И хотя связь с кораблем оборвалась раньше, чем планировалось, все основные эксперименты были выполнены. Теперь наступала очередь отправиться в космос "Восходу-2".
В состав экипажа "Восход-2" входили два космонавта – командир Павел Беляев (позывной "Алмаз-1") и пилот Алексей Леонов (позывной "Алмаз-2"). Оба – офицеры, военные лётчики. Отобрали их после жесточайших испытаний и подготовки. Беляев был самым опытным лётчиком в первом отряде космонавтов, Леонов отличался уникальной выносливостью – он лучше всех переносил тренировки в барокамере и центрифуге. Столь же тщательно подготовили и корабль. На нём была установлена "мягкая" шлюзовая камера, которая в космосе надувалась. Для выхода в космос был разработан скафандр "Беркут" с многослойной герметичной оболочкой. Внутри скафандра поддерживалось избыточное давление. Снаружи он имел покрытие белого цвета для предохранения космонавта от солнечных лучей и от возможных повреждений герметичной части скафандра.
Сразу же после подъёма на орбиту, экипаж стал готовиться к выходу в космос. В начале второго витка корабля вокруг Земли была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры, а через шесть минут, в 11.34, Леонов вышел из нее в космическое пространство. С кораблём его связывал фал длиной 5,35 метра, который состоял из стального троса и проводов для передачи данных о физическом состоянии, технических измерений, телефонной связи с командиром.
"Первое, что я увидел, когда приоткрылся люк, был яркий-яркий свет. Проверил на шлеме защитное зеркало из золоченого стекла почти стопроцентной плотности. Я обязан был закрыть стекло полностью, но оставил маленькую щель, потому что решил: я должен увидеть Вселенную своими глазами такой, какая она есть! Однако свет Солнца был сильнее электросварки, и мне пришлось опустить светофильтр. Вырвалось неожиданное: "А Земля-то круглая...", – рассказывал после полёта Леонов.
В открытом космосе Леонов выполнил ряд заданий. Совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причём самый первый отход был сделан на один метр – для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала.
Дальше последовал короткий доклад на Землю: "Всё сделано по плану. "Алмаз-2" готовится к входу". И тут возникли сложности. Инструкция предписывала возвращаться в шлюз ногами вперед. Леонов втиснуться в шлюз не смог, его скафандр непомерно раздулся, стал более жёстким, сковал движения. Космонавт сделал ещё несколько попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались.
"Я принимаю решение сбросить давление, чтобы убрать жёсткость скафандра. А при этом что может произойти? Закипание азота в крови. Тогда крышка! Глаза проваливаются! Но у меня выбора нет. И я молча все это проделываю. Сбросив давление, меняю позицию". Скафандр немного уменьшился в размерах и космонавт протиснулся в шлюз головой вперёд. Уже в шлюзе он начал разворачиваться и делать это было крайне сложно. Приключения для экипажа на этом не закончились. При подготовке к посадке вовремя не включилась тормозная двигательная установка. Космонавты вынуждены были садиться не в автоматическом, а в ручном режиме. И тут оказалось, что содержание кислорода в кабине превышено шестикратно. Малейшая искра в контактах могла вызвать пожар и взрыв. Космонавтам повезло: ничего не искрило. Но аварии продолжались. Сработал клапан разгерметизации. И опять повезло – Леонов и Беляев были в скафандрах.
Приземлились космонавты 19 марта далеко от расчётной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми. Нашли их не сразу, поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры.
Группа спасателей добралась до космонавтов на лыжах только на следующие сутки. На месте посадки построили бревенчатую избушку-шалаш для ночлега.
В государственной комиссии после полёта, Леонов сделает самый короткий в истории космонавтики доклад: "В открытом космосе жить и работать можно".
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу 23 марта 1965 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полёта над поверхностью Земли космического корабля "Восход-2" – 497,7 километра.
В безвоздушном пространстве Леонов провёл 23 минуты 41 секунду, в том числе 12 минут 9 секунд в открытом космосе.
Советскому Союзу и здесь удалось вырвать победу!
После полёта на "Восходе-2" Леонов входил в группу космонавтов, которых готовили для полёта и высадки на Луну, но в итоге программа была закрыта. Очередной выход Леонова на земную орбиту состоялся в 1975 году.
Спасибо сказали: Вячеслав Иванов
|