О не удачном полете космического корабля Союз-18А ... 18/1
5 апреля 1975 года, с космодрома Байконур стартовал очередной пилотируемый космический корабль «Союз-18А или другое название - 18/1 (заводское обозначение 7КТ №39), с командиром корабля Василием Григорьевичем Лазаревым и борт-инженером Олегом Григорьевичем Макаровым.
В таком составе 27 сентября 1973 года они уже летали в космос, с позывным «Урал», на корабле «Союз-12». Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 15 минут 32 секунды и завершился благополучно. Цель полета – испытание-аварийно-спасательных скафандров «Сокол-К», которые были разработаны после трагической гибели при возвращении на Землю экипажа корабля «Союз-11» - Георгия Тимофеевича Добровольского, Владислава Николаевича Волкова и Виктора Ивановича Пацаева.
До этого ещё никогда не было случая, чтобы космонавты летели в новый полёт в старом составе.
На сей раз предстояла стыковка с орбитальной станцией «Салют-4» и работа на борту станции в течение месяца.
Станция «Салют-4» была выведена на орбиту 26 декабря 1974 года ракетой-носителем «Протон-К». До этого на станции работал экипаж Алексея Губарева и Георгия Гречко, прилетевших туда 11 января 1975 года на «Союзе−17». «Союз-18» - был второй полет на станцию. А 24 мая 1975 года на «Салют-4» уже просто на корабле «Союзе−18» (без 18А или18/1…..), слетали Пётр Климук и Виталий Севастьянов. «Салют-4» закончила свою работу 3 февраля 1977 года.
Вернемся к полету….
Корабль с космонавтами стартовал в 11:04. На 261-й секунде полёта по программе должно было произойти отделение второй ступени ракеты, однако это не случилось, ракету стало раскачивать. При штатном порядке разделения сначала начинается запуск двигателя третьей ступени, затем выключается двигатель второй ступени, вторая ступень отделяется и, в последнюю очередь, сбрасывается хвостовой отсек третьей ступени. На 289-й секунде из-за отказа реле были подорваны только три пирозамка хвостового отсека из шести. Третья ступень тягой двигателя выломала три несработавших замка, при этом возникла закрутка. На 295-й секунде углы отклонения стали слишком большими, и вступила в работу система аварийного спасения.
Двигатель третьей ступени выключился, корабль отделился от неё и стал выполнять операции, как при штатной посадке. Корабль «Союз» разделился на отсеки, и спускаемый аппарат перешёл к программе управляемой посадки. Из-за возникшего ранее вращения его система управления потеряла правильные «верх» и «низ» и, вместо того, чтобы развернуть корабль штатно вверх, чтобы создавать подъёмную силу, перевернула его. Спускаемый аппарат погружался в атмосферу и всё интенсивнее тормозил, создавая опасную для жизни перегрузку. Максимум составил 21,3 g. После полета, разбирая телеметрию, определили, что пиковая перегрузка на какие-то секунды доходила до двадцати шести.
Кроме потери зрения и слуха у космонавтов от неимоверных перегрузок, на грани человеческих возможностей, у космонавтов была остановка работы сердец и восстановление работы сердец при уменьшении перегрузки. Космонавты находились в обморочном состоянии…
Корабль достигнув высоты 192 км (почти в 2 раза выше линии Кармана, который расположен на высоте 100 км), разделился на отсеки, и спускаемый аппарат перешёл на спуск.
Командир корабля Василий Лазарев рассказывал, что, придя в себя, он увидел, что бортинженер ему что-то говорит. Но понять, что говорит напарник, он не мог - временно отключился и слух.
Экипаж попытался связаться с ЦУПом, чтобы уточнить, где приземлится спускаемый аппарат. Но связи не было. Вернее, космонавты не слышали ЦУП, зато в ЦУПе прекрасно слышали, что говорят на борту.
— Олег, куда садимся? — спрашивал Лазарев.
— В Китай или на Тихий океан, - съязвил бортинженер, после чего охарактеризовал происшедшее в отборных русских выражениях, крайне нелестно отозвавшись о работе двигателей второй ступени.
Макаров не знал, что его слова слышит генеральный конструктор Валентин Глушко. Услышав «критику» бортинженера, Глушко пошёл пятнами, приказал отключить трансляцию и громогласно пообещал, что Макаров больше никогда в космос не полетит.
Аварийная посадка корабля при отказе второй ступени ориентировочно должна была произойти на Алтае, либо, если не повезёт, в Китае. Отношения с Китаем у СССР тогда были сложные. В случае отказа третьей ступени космонавтов ожидало приводнение в Тихом океане.
Если даст отказ вторая -
Мы в Алтае иль в Китае.
Если третья откажет -
Здравствуй, Тихий океан.
Юрий Визбор
Но Слава Богу, спускаемый аппарат приземлился к юго-западу от города Горно-Алтайск, в 829 километрах к северу от границы с Китаем, в Восточно-Казахстанской области на высоте 1200 м на заснеженный склон горы Теремок-3 с координатами 50°50′ с. ш. 83°25′ в. д. Глубина снежного покрова около полуметра. После приземления «шарик» начал скатываться вниз по склону. За 150 м до обрыва опасный спуск был прекращён благодаря парашюту, зацепившемуся за растительность.
Хотя есть в интернете неподтвержденные слухи..… что приземлились в Монголии.
По инструкции, экипаж после приземления должен был отстрелить парашют. Однако у спасателей был свой взгляд на ситуацию. Во время различных экспериментов они обратили внимание на то, что при посадке в горном районе спускаемый аппарат после отстрела парашюта может запросто покатиться по склону с самыми печальными последствиями. Поэтому экипажу «Союза-18» спасатели дали неофициальную рекомендацию: в случае чего сначала осмотритесь, а уж потом отстреливайте парашют. Этот совет и спас космонавтов.
Когда они выбрались наружу, то обнаружили, что спускаемый аппарат стоит на склоне горы, в 150 метрах от пропасти, и не скатывается только потому, что парашют наглухо запутался в верхушках деревьев.
Температура была −7 °C, космонавты надели спасательные комбинезоны. Командир экипажа Василий Лазарев, не имея достоверных сведений насчёт места их приземления и опасаясь, что они приземлились в Китае, следуя инструкции, сжёг документы, касающиеся некоторых экспериментов, которые были запланированы для выполнения на орбите.
Спасатели тем временем выполняли спасательную операцию. Спасательный вертолёт не смог выполнить зависание в месте посадки. Поэтому спасательную команду высадил на лёд реки Уба, находящейся у подножья горы Теремок-3. При попытке спасательной команды подняться по склону горы к месту приземления космонавтов, вызвала снежную лавину, которая засыпала всю группу. Для спасения этой группы была снаряжена вторая группа спасателей, которая и откопала спасателей. К счастью все обошлось без жертв. Вся команда жива.
Спасанием космонавтов занимались и геологи. Они оказались ближе к месту приземления. Им со своего вертолета удалось высадить одного спасателя, который смог добраться до космонавтов.
Космонавты благополучно были эвакуированы с места посадки на второй день на вертолёте Военно-Воздушных сил. Командир экипажа вертолета Салим Гареев. Командир вертолёта отказался брать на борт геолога, который первым оказался у космонавтов, сославшись на инструкцию, что не может брать на борт посторонних, тем более с космонавтами. Но здесь проявили волю космонавты…… Олег Макаров заявил, что без геолога он никуда не полетит. Пришлось на борт взять и геолога. Далее космонавтов в Звёздный городок. Через несколько дней эвакуировали и спускаемый аппарат.
Первая публикация о неудачном запуске была во внутренних полосах газет, через месяц, 8 мая 1975 года….
«5 апреля 1975 года произведён запуск ракеты-носителя с пилотируемым космическим кораблём „Союз“ для продолжения экспериментов совместно со станцией „Салют-4“. На борту корабля находился экипаж в составе Героев Советского Союза лётчиков-космонавтов СССР Лазарева Василия Григорьевича, Макарова Олега Григорьевича. На участке работы третьей ступени произошло отклонение параметров движения ракеты-носителя от расчётных значений, и автоматическим устройством была выдана команда на прекращение дальнейшего полёта по программе и отделение космического корабля для возвращения на Землю. Спускаемый аппарат совершил мягкую посадку юго-западнее города Горно-Алтайска. Поисково-спасательная служба обеспечила доставку космонавтов на космодром. Самочувствие товарищей В. Г. Лазарева и О. Г. Макарова хорошее».
Ещё через восемь лет, в 1983 году, о некоторых подробностях происшедшего написала «Красная Звезда».
Космонавтов за «урезанный полёт» отметили тоже по «урезанному» варианту. Был порядок тогда – за второй полет в космос - вторая «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина. Но В. Г. Лазарева и О. Г. Макарова за героизм и самоотверженность наградили только орденами Ленина.
С этим случаем вспоминается случай награждения И. Сталиным спаянными орденами…….
А у корабля «Союз-18-1» отняли номер и передали следующему кораблю «Союз-18», на котором 24 мая 1975 году слетали П. Климук и В. Севастьянов. Прошло 45 лет с тех пор…..
Хотя и заявлялось, что космонавты перенесли перегрузки без всяких последствий и самочувствие товарищей В. Г. Лазарева и О. Г. Макарова хорошее, позже выяснилось, что здоровье В. Лазарева довольно сильно пострадало из-за больших перегрузок.
Олег Григорьевич Макаров вопреки угрозам конструктора Глушко, ещё дважды летал в космос, на «Союзе-27» и «Союзе Т-3». Он был моложе В. Лазарева на пять лет. Но командиром дублирующего экипажа «Союза Т-3» был Василий Лазарев.
Но Олегу Григорьевичу Лазареву слетать в космос больше не пришлось. В 1985 году он был уволен из Вооружённых Сил в запас и отчислен из отряда космонавтов в связи с состоянием здоровья. Умер 31 декабря 1990 года в возрасте 62 лет.
Олег Григорьевич Макаров тоже испытывал проблемы со здоровьем. После ухода из отряда космонавтов в 1998 году ему была сделана операция на сердце. Полностью восстановиться он так и не смог. 28 мая 2003 года в возрасте 70 лет умер от инфаркта.
Похожий полет был 11 октября 2018 года на корабле "Союз МС-10" российского космонавта Алексея Овчинина и американского астронавта Ника Хейга.
Один из боковых блоков первой ступени вовремя не отделился от центрального блока, пропоров его.
Система аварийного спасения отстыковала корабль от ракеты, и он совершил баллистический спуск с последующим приземлением в 25 км восточнее города Жезказган. Космонавты не пострадали а НАСА признал аварийным полет.
Алексей Овчинин так сказал тогда о полете.......
Две минуты сорок пять секунд. Авария носителя. Быстро мы прилетели.