1 мая 1960 года на колхозном поле возле деревни Косулино под Свердловском (ныне - Екатеринбург) приземлился пилот. Американский пилот. С помощью жестов он пытался объясняться с колхозниками, которые трудились на поле, но через некоторое время за ним приехали "люди в штатском". Фрэнсис Гэри Пауэрс (Francis Gary Powers) - так звали пилота в тот же день окажется в Москве, где начнёт давать показания.
В результате провала переговоров об "открытом небе" между Эйзенхауэром и Хрущевым в 1950-х годах в США конструктору Келли Джонсону (Kelly Johnson) было поручено создание "несбиваемого" самолёта-разведчика. Идея Джонсона была в том, чтобы создать простой самолёт для полётов на высоте 21 км, что делало его недосягаемым для средств ПВО. Эта задача решалась за счёт большого размаха крыла и малого веса. Из соображений секретности самолёт получил наименование U-2 (первая буква означает англ. utility — так по американскому стандарту обозначаются военные самолёты «общего назначения», в то время как самолёты-разведчики обозначаются буквой R, от англ. reconnaissance).
Создание самолёта за несколько месяцев потребовало решения многих задач и человеческих жизней: при испытаниях погибли три лётчика. В 1955 году компания Локхид подняла в воздух первый экземпляр нового самолёта-разведчика, который был разработан и построен в условиях строжайшей секретности в отделении компании Advanced Development Programs, более известном всему миру как «Сканк Уоркс» (Skunk Works). Самолёт был готов в апреле 1956 года.
Для съемки секретных объектов на советской территории с самолетов U-2 ЦРУ США был создан специальный отряд "10-10". Официально подразделение именовалось 2-й (временной) авиационной эскадрильей метеоразведки WRS (P)-2 и действовало под прикрытием Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Все пилоты U-2 официально считались гражданскими лицами.
Разведывательные полёты над странами Восточной Европы начались уже 20 июня, а первый полёт над СССР был осуществлён в день независимости США — 4 июля 1956 года. Радиолокаторы советской ПВО обнаружили самолёт, но прервать его полёт было нечем. На полученных U-2 фотографиях можно было определить даже тип самолётов на аэродромах. U-2 три с половиной года считался "неуязвимым". До 1 мая 1960 года. Это был последний полёт U-2 над СССР.
Операция Grand Slam
В рамках операции под кодовым названием Grand Slam конце апреля 1960 года планировался полёт U-2 с пакистанской авиабазы Пешавар через Афганистан над советской территорией по маршруту Сталинабад — Аральское море — Челябинск — Свердловск — Киров — Архангельск — Северодвинск — Кандалакша — Мурманск с посадкой на норвежской авиабазе Будё.
29 апреля с турецкой авиабазы Инджирлик в Пешавар перелетел Lockheed U-2C с заводским номером 360 и бортовым 56-6693. Самолёт был без опознавательных знаков.
Самолёт под управлением пилота Фрэнсиса Гэри Пауэрса вылетел из Пешавара ранним утром 1 мая, когда погода над СССР улучшилась..
Рассекреченная ЦРУ карта полёта U-2 в рамках операции "Grand Slam" 1960 года.
В 5:36 мск самолет пересек советскую границу юго-восточнее Кировабада (ныне Пяндж, Таджикистан) на высоте 18–21 км со скоростью 720–780 км/ч.
В соответствии с планом полета Пауэрс пролетел над космодромом Байконур и сделал снимки находившихся там советских баллистических ракет, далее преодолел расстояние между Магнитогорском и Челябинском. Следующим пунктом маршрута был закрытый город Челябинск-40 (ныне ЗАТО Озёрск). Там находился комбинат "Маяк", где осуществлялось производство советского оружейного плутония..
Повышенная боеготовность сил ПВО привела к почти немедленному обнаружению самолёта Пауэрса, однако перехватить его самолётами-перехватчиками и высотными истребителями не удалось из-за большой высоты полёта U-2. В 08:53 московского времени при пролёте близ села Косулино и в районе Верхне-Сысертского водохранилища U-2 был сбит ракетой недавно принятого на вооружение зенитного ракетного комплекса С-75 "Двина" 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады расчётом под командованием майора Михаила Воронова. Позиция комплекса была определена ЦРУ в ходе визита в Свердловск вице-президента США Ричарда Никсона, однако аналитики ЦРУ посчитали, что его диапазон высот не превышает 18 км.
Самолёт U-2C, аналогичный сбитому над СССР 1.05.1960 г.
U.S. Air Force photo 1975
В цель попала первая ракета, в результате попадания самолет развалился на части, однако на экранах локаторов многочисленные отметки были восприняты зенитчиками как поставленные нарушителем помехи, и соседний дивизион дал залп по этим целям. Уже падающий U-2 был поражен второй ракетой, пущенной первым дивизионом той же 57-й бригады.
После взрыва первой ракеты Пауэрсу удалось выпрыгнуть из самолета с парашютом. Обломки U-2 рухнули на землю близ деревни Поварня, а сам летчик приземлился на поле близ Косулина.
По словам Фрэнсиса Гэри Паурса — младшего (сына пилота), после попадания ракеты U-2 начал резко падать, и его отец долгое время не мог катапультироваться: кабину удалось покинуть только на высоте около 4,5 км. Пилот приземлился на капустное поле.
Пауэрс даже не попытался взорвать самолет (кнопка находилась рядом с креслом), хотя в соответствии с инструкцией обязан был это сделать. Взрывчатка разнесла бы на мелкие куски не только машину, но и пилота. И он решил выбраться из падающей машины, воспользоваться парашютом, это ему удалось.
Советский зенитный ракетный комплекс С-75 "Двина" © ТАСС
Существуют, однако множество разных версий сбития самолёта. По одной из "западных" существующих версии во время полёта у самолёта Пауэрса на высоте в 60 000 футов (18,29 км) отказал двигатель. Для того, чтобы его перезапустить Паэрсу пришлось снизиться до 51 000 футов (15,54 км), в результате чего его смогли сбить зенитной ракетой. В советском союзе тоже существует совершенно иная версия того как был сбит U-2. В 1996 году газета "Труд" опубликовала рассказ бывшего пилота истребителя Су-9 Игоря Ментюкова Су-9 Игоря Ментюкова под претенциозным заголовком "Американского шпиона Пауэрса сбил я". Разбор этой "версии" можно прочесть на сайте Airwar.ru.
Свои потери
Из-за неразберихи и ажиотажа одной из ракет ЗРК С-75 был сбит самолёт МиГ-19 под управлением Сергея Сафронова, лётчик погиб, хотя и катапультировался. К тому времени шпионский самолёт Пауэрса уже полчаса как был сбит.
Последующее расследование установило, что ответчик системы распознавания «свой-чужой» на самолёте Сафронова был включён, но сама система не была задействована наземными службами ПВО. Причиной гибели лётчика послужила плохая работа боевого расчёта главного командного пункта армии ПВО. Начальники родов и служб не сообщали о принятых решениях на главный командный пункт. ГКП, в свою очередь, не информировал об обстановке командиров частей и соединений. В 57-й ЗРБ не знали о нахождении истребителей в воздухе. Поэтому был сбит самолёт Сафронова с включённым ответчиком. Сафронов был посмертно награждён орденом Красного Знамени.
Суд на Пауэрсом
Уничтожение американского разведчика U-2 над советской территорией привело к очередному витку напряженности в отношениях двух стран.
Советская сторона не стала делать никаких заявлений после пленения Пауэрса, и в первые дни после инцидента руководство ЦРУ, допуская, что самолет был сбит, было уверено в гибели летчика. 4 мая 1960 года NASA официально сообщило о том, что самолет U-2, принадлежащий агентству, производил исследования атмосферы над Турцией и пропал без вести в районе озера Ван в восточной части страны. Были даже представлены фотографии одного из U-2 с нанесенными на него опознавательными знаками NASA.
5 мая первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев сделал первое официальное сообщение об инциденте, заявив о том, что над территорией СССР 1 мая был сбит американский самолет-шпион. Однако советский лидер умолчал о том, что летчик остался жив.
Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев во время демонстрации документальных подтверждений разведывательной миссии Фрэнсиса Пауэрса, 7 мая 1960 года
© Bettmann / Getty Images
В ответ представитель Госдепартамента США Линкольн Уайт сообщил общественности, что самолет NASA вследствие неисправности кислородного оборудования сбился с курса и попал на территорию СССР, преднамеренное нарушение границы СССР вновь отрицалось. Однако 7 мая Хрущев сделал сенсационное заявление о том, что пилот сбитого самолета-разведчика жив, взят в плен и дает показания. Представителям мировых СМИ были предъявлены документальные подтверждения того, что самолет попал на территорию СССР с разведывательной миссией. На пресс-конференции 11 мая президент США Дуайт Эйзенхауэр признал факт проведения разведывательных полетов в воздушном пространстве СССР.
Пауэрс сотрудничал со следствием. 19 августа 1960 года он был приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к десяти годам лишения свободы. Полтора года летчик провел в знаменитом Владимирском централе, пока не было принято решение об обмене.