Дни рождения

  • Жаров Михаил Васильевич (56)
  • Крикщюнас Раймондас (55)
  • Кузнецов Евгений (70)
  • Лях Игорь Анатольевич (60)
  • Мережко Александр Иванович (67)
  • Нечаенков Александр Львович (65)
  • Умертеев Фаниль Агзамович (62)
  • Цымбал Леонид Григорьевич (57)
  • Дорофеев Игорь Валерианович Завтра (54)
  • Панюшкина Оксана Завтра (45)
  • Солодских Игорь Владиславович Завтра (60)
  • Солянник Евгений Васильевич Завтра (62)

Вы не авторизованы.

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: История училища

История училища 17 март 2023 19:17 #30196

  • Харлов Александр
  • Харлов Александр аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 93
  • Спасибо получено: 83
Всем доброго здоровья! Подскажите чде описан полёт на разведку маршрута при подготовке школы к перебазированию в Оренбург.Недавно читал,теперь не могу найти. Полёт на С-4

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 18 март 2023 16:22 #30199

  • Харлов Александр
  • Харлов Александр аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 93
  • Спасибо получено: 83
СЕМЕНЕЦ Сидор Мефодьевич
Капитан (13.03.1938)
(14.02.1913 - ???)

Родился 14 февраля 1913 г. в селе Погребы (Погребки) Васильковского уезда Киевской губернии, Российская империя (в наградном материале - podvignaroda.ru/?#id=1519851299&tab=navDetailManUbil у Семенца С.М. местом рождения указано - Украинская ССР, Киевская область, г. Киев ???). Украинец.

В 1932 г. окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при мясокомбинате в г. Киеве.

По социальному происхождению - из крестьян-середняков, колхозник.

Член ВЛКСМ с 1931 г.
В РККА с 7 ноября 1932 г. Доброволец.
На 1945 г. - беспартийный.

В период с 7 ноября 1932 г. по 20 ноября 1933 г. курсант Семенец С.М. проходил обучение в Киевской военной пехотной школе имени Рабочих Красного Замоскворечья (г. Киев).

Во второй половине ноября 1933 г. был переведен для дальнейшего обучения в военную школу в г. Ташкент, Средне-Азиатский военный округ (САВО).

Окончил артиллерийское отделение Объединенной Среднеазиатской Краснознаменной военной школы имени В.И. Ленина в г. Ташкенте (САВО) в мае 1935 г. 1 мая 1935 г. состоялся 27-й выпуск командиров РККА (артиллеристов) в количестве 53 чел.

Воинское звание "лейтенант" присвоено приказом НКО № 01438 от 05.11.1935 г.

С 20 ноября 1935 г. по 5 ноября 1936 г. проходил обучение в 3-й Оренбургской военной школе летчиков и летчиков-наблюдателей имени К.Е. Ворошилова. Зачислен слушателем приказом по школе № 091 от 20.11.1935 г.

С 5 ноября 1936 г. по 14 февраля 1937 г. - младший летчик-наблюдатель в составе 12-й авиационной бомбардировочной эскадрильи. Назначен приказом НКО № 02136 от 05.11.1936 г.

Накануне отъезда (декабрь 1937 г.) в Испанию лейтенант Семенец С.М. находился в должности (с 14 февраля 1937 г., назначен Приказом командующего ВВС Белорусского военного округа (БВО) № 097) летчика-наблюдателя 11-й скоростной бомбардировочной авиационной эскадрильи 49-й скоростной бомбардировочной авиационной бригады, БВО.

Участник Гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.).

В командировке на территории Испании находился в период с 27 декабря 1937 г. по 21 июля 1938 г. в качестве штурмана авиационного звена бомбардировщиков СБ из состава 24-й бомбардировочной группы республиканской авиации.

В 1938 г. лейтенанту Семенцу С.М. было присвоено очередное воинское звание "капитан". Приказ НКО № 01407 от 13.03.1938 г.

С июля по 25 декабря 1938 г. капитан Семенец С.М. в прежней должности - летчик-наблюдатель 11-й скоростной бомбардировочной авиационной эскадрильи 49-й скоростной бомбардировочной авиационной бригады, БВО.

За выполнение специального задания советского правительства (на территории Испании) Семенец С.М. был награжден орденом Красного Знамени (14.11.1938).

Цитировать
Постановление ЦИК СССР "О НАГРАЖДЕНИИ КОМАНДИРОВ, ПОЛИТРАБОТНИКОВ, ИНЖЕНЕРОВ И ТЕХНИКОВ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ".
За выдающиеся успехи в боевой, политической и технической подготовке соединений, частей и подразделений Рабоче-Крестьянской Красной Армии Центральный Исполнительный Комитет СССР постановляет наградить командиров, политработников, инженеров и техников (Испания):
...

ОРДЕНОМ КРАСНОЕ ЗНАМЯ:
...

139. Лейтенанта Семенец Сидора Мефодьевича.
...

Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Центрального Исполнительного Комитета СССР А. ГОРКИН.
Москва, Кремль 14 ноября 1938 года.

С 25 декабря 1938 г. капитан Семенец С.М. занимал должность штурмана звена в составе 31-го скоростного бомбардировочного полка. Приказом по войскам Белорусского особого военного округа № 0139 от 14.02.1939 г. был утвержден в этой должности. В этой должности находился по вторую половину марта 1940 г.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг.
В составе действующей армии находился в период с 1 января по 13 марта 1940 г.

Приказом по войскам Северо-Западного фронта № 0563 от 23.03.1940 г. был назначен на должность старшего адъютанта эскадрильи в составе 31-го скоростного бомбардировочного полка.

Цитировать
Указ Президиума Верховного Совета СССР "О награждении орденами и медалями СССР начальствующего и рядового состава Красной Армии".
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество наградить:

...

ОРДЕНОМ КРАСНОЕ ЗНАМЯ:
...

2029. Капитана Семенец Сидора Мефодьевича.
...

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 7 апреля 1940 г.

На начало войны (июнь 1941 г.) капитан Семенец С.М. находился в прежней должности - старший адъютант эскадрильи в составе 31-го скоростного бомбардировочного полка.

Участник Великой Отечественной войны.
В составе действующей армии находился в следующие периоды: с июня по сентябрь 1941 г. на Ленинградском фронте, с мая по август 1942 г. - Калининский фронт, с марта 1943 г. по май 1945 г. на Воронежском, 1-м и 2-м Украинском фронтах.

С 28 сентября 1941 г. находился в распоряжении командующего ВВС Северо-Западного фронта.

В последующем был назначен на должность адъютанта эскадрильи в состав 193-го истребительного авиационного полка. Точные сроки нахождения в этой должности неизвестны.

Справочно: 193-й истребительный авиационный полк находился в составе действующей армии в периоды: 22.06. - 05.09.1941 (193 иап), 25.10.1941 - 27.08.1942 (193 иап). На вооружении имел истребители И-16, МиГ-3. C начала войны входил в состав 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО Ленинграда. В сентябре 1941 г. выведен для переформирования в 14 зап. Перевооружен истребителями ЛаГГ-3. С 25.10.1941 г. действовал на Калининском фронте сначала в составе ВВС Калининского фронта. В январе-феврале 1942 г. входил в состав 140-й авиационной дивизии. С марта 1942 г. действовал в составе ВВС 31-й Армии. В мае-июне 1942 г. действовал в составе 212-й смешанной авиационной дивизии, с июня 1942 г. - в составе 209-й истребительной авиационной дивизии. В конце августа 1942 г. выведен в тыл на переформирование. На вооружение получил самолеты Ла-5.

Порядок прохождения военной службы в период 1942-1045 гг.:
- помощник начальника оперативно-разведывательного отделения по разведывательной части, штаб 211-й ближнебомбардировочной авиационной дивизии, назначен приказом по 3-й воздушной армии № 035 от 31.08.1942 г. (31.08.1942 - 04.03.1943);
- помощник начальника оперативно-разведывательного отделения по разведывательной части - начальник аэрофотослужбы, штаб 5-го истребительного авиационного корпуса, назначен на основании предписания Управления кадров ВВС Красной Армии № 2/0443 от 04.03.1943 г., утвержден в этой должности приказом НКО № 02606 от 17.04.1943 г. (04.03.1943 - 10.02.1944);
- убыл в распоряжение начальника Управления кадров ВВС Красной Армии, приказ по частям и соединениям 5-го истребительного авиационного корпуса № 09/04 от 10.02.1944 г. (10.02.1944 - 26.02.1944);
- помощник начальника оперативно-разведывательного отеделения по разведывательной части, штаб 279 -й истребительной авиационной дивизии, назначен на основании предписания Управления кадров № 2/М/2602 от 26.02.1944 г. (26.02.1944 - 27.07.1944);
- заместитель начальника штаба по оперативно-разведывтельной части, 192-й истребительный авиационный полк, назначен приказом по 16-й воздушной армии № 0181 от 27.07.1944 г. (27.07.1944 - 26.12.1944);
- начальник штаба авиационной эскадрильи 511-го отдельного разведывательного авиационного Ясского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полка, 5-я Воздушная армия, назначен приказом по полку № 0156 от 26.12.1944 г. (26.12.1944 - 09.05.1945).

По окончанию войны продолжил службу в ВВС Красной Армии.
В 1945-1946 гг. служил в Одесском военном округе начальником штаба авиационной эскадрильи 511-го отдельного разведывательного авиационного Ясского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского полка.

Уволен в запас по ст. 43, п. "А" 8 мая 1946 г.
По увольнению был зачислен на воинский учет в Петровский РВК г. Киева, Украинская ССР.
По состоянию на июль 1970 г. стоял на воинском учете в Киевском ОВК.

Семейное положение: был женат, в последующем - разведен.
Сын - Анатолий.

По состоянию на весну 1985 г. был жив и проживал в г. Киеве, Украинская ССР.

Награжден:
- орденом Красного Знамени (14.11.1938);
- орденом Красного Знамени (07.04.1940);
- орденом Отечественной войны II степени (16.06.1945);
- орденом Отечественной войны I степени (06.04.1985);
- медалью "За боевые заслуги" (03.11.1944) - за выслугу лет - 10 лет безупречной службы;
- медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг." (__.12.1945).
Перечень наград естественно неполный и неточный - информация уточняется.

Источники:
1. Из Москвы - в страну "Икс" [Текст] : Книга памяти советских добровольцев - участников Гражданской войны в Испании, 1936-1939 гг. / Том 2. Гл. архивное упр. г. Москвы, Центральный гос. архив г. Москвы ; [сост.: В.А. Арцыбашев, О.В. Каримов, И.Н. Волошенко]. - Москва : ЦГА Москвы, 2015.
2. Подвиг народа - podvignaroda.ru/
3. Сведения из Исторического формуляра Ташкентского пехотного училища имени В.И. Ленина.
4. Семенец Сидор Мефодьевич - www.proza.ru/2017/04/26/1591
5. Указ Президиума ВС СССР от 14.11.1938/Текст - nkvd.memo.ru/index.p...D0%A0_%D0%BE%D1%82_14.11.1938/%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82
6. Сведения из УПК Семенца С.М. ЦАМО.
Вложения:
Спасибо сказали: Николай Левкин

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 20 март 2023 17:31 #30217

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10714
  • Спасибо получено: 6281
Евгений Иванович Пичугин
лётчик 441-го истребительного авиационного полка ПВО Московского военного округа
младший лейтенант
Герой Советского Союза

Родился 17 января 1922 года в селе Шумашь Рязанского района Рязанской области в семье крестьянина.
Позже вместе с родителями переехал в город Владимир, куда был переведён по работе отец.
Окончил 9 классов железнодорожной школы № 4 города Владимира в 1938 году. Одновременно учился в аэроклубе.

В Красной Армии с 1938 года. По комсомольской путёвке был направлен в Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова, которое окончил в 1940 году.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Она застала его в городе Ржеве.
Свой первый вылет он совершил 22 июня 1941 года. В первые недели войны 441-й истребительный авиационный полк, в котором служил Младший лейтенант Е. И. Пичугин, охранял Ярославль, его промышленные объекты, нефтебазу, крупнейший мост через Волгу, а также железнодорожные узлы городов Ржева и Калинина.

Позднее, когда вражеские войска вышли к Днепру и заняли Смоленск, полк участвовал в отражении налётов немецкой авиации на Москву.

Защиту столицы каждый воин считал своим личным делом, самоотверженно выполнял боевые задачи. Лётчики 441-го истребительного авиаполка непрерывно патрулировали в воздухе, вели воздушную разведку, отражали вражеские налёты, наносили удары по наземным войскам и объектам противника. Постепенно росли мастерство и число боевых побед Евгения Пичугина. На его счету было уже 2 сбитых немецких самолёта.После окончания служил младшим лётчиком в 441-м разведывательном авиационном полку Московского военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Охранял небо Ярославля, Ржева и Калинина. В одном из воздушных боёв в районе Юхнова на «Харрикейне» в лобовой атаке сбил вражеский истребитель Me-109. Затем, выручая младшего лейтенанта Бондина, сбил другой.

Участвовал в отражении налётов на Москву. В воздушном бою на подступах к Москве, выручая младшего лейтенанта Степанова, сбил Me-109, но и сам был ранен в руку.

12 января 1942 года полк перебазировался на аэродром Мигалово в районе Калинина.

19 Марта Младший лейтенант Е. И. Пичугин совершил подвиг, обессмертивший его имя.

Около 10 часов утра того дня, при налёте вражеской авиации на аэродром Мигалово, Евгений вылетел на перехват противника. Следом за ним - младший лейтенант Степанов.

Едва набрав высоту, Евгений обнаружил 8 "Юнкерсов", шедших под прикрытием 4 Me-110. Не смутившись многократным превосходством противника, лётчик на большой скорости врезался в строй бомбардировщиков и открыл огонь. Один из "Юнкерсов" был подбит и с креном ушёл вниз, чуть в стороне загорелся второй, подбитый Степановым. Немецкие самолёты беспорядочно освободились от бомб и развернулись назад.

Рассеяв группу бомбардировщиков, Пичугин пошёл уже на посадку, когда у своего аэродрома заметил многоцелевой самолёт Ме-110. Вражеский разведчик несколько раз прошёл над аэродромом, производя аэрофотосъемку.

Евгений снова рванулся в бой. Тщетно враг пытался скрыться в облачности, лётчик догнал его и нажал на гашетку. Но очереди не последовало - боеприпасы иссякли. Тогда Евгений настиг врага, винтом срубил ему хвост и фюзеляж. Разведчик рухнул на землю. Но при таране погиб и советский лётчик. Это был его 82-й боевой вылет.

На месте гибели установлен обелиск
Похоронен в братской могиле на берегу реки Волги около посёлка Мигалово (ныне в черте Твери).

В одной из частей Московского округа ПВО, в списки которой навечно зачислен Герой Советского Союза Младший лейтенант Евгений Иванович Пичугин, среди памятных реликвий того времени бережно хранится письмо его отца Ивана Родионовича:

"Мой сын не пропустил врага в небо Москвы. Уверен, что и сегодня все подступы к нему недоступны для захватчиков. Желаю советским соколам, вам, кто стоит на страже нашего неба, новых и новых успехов".

За мужество и героизм, проявленные при выполнении заданий командования, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года лейтенанту Евгению Ивановичу Пичугину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Награждён орденом Ленина.

Память
Именем Пичугина названа улица во Владимире и в Твери..
Навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи 441-го истребительного авиационного полка ПВО.
Установлен мыемориальные доски во Владимире на д. 11 по улице Ленина (угол с улицей Пичугина), на здании школы № 41 (ул. Урицкого, 30), в которой он учился и в Твери на здании шёлкоткацкой фабрики.
Его имя носил пионерский отряд калининской школы № 19.
В городе Владимире установлена стела с барельефом Героя.
Спасибо сказали: Сергей Трифонов, Харлов Александр

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 23 март 2023 10:26 #30238

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10714
  • Спасибо получено: 6281
Зайцев Василий Георгиевич
командир эскадрильи 766-го штурмового авиационного полка
211-я штурмовая авиационная дивизия 3-я воздушная армия 1-й Прибалтийский фронт
старший лейтенант
Герой Советского Союза



Родился 23 марта 1916 года в городе Ставрополе в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1940 года.

В 1936 году окончил индустриальный техникум. В Красной Армии с 1937 года.
В 1940 году окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова.

На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1943 года. Принимал участие в боевых действиях на Воронежском и Калининском фронтах.

Старший лейтенант В.Г. Зайцев к августу 1944 года совершил 104 боевых вылета на штурмовку скоплений войск противника, аэродромов и других объектов. Нанёс врагу большой урон в живой силе и боевой технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Зайцеву Василию Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4177).

Награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

После войны продолжал службу в ВВС.
С 1954 года майор В. Г. Зайцев в запасе. Жил в Ставрополе.

Скончался 30 сентября 1956 года. Похоронен в Ставрополе на Даниловском кладбище



Его именем названы улицы в Ставрополе и городе Карталы Челябинской области.
Вложения:
Спасибо сказали: Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 23 март 2023 17:44 #30246

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10714
  • Спасибо получено: 6281
Михаил Андреевич Федосеев
командир 247-го истребительного авиационного полка
72-ой истребительной авиационной дивизии 51-ой Армии Крымского фронта
подполковник
Герой Советского Союза



Родился 20 сентября 1912 года в Казани, в семье рабочего. Затем жил в городе Перми. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу фабрично - заводского ученичества. Работал слесарем.
В 1933 году был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию по спецнабору и направлен в 3-ю Военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей (Оренбург). После окончания в 1936 году школы лётчиков учился в Борисоглебской школе высшего пилотажа. Проходил службу в 4-й эскадрилье 56-й истребительной авиационной бригады ВВС Киевского военного округа на должностях лётчика и командира звена

С 10 июня по 28 октября 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании.
Выполнил 160 боевых вылетов на И-16, провёл 40 воздушных боёв, сбил 7 самолётов противника.
22 Февраля 1939 года награждён орденом Ленина.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Сражался на Западном, Кавказском и Крымском фронтах. К Февралю 1942 года командир 247-го истребительного авиационного полка ( 72-я истребительная авиационная дивизия, 51-я Армия, Крымский фронт ) Майор М. А. Федосеев совершил 169 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боев, сбил 13 самолётов противника. Полк под его командованием уничтожил в воздушных боях 42 самолёта.

23 Марта 1942 года погиб в воздушном бою. К тому времени совершил более 200 боевых вылетов. Участвуя во многих воздушных боях, лично сбил 18 вражеских самолётов.

6 Июля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина ( дважды ), медалями. Похоронен в селе Семисотка Крымской области.

* * *

С Волжских берегов вступил в жизнь Михаил Федосеев. Его родной город - Казань, родная стихия - могучая Волга, на берегах которой проходило короткое мальчишеское детство. Годы были бурными - Первая Мировая война, свержение царя в Феврале 1917 года, Октябрьская революция, Гражданская война, голод. И детство у мальчишки из рабочей семьи было тревожное, полуголодное, полубезграмотное.

Когда он вырос, то из Казани перебрался в Нижний Новгород. 16-летним парнишкой поступил учеником слесаря на знаменитый завод "Красное Сормово". За 5 лет Михаил успел прожить большую трудовую жизнь. В 1931 году по путёвке комсомола поехал на Урал - там работал на лесозаготовках, сплавлял лес. Потом строил химический комбинат в Пермской области. Учился на рабфаке без отрыва от производства. В 1933 году его как передового рабочего и активиста райком комсомола направляет в Оренбургскую военную школу лётчиков. Так юноша с волжских берегов встретился с небом.

Всё удавалось Михаилу, всюду он был первым. В 1936 году, после окончания лётной школы по первому разряду, его откомандировали в Борисоглебскую школу высшего пилотажа. И здесь он в передовиках. Стены школы молодой лётчик покидает уже командиром звена. Первомай 1937 года. Воздушный парад над Красной площадью. Один из краснозвёздных истребителей, стремительно пролетающих над Москвой, вёл лётчик Киевского Особого военного округа Лейтенант Михаил Федосеев.

Когда в 1936 году произошёл фашистский мятеж в Испании и развернулись схватки между плохо вооружёнными народными массами и фалангистами Генерала Франко, Федосеев подал рапорт командованию: "Прошу отправить меня добровольцем в Испанию". Его рапорт был удовлетворён...

Первый вражеский самолёт в небе Испании Михаил сбил 4 Августа 1938 года. На штурм переправ и плацдармов республиканцев по реке Эбро противник бросил с воздуха 250 машин. На высоте 5000 метров Федосеев нагнал одного из "Мессеров". Как ни изворачивался тот, пытаясь уйти, наш лётчик на своём И-16 всё - таки достал его прицельной очередью. Через несколько дней он занёс на свой счёт ещё один сбитый самолёт. Неудержимым, нацеленным на врага был Михаил Андреевич в бою, и за это качество испанские товарищи прозвали его "Ресистенте" - неутомимый.

Осенью 1938 года интернациональные бригады прощались с Испанией. На счету Федосеева было 160 боевых вылетов, 40 воздушных боёв, 7 сбитых вражеских самолётов. ( По данным М. Ю. Быкова имел 5 личных побед ) За мужество, проявленное в боях, его удостоили ордена Ленина.

По возвращении в Советский Союз Капитан М. А. Федосеев был назначен командиром 6-й отдельной авиационной эскадрильи. В 1940 году он принял руководство вновь созданным 88-м истребительным авиаполком, позже стал заместителем командира этого полка. Интересны, убедительны и наглядны были разборы учебных воздушных боёв, проводимых Федосеевым. Нередко, прерывая рассказ, он садился в кабину самолёта, приглашая в соседний условного противника, и над аэродромом разыгрывалась настоящая "коррида".

В 88-м авиаполку Федосеев пробыл недолго, чуть более года. Перед самой войной его назначили командиром вновь сформированного 247-го истребительного авиационного полка. Жаль было товарищам расставаться с Михаилом Андреевичем, но они понимали, что на новом месте он нужнее.

С началом Великой Отечественной войны Майор М. А. Федосеев вновь участвует в боях с вражеской авиацией. С Сентября 1941 года по Март 1942 года он совершил 169 боевых вылетов на И-16 и ЛаГГ-3, в 27 воздушных боях лично сбил 13 неприятельских самолётов. Лётчики полка под его командованием за то же время уничтожили 42 вражеские машины.

...В начале Ноября 1941 года немцы прорвали нашу оборону и вышли на Крымскую равнину. Начались жестокие оборонительные бои. На участке полка Майора Федосеева противник бросил в бой до 100 самолётов. Федосеевцы ежедневно делали по 10 - 12 вылетов. Однажды 8 самолётов под командованием Майора Федосеева и Капитана Кутихина сопровождали 6 бомбардировщиков в район Каховки. На обратном пути лётчики встретили 8 немецких самолётов. Ударная группа завязала бой и сбила 4 вражеских истребителя.

26 Декабря 1941 года наши войска высадились в Феодосии и Керчи. Большую помощь десантникам оказали лётчики Майора Федосеева. Преодолевая снегопад, низкую облачность, они блестяще справились со своими боевыми заданиями. Штаб ВВС Кавказского фронта представил М. А. Федосеева к присвоению звания Героя Советского Союза.

В те дни Федосееву, как командиру полка, непосредственно принимать участие в боевых операциях было запрещено. Но он каждый раз старался своим личным примером вдохновлять новичков. С начала войны прошло 9 месяцев, а на счету Федосеева уже было 17 сбитых вражеских самолётов. Полк был одним из лучших в дивизии.

23 Марта 1942 года штаб фронта приказал Федосееву срочно произвести разведку аэродрома Субаши, на котором предполагалось скопление авиации немцев. На выполнение задания полетели лейтенанты Карнач, Шевчук, Ширенко, Шмырёв. Но через несколько минут в землянку Федосеева вбежал дежурный по полку и доложил, что один самолёт не смог вылететь на задание. Федосеев сам сел в самолёт и полетел догонять улетевшую группу.

Карнач, Ширенко, Шевчук в нескольких километрах от аэродрома вели бой: трое против семерых. Федосеев с ходу вступил в схватку, сбил вражеский самолёт. Через несколько минут чёрный шлейф дыма потянулся и за вторым "Мессером". Но и его истребитель был повреждён, сам он ранен. Федосеев ещё пытался продолжить бой, но неуправляемая машина упала на территорию занятую врагом.
6 Июля 1942 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Следует отметить, что Н. Г. Бодрихин в своей известной книге "Советские асы" приводит несколько иные обстоятельства гибели Михаила Федосеева:

"Он неоднократно устраивал дуэли с нёмецкими лётчиками в одиночку, появляясь над аэродромом противника, и вызывал его на бой. В одном из таких боёв "рыцари неба" подстерегли его над аэродромом Грамматиково, где неожиданно атаковали и сбили. Он погиб 23 Марта 1942 года, одержав свою последнюю, 22-ю, победу".

По воспоминаниям будущего Героя Советского Союза и воздушного аса Василия Шевчука, его ученика (13 личных и 1 групповая воздушные победы), в этот день майор Федосеев на неисправном самолёте бросился на помощь своим лётчикам, вступившим в бой с превосходящими силами противника, но на подходе к месту воздушного боя его перехватили несколько немецких истребителей, несколько минут он вёл бой в одиночку против них, но в конце концов его истребитель был сбит и упал в 1,5 км от села Корпечь. Лётчик парашютом не воспользовался.
Похоронен в селе Семисотка Ленинского района Республики Крым.


Именем Героя Советского Союза М. А. Федосеева названа одна из улиц Кировского района Перми.
На пересечении улиц Федосеева и Автозаводской города Перми установлен памятник М. А. Федосееву

Вложения:
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Михерский Сергей , Харлов Александр

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 29 март 2023 14:50 #30287

  • Харлов Александр
  • Харлов Александр аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 93
  • Спасибо получено: 83
Учебные заведения. на 1.01.23 г.
Академия Красного Воздушного Флота им. Жуковского Москва Козловский пер. Высшая военная воздухоплавательная школа Петроград Волково поле Высшая аэрофотограммаметрическая школа Москва Таганка 1-я высшая школа военных лётчиков Москва Ходынка 2-я высшая школа военных лётчиков(формируемая) Москва Военное училище Красного Воздушного Флота Киев Школа Морской Авиации имени Л.Д.Троцкого Севастополь Круглая Бухта Военно-техническая школа Красного Воздушного Флота Петроград 1-я военная школа лётчиков Севастополь (Кача) 2-я военная школа лётчиков (формируемая) Москва Военная школа Воздушного Флота Егорьевск Высшая военная школа красных лётчиков-наблюдателей Петроград Военная школа пилотов-воздухоплавателей Кунцево Алекс.ж.д. Авиорадио отделение № 2 при Воен.шк. пилотов-в/плав. Имение «Шумовка» Высшая военная школа воздушной стрельбы Серпухов Владычий монастырь и бомбометания
Спасибо сказали: Николай Левкин, Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 30 март 2023 07:34 #30294

  • Харлов Александр
  • Харлов Александр аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 93
  • Спасибо получено: 83
ещё с мешка
Вложения:
Спасибо сказали: Николай Левкин

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 30 март 2023 07:37 #30295

  • Харлов Александр
  • Харлов Александр аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 93
  • Спасибо получено: 83
Вложения:
Спасибо сказали: Николай Левкин

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 30 март 2023 09:51 #30296

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10714
  • Спасибо получено: 6281

Харлов Александр пишет:

Саша, спасибо! Фото очень хорошее. А вот оборотка не читается. Или перефотографипровать надо крупнее, или написать.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 30 март 2023 11:54 #30299

  • Харлов Александр
  • Харлов Александр аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 93
  • Спасибо получено: 83
Вложения:
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Николай Левкин

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 02 апр 2023 21:39 #30320

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10714
  • Спасибо получено: 6281
Полежаев Семён Антонович
командир эскадрильи 16-го гвардейского авиационного полка 1-й гвардейской авиационной дивизии 1-го гвардейского авиационного корпуса Авиации Дальнего Действия (АДД)
гвардии майор
Герой Советского Союза


Родился 12 сентября 1918 года в городе Саранск, ныне столице республики Мордовия, в семье крестьянина. Русский. Окончил среднюю школу.

В Красной Армии с 1936 года. В 1940 году окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков ( г. Оренбург).

Участник Великой Отечественной войны с августа 1941 года. Был командиром звена, эскадрильи, заместителем командира полка по строевой части.
Воевал в дальнебомбардировочной авиации (ДБА), в авиации дальнего действия (АДД), в составе 18-й воздушной армии. Член ВКП(б) с 1942 года.

Командир эскадрильи 16-го гвардейского авиационного полка дальнего действия гвардии майор Полежаев к декабрю 1943 года совершил 224 боевых вылета, из них 8 – днём, 216 – ночью, на бомбардировку важных военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника, в том числе 11 – на дальние цели в городах Германии и её сателлитов: Берлин – 29.09.42; Бухарест – 13.09.42; Варшава – 01.09.42 и 12.05.43; Данциг – 16.04.43; Кёнигсберг – 31.08.41, 18.07.42, 25.07.42, 10.04.43; Тильзит – 20.04.43. Совершил 53 боевых вылета ночью на бомбардировку коммуникаций, аэродромов, живой силы и техники противника в населённых пунктах: Смоленск, Орёл, Брянск, Минск, Гомель, Орша, Харьков, Полоцк, Витебск, Карачев, Нежин, Бахмач, Киев, Сеща, Олсуфьево, Балабасово, Мга, Беззаботное.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Полежаеву Семёну Антоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3392).

Несколько эпизодов из боевой работы командира эскадрильи 16-го гвардейского дальнебомбардировочного полка гвардии майора С.А.Полежаева.

14 января 1943 года при бомбардировке скопления мехчастей и живой силы противника в населённом пункте Каменный Буерак Полежаев, снизившись до 400 метров, дал возможность штурману прицельно отбомбиться. При этом был взорван склад боеприпасов, а стрелки обстреляли живую силу из пулемётов.

15 июля 1943 года Полежаев бомбил железнодорожный узел Орёл. Несмотря на исключительно сложные метеоусловия (облачность 10 баллов, дождь), пробился к цели, сделав 2 захода.

21 июля 1943 года во втором вылете в ночь на бомбардировку железнодорожного узла Карачев у самой цели самолёт Полежаева был подбит истребителями противника и оба стрелка были ранены. На горящем самолёте лётчик дошёл до цели, штурман успешно выполнил бомбометание и, отойдя на 5 километров, весь экипаж выбросился на парашютах. Несмотря на ожоги лица командира Полежаева и ранения стрелков, экипаж 9 дней пробивался по оккупированной территории к своим войскам. Донесение о гибели экипажа уже ушло командованию, когда лётчики «с того света» вернулись в полк.

15 августа 1943 года при бомбардировке железнодорожного узла Рославль самолёт Полежаева попал под интенсивный огонь зенитной артиллерии. Несмотря на это, комэск создал 2 больших очага пожара и 1 взрыв огромной мощности.

6 сентября 1943 года при бомбардировке железнодорожного узла Бахмач экипаж Полежаева создал 3 очага пожара.

14 октября 1943 года при бомбардировке аэродрома противника Балабасово самолёт Полежаева на цель пришёл первым. Создал 4 очага пожара и вывел из строя лётное поле.

Гвардии майор Полежаев более 30 боевых вылетов совершил на подсвечивание цели и на разведку погоды. Имел налёт – 957 часов, их них 814 часов – ночью. На голову противника им было сброшено 350 тонн бомб.

Нельзя не отметить бессменный экипаж гвардии майора Полежаева:
штурман – гвардии капитан Рагозин;
стрелок-радист – гвардии старшина Голубой;
стрелок – гвардии старший сержант Пирцхалава.

К концу войны совершил более 300 боевых вылетов. Войну закончил в Берлине. Награждён 2 орденами Ленина (31.12.42; 13.03.44), 2 орденами Красного Знамени (13.06.43; 28.04.45), медалями.

С 1946 года майор С.А.Полежаев – в запасе.
Работал инструктором Мордовского обкома ВКП(б).
В 1952 году окончил Высшую торговую школу Министерства торговли СССР. Работал управляющим республиканской базой "Росторгодежда" в Саранске.
Умер 19 сентября 1982 года. Похоронен в Саранске.
На доме, где жил Герой, установлена мемориальная доска.

Спасибо сказали: Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 04 апр 2023 14:56 #30335

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10714
  • Спасибо получено: 6281
Василий Андреевич Степанчонок
лётчик-испытатель
полковник

Родился 4 апреля 1901 года. Его родители долго жили и работали на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в Харбине.

В августе 1915 года Василий поступил в Хабаровское техническое железнодорожное училище и после его окончания в апреле 1918 года стал работать на КВЖД ремонтником путей.
Был участником Гражданской войны. Воевал в партизанском отряде, участвовал в боях за взятие города Никольск-Уссурийска в январе 1920 года. Весной этого же года принял участие в бою с японцами у города Спасска-Приморского на бронепоезде «Освободитель». После Гражданской войны снова вернулся на КВЖД.

В 1923 году Степанчонок вступил в ряды Красной армии. Последовательно окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу лётчиков в 1924 году,, Борисоглебскую школу военных лётчиков в 1925 году и Военную школу воздушного боя в Серпухове (бывший "Стрельбом") в 1926 году.
С 1926 года Степанчонок был лётчиком-инструктором и командиром звена Качинской школы военных лётчиков.
С 1930 года - командир звена Луганской школы военных лётчиков им. Пролетариата Донбасса.

С 1931 года Василий Андреевич находился на летно-испытательной работе в НИИ ВВС СССР. Проводил заводские и государственные испытания самолетов и планеров А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова и других авиаконструкторов: И-5, Г-63, И-15, И-16, ИП-1, ДИ-6, Г-23, ДБ-3, И-26 (Як-1), И-301 (ЛаГГ-1), ДБ-3Ф, УТИ-26 (Як-7), Пе-3.
Участвовал в испытании «Звена Вахмистрова». Был участником пилотажной группы «Красная пятерка».

В июне 1936 года Степанчонок был в своей первой загранкомандировке в Бельгии и Англии. Осенью этого же года вновь находился в Бельгии и Англии, где в Лондоне показал свой высокий класс в демонстрационных полетах на аэродроме в Хендоне. В 1937-1938 годах находился в командировке во Франции и США, подробности этих поездок неизвестны.

Погиб Василий Андреевич Степанчонок 5 апреля 1943 года в испытательном полёте на И-185 конструкции Поликарпова.
Это был 3 полет Василия Андреевича на И-185.
Заходя на посадку на Центральном аэродроме он, то ли из-за ошибки в расчете, то ли по другой причине, решил уйти на второй круг. В это время мотор забарахлил.......
По словам летчика П.Е.Логинова, имелась полная возможность совершить посадку в пределах аэродрома, но Степанченок продолжил набор высоты...
Над заводом № 51 он выполнил второй разворот, над заводом № 1 - третий, и тут М-71 полностью отказал...
Василий Андреевич накренил самолет вправо, затем влево, решая, куда сесть. Высота была мала, и он начал планировать между двумя параллельно расположенными корпусами, но впереди, перпендикулярно курсу, находился сборочный цех.
Высоты «перепрыгнуть» его не хватало, и Степанченок направил самолет в окно...
Крылья были срезаны, смягчая удар, но фюзеляж врезался в стапель...
Один человек погиб, шестеро было ранено. Летчик скончался через час.
В акте по данной катастрофе виновниками были названы агрегатный завод (под седлом клапана карбюратора нашли медную контровочную проволоку, из-за чего мотор работал с перебоями, а потом отказал) и сам Степанченок.

В ночь с 7 на 8 апреля тело летчика было кремировано и урна с прахом была захоронена 8 апреля в колумбарии Новодевичьего кладбища в «секторе Моссовета»

О Василии Степанчонке так отзывался летчик-испытатель Герой Советского Союза С. Н. Анохин:

«...Тридцать лет назад «инженерию» летчики знали неважно. Допотопная техника порождала другие требования, и в первую очередь смелость и пилотажное мастерство. Особенно славился этим Василий Андреевич Степанчонок. Честное слово, его умение водить самолет было на уровне хореографического таланта Майи Плисецкой. В почерке полета Степанченка, как и в волшебном танце Плисецкой, всегда был элемент героического. Именно Степанченок первым в мире сделал на планере «Красная звезда» три мертвые петли. В моей жизни он сыграл громадную роль. Не будь Степанченка, может, и не стал бы я испытателем. Василий Андреевич первый предложил мне заняться испытательной работой: ведь кто-то должен был испытывать планеры, привозимые на коктебельские слёты...»
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 08 апр 2023 22:27 #30358

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10714
  • Спасибо получено: 6281
Мирошниченко Николай Прокофьевич
командир эскадрильи 34-го гвардейского бомбардировочного Тихвинского Краснознамённого ордена Кутузова 3-й степени авиационного полка (276-я бомбардировочная Гатчинская дважды Краснознамённая ордена Суворова 2-й степени авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт)
гвардии капитан
Герой Советского Союза



Родился 20 октября 1920 года в селе Петровское, ныне город Светлоград Ставропольского края.
Проживал в Киргизии, окончил Фрунзенский коммунально-строительный техникум и аэроклуб.
В рядах Красной Армии с 1940 года.
В 1942 году окончил Первую Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков ( Оренбург).
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1942 года.
Принимал участие в боевых действиях на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. 4 апреля 1944 года получил тяжёлое ранение.
9 июня 1943 года вылетел в составе 9 Пе-2 на бомбардировку аэродрома противника Сиверская (Ленинградская область). В ходе налёта были уничтожены 13 самолётов, взорваны склады с горючим и боеприпасами.
18 июля 1943 года произвёл 3 боевых вылета без прикрытия на разведку по маршруту: Красногвардейск (ныне Гатчина) - Сиверская - Владимирская - Ново-Лисино - Тосно - Войтолово (населённые пункты на территории Ленинградской области). Задание выполнил успешно.
19 июля 1943 года вылетел на разведку с одновременным бомбометанием железнодорожных станций Новолисино и Владимирская (Ленинградская область). После фотографирования пунктов бомбами разрушил железнодорожное полотно и станционное здание.
25 июля 1943 года вылетел в составе 5 Пе-2 на бомбометание переднего края обороны противника в районе Лобаново (Ленинградская область). В результате налёта были разбиты мост через реку Мга, жилые дома, артиллерийская батарея, наблюдались сильные взрывы и 2 больших очага пожаров.
8 сентября 1943 года вылетел ведущим пары Пе-2. В ходе выполнения боевого задания в горизонтальном полёте с высоты 3500 метров прямым попаданием уничтожил дальнобойную батарею противника, обстреливавшую Ленинград (ныне Санкт-Петербург).
26 февраля 1944 года вылетел ведущим 6 Пе-2 в составе группы из 12 машин для бомбардировки противника на аэродроме Тарту (Эстония). Преодолев сильное огневое заграждение зенитных средств, группа попала под атаку 8 Фокке-Вульф Fw 190. Умело маневрируя, группа, бомбовыми ударами, подожгла 4 самолёта и повредила на стоянке 5 самолётов противника.
7 марта 1944 года в составе 9 Пе-2 вылетел на бомбардировку противника на аэродроме Тарту (Эстония). Преодолев сильный заградительный огонь зенитных средств противника, группа уничтожила 17 самолётов на земле.
4 апреля 1944 года вылетел в составе 8 Пе-2 на бомбардировку железнодорожных эшелонов на станции Тарту (Эстония) с высоты 2800 метров. На боевом курсе группа была встречена 30 истребителями противника Фокке-Вульф Fw 190 и Мессершмитт Bf.109. Отбив многочисленные атаки, группа нанесла 4 прямые попадания в железнодорожные эшелоны, уничтожила станционную постройку, произвела до 15 попаданий по городским постройкам и 4 попадания по аэродрому. В ходе ожесточённого воздушного боя истребители прикрытия сбили 3 Мессершмитт Bf.109. Мирошников Н.П. получил тяжёлое осколочное ранение ноги. Невзирая на боль, привёл свой самолёт на аэродром, не покинув строй. Благополучно посадив машину, потерял сознание.
19 сентября 1944 года ведущим 9 самолётов Пе-2 в составе полка бомбардировал железнодорожные эшелоны на станции Реквере (Эстония). В результате налёта сожжено 3 железнодорожных эшелона и 1 пакгауз, разрушено и повреждено до 25 зданий и построек в городе, разрушено до 150 метров железнодорожного полотна.
10 октября 1944 года в составе 18 самолётов бомбардировал артиллерийские батареи противника. В ходе бомбардировки уничтожена 1 артиллерийская батарея, 10 жилых домов и несколько землянок, возник 1 сильный взрыв.
12 января 1945 года вылетел ведущим звена Пе-2 для нанесения бомбового удара по позициям противника. В ходе налёта звено уничтожило 5 зданий, разрушило 75 метров шоссейной дороги и 4 раза были отмечены прямые попадания по траншеям.
20 января 1945 года дважды в составе полка водил свою эскадрилью на бомбометание городов Инстенбург (ныне Черняховск, Калининградская область) и Гумбинен (ныне Гусев, Калининградская область). В результате бомбометания в Инстенбурге разрушено и повреждено 30 зданий и от 40 до 60 метров железнодорожного полотна. При подлёте к Гумбинену группа была встречена сильным заградительным огнём зенитной и малой зенитной артиллерии противника. Не смотря на это, а так же на то, что всего в 200 метрах от места бомбометания находились наши наземные части, задание выполнено успешно. В ходе налёта разрушено 13 зданий, взорван склад со взрывчатыми веществами, разрушено 75 метров железнодорожного полотна и отмечены прямые попадания в плотину.
5 февраля 1945 года вылетел ведущим 9 самолётов Пе-2 в составе группы из 20 машин для бомбардировки с высоты 3000 метров складских помещений в порту Пиллау (ныне Балтийск, Калининградская область). В результате удара разрушено и повреждено 53 здания, возникло 5 сильных взрывов, повреждены 1 корабль и 1 судно.
15 февраля 1945 года в сложных метеоусловиях вылетел ведущим 9 самолётов на бомбардировку скопления войск противника. В ходе налёта разрушено и уничтожено до 20 жилых зданий, вызвано 6 очагов пожаров, уничтожено до 300 солдат противника.
20 февраля 1945 года в составе полка дважды вылетал на уничтожение опорных пунктов и миномётных батарей противника. Бомбовыми ударами были уничтожены 80 зданий, 200 метров железнодорожного полотна, вызвано 8 очагов пожара. После второго налёта часом позже наши пехотные части заняли населённый пункт.
9 марта 1945 года в составе полка бомбардировал живу силу и миномётные батареи противника. В результате налёта было уничтожено и повреждено 20 зданий, отмечались 7 прямых попаданий по траншеям.

К апрелю 1945 года гвардии старший лейтенант Мирошниченко Н.П. совершил 160 успешных боевых вылетов на разведку и бомбардировку скоплений войск противника. Из общего числа произведённых боевых вылетов 40 боевых вылетов совершил на разведку одиночным самолётом, в основном без прикрытия.
Командованием полка представлен к присвоению звания «Герой Советского Союза». Но высокие награды Родины отважный лётчик получить не успел.
Погиб в воздушном бою 8 апреля 1945 года.
Похоронен в посёлке Пушкино Нестеровского района Калининградской области.

На могиле установлен памятник.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Мирошниченко Николаю Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 10 апр 2023 09:54 #30368

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10714
  • Спасибо получено: 6281
Валеев Агзам Зиганшевич
командир эскадрильи 179-го истребительного авиационного полка (331-я истребительная авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт)
майор
Герой Советского Союза



Родился 10 апреля 1919 года в селе Каргали (ныне Чистопольский район Республики Татарстан). Окончил 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В 1937 году переехал в Узбекистан. Работал в Ташкенте слесарем на заводе, одновременно учился в аэроклубе.
С 15 декабря 1938 года в рядах Красной Армии, призван Кагановичским РВК (города Ташкента).
В 1940 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков (ныне город Оренбург).
Служил в строевых частях ВВС.

С 25 июня 1941 года младший лейтенант А. З. Валеев в действующей армии.
Воевать начал в должности командира звена 199-го ИАП (56-я ИАД, ВВС Северного фронта), летал на И-153. В июле 1941 года полк передислоцировался в город Ярославль, где выполнял задачи по охране военных объектов Ярославско-Рыбинского района ПВО.
10 августа 1941 года в воздушном бою был легко ранен в голову.
В сентябре 1941 года полк был расформирован и А. З. Валеев переведён в 120-й ИАП (6-й ИАК ПВО, Московская зона ПВО), где продолжал летать на И-153. Участвовал в обороне Москвы и контрнаступлении советских войск под Москвой.
В феврале 1942 года был направлен в 772-й ИАП (ВВС 61-й Армии, Брянский фронт), где летал также на И-153.
С 10 мая 1942 года воевал в 875-м ОСАП (ВВС Западного и Брянского фронтов), продолжая летать на И-153. Участвовал в боях на территории Орловской, Тульской и Калужской областей.
8 июля 1942 года был ранен в правую руку и обе ноги, получил ожёги лица. После выздоровления вернулся в полк и продолжал боевую работу до 20 марта 1943 года (затем полк был расформирован).
С июня 1943 года воевал уже в 179-м ИАП (331-я ИАД) в должности заместителя командира и командира эскадрильи. Летал на "Харрикейне", Як-1 и Як-9. Сражался на Западном, 1-м Украинском и 2-м Украинском фронтах. Участвовал в боях на Курской дуге, Проскуровско-Черновицкой и Львовско-Сандомирской, Дебреценской, Будапештской, Венской, Братиславско-Брновской и Пражской наступательных операциях.

К 9 мая 1945 года командир эскадрильи 179-го истребительного авиационного полка (331-я истребительная авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) майор А. З. Валеев совершил 501 боевой вылет (включая 221 - на разведку), в 25 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 3 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета от 15 мая 1946 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8988).

После окончания войны продолжал служить на различных должностях в ВВС.
В 1945 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу, в 1952 году - Военно-Воздушную академию (в Монино).
С 13 декабря 1971 года полковник А. З. Валеев - в отставке. Жил в городе Архангельске (ныне административный центр Архангельской области), затем переехал в город Чистополь (ныне административный центр Чистопольского района Республики Татарстан).
Умер 31 декабря 1986 года, похоронен на Старом мусульманском кладбище.



Награды: Орден Ленина (15.05.1946), Красного Знамени (07.06.1944, 14.01.1945, 13.06.1945), Александра Невского (18.08.1944), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (18.04.1942, 30.04.1954); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (20.06.1949).

Память:
Именем Героя названа улица в г.Чистополе
На Аллее Героев г. Чистополя установлена памятная плита с барельефом.
Мемориальная табличка установлена в Пантеоне Героев парка Победы г.Казани
Установлена памятная доска на Родине Героя в с.Каргали
В МБОУ «Каргалинская гимназия» имеется школьный музей, посвящённый Герою
Вложения:
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 12 апр 2023 16:35 #30386

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10714
  • Спасибо получено: 6281

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 12 апр 2023 16:55 #30387

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10714
  • Спасибо получено: 6281
Штанев Яков Иванович
заместитель начальника штаба 121-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 11-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии
гвардии майор
Герой Советского Союза



Родился 12 апреля 1916 года в станице Кугоейской Крыловского района Краснодарского края в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942.
Окончил семь классов неполной средней школы. Работал бригадиром в колхозе.

В 1935 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище.
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

За годы войны заместитель начальника штаба 121-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии майор Я.И. Штанев совершил 230 боевых вылетов на бомбардировку вражеских аэродромов и войск, нанеся противнику значительный урон в живой силе и технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Якову Ивановичу Штаневу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8305).

После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР.
В 1959 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии.
С июля 1960 года подполковник Я.И. Штанев - в запасе. Жил в Днепропетровске.
Скончался 14 августа 1998 года.
Похоронен в Днепропетровске на Аллее Героев Запорожского кладбища.


Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

Почётный гражданин города Днепропетровск.
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 14 апр 2023 23:24 #30406

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10714
  • Спасибо получено: 6281
Эрнст Генрихович Шахт
лётчик бомбардировочной авиации
военачальник
генерал-майор авиации
Герой Советского Союза


Родился 14 апреля 1904 года в городе Базель (Швейцария). Немец.
В 1918 -'1921 годах работал подручным маляра, учеником электромонтёра на заводе.
Из-за политических преследований в апреле 1922 года эмигрировал в СССР.
В 1924 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
В 1925 году – Высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания (г.Серпухов).
Служил в строевых частях ВВС (в Московском военном округе).
В 1931 году окончил КУНС при Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.
С декабря 1926 года по декабрь 1931 года участвовал в ликвидации басмачества.
В 1929 году за мужество и героизм, проявленные в этих боевых вылетах, был награждён орденом Красного Знамени.
С декабря 1931 года – командир Эскадрильи особого назначения, которая базировалась на Центральном аэродроме в Москве и занималась перевозкой высшего командного состава Красной Армии.
В мае 1936 за высокие показатели в лётной подготовке был награждён орденом Ленина.
Участник боевых действий в Испании с сентября 1936 по февраль 1937 года. Вначале занимался обучением испанских лётчиков на аэродроме Алькала-де-Энарес, а с октября 1936 года командовал 1-й бомбардировочной авиаэскадрильей.
Указом ВЦИК СССР от 31 декабря 1936 года майору Шахту Эрнсту Генриховичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» №15.
С июня 1937 года – начальник Липецкой высшей лётно-тактической школы (в 1938 году переформирована в Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования).
С августа 1939 года – начальник Рязанских высших курсов усовершенствования ВВС.
В 1940 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба.
В апреле 1940 года назначен командиром 167-го резервного авиационного полка (г.Рязань), в котором отрабатывалась методика «слепых» полётов.
С ноября 1940 года – заместитель командующего ВВС Орловского военного округа по ВУЗам.
30 мая 1941 года арестован «как германский шпион и участник антисоветского военного заговора, передававший немцам шпионские сведения о советском самолётостроении».
13 февраля 1942 года постановлением Особого совещания НКВД СССР был приговорён к высшей мере наказания и 23 февраля 1942 года расстрелян. Место захоронения неизвестно.
Посмертно реабилитирован в 1955 году.
На Введенском кладбище в Москве установлен кенотаф...


Награды:
Герой Советского Союза (31.12.1936)
2 ордена Ленина (25.05.1936, 31.12.1936)
орден Красного Знамени (1929)
медаль «XX лет РККА» (1938)
Вложения:
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 16 апр 2023 09:43 #30408

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10714
  • Спасибо получено: 6281
Пранцкявичус Витаутас Стасисович

заслуженный лётчик-испытатель СССР
майор


Родился 15 апреля 1932 года в городе Каунас (Литва). Отец работал литейщиком-формовщиком по чугуну на заводе, мать – швея.
В 1944 году прочитал книгу американского лётчика-испытателя и начал стремиться стать лётчиком. Много читал по этой теме, занимался спортом, имел несколько спортивных разрядов.
В 1951 окончил 11 классов школы.
Занимался парашютным спортом в Каунасском аэроклубе, летал дважды на планере в качестве пассажира.
Но его не хотели брать в авиацию из-за национальности. Помог случай. Заболел русский парень, призванный в лётное училище, и получилась вакансия… Занимался парашютным спортом в Каунасском аэроклубе.
В армии с мая 1951года.
В 1951-1953 учился в Уманском ВАУЛ, летал на Як-18, Як-18У, Ли-2. В 1955 году окончил Кировабадское ВАУЛ.
В 1955-1956 - лётчик-инструктор Кировабадского ВАУЛ.
В 1956-1964 -лётчик-инструктор Оренбургского ВВАУЛ.
К концу 1963 года имел 14 спортивных разрядов (из них 5 – первых), выполнил 92 парашютных прыжка.
Военный лётчик 1-го класса, инструктор парашютно-десантной подготовки.
С октября 1964 года - в запасе.
В 1964 окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей, в 1965 - заочно Оренбургское ВВАУЛ.
С 1964 по 1977 - лётчик-испытатель Иркутского авиазавода.
Испытывал серийные Як-28 (1964-1971), Ан-24Т (1966-1971), МиГ-23УБ (1970-1977), МиГ-27 (1973-1977) и их модификации.
В одном из полетов на Як-28 был вынужден катапультироваться.
С 1977 по 1992 - лётчик-испытатель Киевского авиазавода.
Испытывал серийные Ан-24 (1977-1979), Ан-26 (1977-1986), Ан-30, Ан-32 (1983-1992) и их модификации.
Жил в Киеве.
Умер 27 августа 2008 года. Похоронен в Киеве, на Берковецком кладбище.
Награждён орденами Трудового Красного Знамени (25.03.1974), «Знак Почёта» (26.04.1971), медалями.
Вложения:
Спасибо сказали: Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 17 апр 2023 01:41 #30415

  • Михерский Сергей
  • Михерский Сергей  аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • С ком.приветом!
  • Сообщений: 225
  • Спасибо получено: 440

Николай Левкин пишет:

Пранцкявичус Витаутас Стасисович
заслуженный лётчик-испытатель СССР
майор
В 1944 году прочитал книгу американского лётчика-испытателя и начал стремиться стать лётчиком. Много читал по этой теме, занимался спортом, имел несколько спортивных разрядов.
.

Наверное, эту книгу, я её прочёл ранее Маркушинской "Вам взлёт".....

Вложенный файл:

Имя файла: Dzhordanov_-_Vashi_Krylya.pdf
Размер файла: 6,858 KB
Вложения:
Спасибо сказали: Николай Левкин, Сергей Трифонов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Не в силе Бог, а в Правде.....

История училища 18 апр 2023 22:53 #30434

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 10714
  • Спасибо получено: 6281
Романов Пётр Иванович
командир звена 108-го авиационного полка дальнего действия (36-я авиационная Смоленская Краснознамённая дивизия дальнего действия, 8-й авиационный Смоленский корпус дальнего действия, Авиация дальнего действия)
капитан
Герой Советского Союза


Родился 6 июня 1918 года в селе Серебряные Пруды Венёвского уезда Тульской губернии, ныне посёлок городского типа Московской области. Из семьи крестьянина. Русский.

С 1931 года жил в Москве, в семье старшего брата.
Окончил 7 классов и школу ФЗУ при 1-м Московском Государственном подшипниковом заводе. Работал слесарем 1-го Московского Государственного подшипникового завода. Окончил Тушинский аэроклуб Осоавиахима.

В Красной Армии с 1940 года.
Окончил Кировобадскую военную авиационную школу пилотов имени В.С. Хользунова в 1941 году.
Служил в ВВС Закавказского военного округа. В августе 1941 года участвовал в операции по вводу советских войск в Иран.

На фронтах Великой Отечественной войны с 13 октября 1941 года. Принимал участие в боях на Северо-Западном фронте в составе 42-го бомбардировочного авиационного полка, совершил 17 боевых вылетов. Член ВКП(б) с 1942 года.

В марте 1942 года полк передан в состав Авиации дальнего действия, лётчик П.И. Романов продолжил воевать в его составе. Участвовал в обороне Москвы.
В августе-сентябре 1942 года содействовал советским войскам при обороне Сталинграда, совершив 17 боевых вылетов по скоплениям врага в его прифронтовой полосе.
Осенью 1942 года совершил 7 боевых вылетов на подавление немецкой дальнобойной артиллерии, обстреливавшей Ленинград. летал на бомбардировку железнодорожных и аэродромных узлов врага в Смоленске, Дно, Брянске, Минске, Полтаве, Орше, Гомеле, Орле, Витебске, Вязьме, Курске, Воронеже.

В мае 1943 года бомбил промышленное объекты врага в Варшаве.
В составе авиационных групп специального назначения трижды действовал в Заполярье: в мае-июне и в октябре-ноябре 1942 года.
В третий раз, с 22 ноября 1943 года по 20 февраля 1944 года входил в состав оперативной группы 8-го авиакорпуса - "Север-3", самолёты Ил-4 которой базировались на аэродроме под Мурманском.
Главной задачей этой группы являлась боевая работа в интересах Северного флота.
В ночь на 11 февраля 1944 года в качестве командира экипажа (штурман капитан Прокудин А.Н.) участвовал в бомбардировке гитлеровского линкора "Тирпиц" в Альтен-фьорде (Северная Норвегия). В небе Заполярья выполнил 49 боевых вылетов.

Командир звена 108-го авиаполка дальнего действия (36-я авиадивизия дальнего действия, 8-й авиакорпус дальнего действия, АДД) капитан П.И. Романов к концу февраля 1944 года совершил 209 боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов в тылу противника, железнодорожных узлов, эшелонов и складов.
На противника было сброшено 206,5 тонн авиабомб. Сожжено на земле 10 самолётов, уничтожено 27 складов, 5 железнодорожных эшелонов, 11 станционных и аэродромных зданий, подавлен огонь 9 зенитных точек, вызвано 27 крупных и средних взрывов, 63 очага пожара, 47 прямых попаданий в аэродромные объекты врага. экипаж успешно провёл 6 воздушных боёв с вражескими истребителями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Романову Петру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Продолжил сражаться с врагом. Выполнил 300 боевых вылетов.
Погиб в боевом вылете под Берлином в ночь на 18 апреля 1945 года, доведя подбитый зенитным огнём бомбардировщик до цели и точно накрыв её за секунды до того, как горящий самолёт взорвался в воздухе.
Похоронен в городе Мюнхеберг, земля Бранденбург, ФРГ.



Капитан (1944). Награждён орденами Ленина (19.08.1944), Красного Знамени (31.12.1942), Отечественной войны 1-й степени (17.06.1943), Красной Звезды (20.06.1942), медалями "За оборону Сталинграда" (1943), "За оборону Москвы" (1944), "За оборону Ленинграда" (1943).

Именем Героя Советского Союза П. И. Романова названы средняя школа № 490 в Москве, улицы в городе-герое Москве и в посёлке Серебряные Пруды Московской области.
На заводе, где он работал, установлена мемориальная доска.
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Сергей Трифонов, Михерский Сергей , Харлов Александр

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум