-
Николай Левкин
-
-
Не в сети
-
Завсегдатай
-
-
Сообщений: 10621
-
Спасибо получено: 6251
-
-
-
|
Воздушный арьергард.
Афганская война (1979–1989 гг.) стала примером мужества и героизма советских солдат и офицеров. В конце 1980-х гг. эта война была названа авантюрой советского руководства эпохи так называемого «застоя». Но в последнее время наше участие в гражданской войне в Афганистане стали пересматривать. Руководство СССР стремилось обезопасить свои южные границы от проникновения бандформирований и караванов с наркотиками. Советская Армия проводила политику замирения враждующих сторон, но по решению руководства страны ей пришлось покидать Афганистан в 1988 г. В своей заметке я хочу рассказать о малоизвестном эпизоде периода вывода частей ОКСВ в 1988–1989 гг. В это время их прикрытие наряду с частями спецназа и пограничных войск осуществляла Дальняя Авиация, самолеты которой действовали с южных аэродромов территории СССР.
В апреле 1988 г. были подписаны Женевские соглашения между Афганистаном и Пакистаном, в которых подчеркивался принцип невмешательства во внутренние дела ДРА и требования не поддерживать вооруженных моджахедов. СССР и США выступили посредниками в этих переговорах. Согласно данным соглашениям, Советские войска должны были покинуть Афганистан. И летом того же года начался вывод. Однако руководители афганских моджахедов не подписывали эти соглашения, а потому стали готовить диверсии против законного правительства ДРА, а также активно готовиться к уничтожению советских воинских колонн, возвращавшихся в СССР. В ущельях провинции Панджешер отряды оппозиции под командованием Г. Хехматияра, Б. Раббани, Ю. Халеса и Б Ладена стали готовить склады с боеприпасами, схроны с оружием и дополнительные школы для подготовки овладения различными видами оружия, которое поставлялось из США и других капиталистических стран. Эти планы стали известны разведчикам ГРУ Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР, работавшим в Афганистане. В августе 1988 г. советский Генеральный Штаб под руководством маршала Советского Союза С.Ф. Ахромеева, посоветовавшись с начальником оперативной группы управления Министерства Обороны СССР в Афганистане В.В. Варенниковым, принимает решение о применении Дальней Авиации для осуществления прикрытия вывода советских войск. 28 октября 1988 г. после долгого планирования операция началась. На аэродром Мары-1 прибыли четыре самолета Ту-16 251-го ИТБАП1 из города Белая Церковь (Украинская ССР) и 4 самолета Ту-22ПД из 341-го ТБАП2 под командованием подполковника В.И. Мельника, дислоцировавшегося в городе Озерное (Украинская ССР). На аэродром Мары-2 прибыли две АЭ 185-го Гвардейского ТБАП из города Полтава (Украинская ССР), на вооружении которого состояли самолеты Ту-22М3, которые активно осваивались этим полком. Командование операцией легло на командира 13-ой ТБАД (в которую входил 185-й ТБАП) генерал-майора Л.Е. Столярова. В Мары-2 прибыло почти все управление 185-го ТБАП во главе с командиром полка полковником В.И. Никитиным, его заместителями подполковниками П.В. Андросовым и Е.М. Паршиным, а также старшим штурманом полка подполковником А.Н. Либенковым. Эскадрильи вели подполковник Рустам Наилович Саберов (1-я АЭ) и подполковник Иван Петрович Дегтеров (2-я АЭ). Командировка началась в полной секретности. Ранним утром 28 октября 1988 г. советские летчики и штурманы,
поднятые по боевой тревоге и готовясь к вылету, не знали куда лететь. На построении было объявлено об очередных учениях. Вот так описывает происходившую ситуацию в своих мемуарах участник той операции командир отряда 1-й АЭ 185-го ТБАП майор Александр Семенович Клименко: «Ранним утром весь гарнизон был поднят по боевой тревоге, началась заправка самолетов на максимум. Это мне показалось странным, т.к. на предыдущих учениях полностью топливные баки не заправляли. Даже уже находясь в кабинах своих кораблей и получая команды «на взлет», мы не знали куда летим. На КДП объяснили, что задача будет дана в воздухе, мой правый летчик старший лейтенант Витя Савченко предположил, а не в Афган ли это нас? Последующие события подтвердили его слова: через 4 часа мы оказались на аэродроме Мары-2 в Туркмении». 31 октября 1988 г. две эскадрильи 185-го ТБАП на Ту-22М3 и четыре самолета Ту-16 251-го ИТБАП совершили первый боевой вылет. Был нанесен удар по окрестностям города Джалез, где находилась база моджахедов, регулярно обстреливавших аэродром Баграм на территории ДРА. Боевые вылеты проводились в этом направлении три дня, после чего разведка 40-й Армии зафиксировала большие потери среди душманов. Обстрелы Баграма и гибель советских военных прекратилась – это был первый успех советских «дальников». В последующие дни авиаударам подверглось еще несколько баз афганских моджахедов. Бомбардировщики Ту-22М3, изначально использовавшие бомбы калибром в 500 кг, через неделю после начала операции перешли на более мощные калибры в полторы и три тонны, а бомбардировщики Ту-16 использовали 9-тонные бомбы. Активно работали и Ту-22ПД ставившие помехи пакистанским истребителям, которые продолжали входить в воздушное пространство Афганистана. Боевые вылеты начинались в 10:00 и заканчивались глубокой ночью. В конце ноября 1988 г. по советским дальним бомбардировщикам душманы попытались применить переносной зенитно-ракетный комплекс американского производства «Стингер» как вспоминал это командир 1-й АЭ 185-го ГТБАП Рустам Наилович Саберов: «Как обычно моя эскадрилья работала по целям, но тут я заметил поднимающееся маленькое облачко, которое рассеялось. Чуть позже я понял, что это был ПЗРК и лишь благодаря тому, что мы находились на большой высоте в 9500 метров, нас он не достал».
В ноябре 1988 г. аэродром Мары-2 с инспекцией посетил командующий Дальней Авиацией ВВС СССР генерал-полковник Петр Степанович Дейнекин, который высоко оценил боевую летную работу и работу инженерно-технического состава 185-го ГТБАП, где заявил о том, что скоро придет замена и полк вернется в место постоянной дислокации. 3 декабря 1988 г. 185-й ГТБАП совершил последний боевой вылет, нанеся удары по окрестностям города Шиндант, откуда выходил советский мотострелковый полк. Благодаря работе советских летчиков полк вышел без потерь. 5 декабря 1988 г. 185-й ГТБАП покинул Мары-2 и вернулся в место постоянной дислокации на аэродром города Полтавы, совершив за время командировки 447 боевых вылетов. Но возвращались 5 декабря не все. Самым опытным, в числе которых были подполковники Р.Н. Саберов, А.Н. Либенков, И.П. Дегтеров, майоры А.С. Клименко и В.И. Бандюков, по приказу командования пришлось остаться, чтобы произвести обкатку в небе Афганистана своих сменщиков. На смену полтавскому полку прибыл 402-й ТБАП в составе двух АЭ из города Орши (Белорусская ССР) под командованием командира полка подполковника Валерия Анатольевича Янина, а также отряд 132-го ТБАП из города Тарту (Эстонская ССР). Эти части входили в состав 326-ой Тяжелой Бомбардировочной Дивизии. 5–7 декабря 1988 г. новые подразделения передислоцировались на аэродром Мары-2. В Мары-1 прибыло еще 7 бомбардировщиков Ту-16 из 251-го ИТБАП. На замену четырех самолетов Ту-22ПД из 341-го ТБАП прибыли Ту-22ПД из 203-го ГТБАП (город Барановичи, Белорусская ССР).
Именно в это время была сформирована специальная группа Дальней Авиации в Афганистане. Возглавил ее лично командующий Дальней Авиации генералполковник П.С. Дейнекин. Командировка в Афганистан для этих подразделений уже секретом не была. Из воспоминаний Евгения Юрьевича Ивченко, в 1988 г. капитана, начальника Воздушно-огневой и Тактической подготовки 2-й АЭ 402-го ТБАП: «Командировка секретом для нас не стала, на построении перед вылетом в Мары нам объяснили, что мы летим на войну, и основной задачей для нас будет прикрытие вывода оставшихся в ДРА частей 40-й Общевойсковой армии». 8 декабря 1988 г. специальная группа Дальней Авиации произвела первый боевой вылет совместно с оставшимися в Мары-2 летчиками-инструкторами из 185-го ГТБАП. Совместная работа продолжалась неделю, пока летчики 402-го и 132-го ТБАП не освоились в небе Афганистана. Советское командование применило тактику ковровых бомбардировок, работая по большим площадным целям. Это повысило эффективность воздушных ударов ТУ-22М3, которые работали почти всегда трехтонными бомбами. Вылеты осуществлялись в основном с утра и продолжались до позднего вечера. Были и ночные вылеты, но намного реже. Экипажи перед каждым вылетом были вооружены автоматами – обстановка требовала таких мер предосторожности. Интенсивность работы специальной группы была очень высокой, также как и эффективность: в период с декабря 1988 по февраль 1989 г. было уничтожено 30 крупных складов с боеприпасами, 4 школы подготовки операторов ПЗРК «Стингер», до 100 единиц транспорта и бронетехники и до 3000 человек личного состава. Также было уничтожено большое количество лазуритных шахт – главного источника доходов для афганских полевых командиров А. Шах-Масуда и Б. Раббани. 9 февраля 1989 г. 402-й ТБАП и отряд 132-го ТБАП совершили последний боевой вылет и были возвращены в места постоянной дислокации. Им на смену прибыло шесть самолетов Ту-22М3 из 840-го ТБАП из города Сольцы Новгородской области. Эта группа совершила еще 20 боевых вылетов. 15 февраля 1989 г. последние советские части покинули Афганистан. Операция по прикрытию вывода советских войск была завершена. Специальная группа Дальней Авиации в ДРА совершила 537 боевых вылетов. Боевых потерь не имелось. Через месяц советские Дальние бомбардировщики вернулись в место постоянной дислокации. Благодаря их действиям вывод частей Ограниченного Контингента Советских Войск был завершен с минимальными потерями. Экипажи и инженерно-технический состав были удостоены высоких правительственных наград.
|