Гетьман Семён Григорьевич
генерал-майор авиации
Герой Советского Союза
Родился 28 января 1903 года в селе Великие Будища Зеньковского уезда Полтавской губернии, ныне областном центре Полтавской области Украины, в семье служащего.
После окончания начальной школы работал каменщиком.
С 1920 года в Красной Армии. Участник Гражданской войны.
В 1922 году окончил Полтавские пехотные курсы.
В 1929 году окончил 3-ю военную школу лётчиков и летчиков-наблюдателей им. К. Е. Ворошилова в Оренбурге.
В 1934 году - курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1935 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.
С Июня 1941 года в действующей армии. С июля 1941 года командир 4-го штурмового авиационного полка (11-я смешанная авиационная дивизия, Западный фронт) майор С. Г. Гетьман умело руководил действиями групп штурмовиков при нанесении ударов по вражескому аэродрому, в результате которых была выведена из строя взлётно - посадочная полоса и уничтожено 22 самолёта противника.
4 октября 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
С мая 1942 года Гвардии подполковник С. Г. Гетьман командовал 230-й ШАД.
После войны продолжал службу в ВВС.
В 1948 году окончил Военную академию Генерального штаба, был на ответственных должностях в войсках Советской Армии.
С 1955 года генерал - майор авиации С. Г. Гетьман - в запасе, а затем в отставке.
Жил в Москве, где скончался 30 Августа 1985 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. Участок 9-2.
Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды, "Знак Почёта"; медалями.
* * *
Боевое крещение С. Г. Гетьман получил во время Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Тогда он командовал 4-м ближнебомбардировочным авиационным полком, вооружённым самолётами Р-3ет.
Перед Великой Отечественной войной Гетьман получил приказ срочно передать устаревшие Р-3ет в другой полк, а ему с лётчиками ехать переучиваться на совершенно секретный самолёт - штурмовик, зашифрованный индексом "Н".
Штурмовик Ил-2 (первых серий) был одноместным, а для переучивания требуется учебно - тренировочный самолёт того же типа, но со второй кабиной для инструктора и с двойным управлением - спарка. Такого самолёта не было. Тогда Гетьман с инженером дивизии раздобыли спарку самолёта Су-2 и стали на нём вывозить лётчиков. На планировании инструктор специально разгонял скорость, чтобы отработать скоростные посадки, как на штурмовике. Так пилоты обучались летать сначала на Су-2, а потом и на самолёте Ил-2.
4-й штурмовой авиаполк, которым командовал Майор С. Г. Гетьман, проявил исключительную стойкость с первых дней войны. Сам командир полка умело руководил действиями групп штурмовиков при нанесении штурмовых ударов по объектам и войскам противника.
Боевое крещение лётчики полка получили 27 Июня 1941 года на Западном фронте, когда 5 Ил-2 в 19:40 нанесли бомбово-штурмовой удар по колонне германских танков и мотопехоты на Слуцком шоссе в районе Бобруйска на рубеже реки Березина. Удар по немецкой колонне "Ильюшины" нанесли с бреющего полёта. Бомбометание произвели на глазок - промазать было трудно, так как колонна была в несколько рядов. Пушки после первых же выстрелов отказали. Ударили РСами.
Ил-2 Капитана К. Н. Холобаева напоролся на батарею "эрликонов", в результате - машина была порядком издырявлена, бронекорпус превратился в рванину, в центроплане образовалась огромная дыра (Капитан провалился в неё когда вылазил из самолёта после посадки), маслобак пробит и так далее...
По воспоминаниям Героя Советского Союза В. Б. Емельяненко, когда командир полка Майор С. Г. Гетьман увидел Ил-2 Холобаева, то приказал немедля закатить его в ангар и никому не показывать. Приказ, однако, выполнить не успели - севший на вынужденную СБ "добил" холобаевскую машину. Это была первая потеря полка. Ил-2 остальных лётчиков группы получили незначительные повреждения и были быстро введены в строй.
4 Июля 1941 года во время атаки аэродрома противника ведущее звено первой группы в составе комполка Майора С. Гетьмана, старшего политрука В. Василенко и командира 3-й эскадрильи Капитана Н. Саталкина было буквально "изрешечено" огнём зенитной артиллерии ПВО аэродрома. Василенко и Саталкин были сбиты. Их машины упали на лес в районе цели. Ил-2 Гетьмана получил сильные повреждения, но до своего аэродрома всё же долетел.
5 и 9 Июля 1941 года Майор С. Г. Гетьман умело руководил действиями групп штурмовиков при нанесении ударов по вражескому аэродрому, в результате которых была выведена из строя взлётно - посадочная полоса и уничтожено 22 самолёта противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Октября 1941 года за умелое командование авиационным полком, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Майору Гетьману Семёну Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 566).
В начале 1942 года 4-й штурмовой авиационный полк был преобразован в 7-й Гвардейский ШАП.
С 18 Мая 1942 года Гвардии подполковник С. Г. Гетьман - командир 230-й штурмовой авиационной дивизии, которую он возглавлял до конца войны. Лётчики - штурмовики этой авиадивизии громили врага в небе Кубани, принимали активное участие в Новороссийско - Таманской, Крымской, Могилёвской, Белостокской, Осовецкой, Восточно - Померанской, Берлинской наступательных операциях, освобождали советские города Темрюк, Севастополь, Могилёв, Волковыск, польские города Белосток, Осовец, Остроленка, Хойнице, Грудзёнз, Гданьск...
22 Февраля 1943 года командиру 230-й штурмовой авиадивизии С. Г. Гетьману было присвоено воинское звание "Полковник", а 1 Июля 1944 года - уже и "Генерал - майор авиации".
За время пребывания на фронте С. Г. Гетьман в групповых воздушных боях одержал 5 побед. К концу войны его часть именовалась так: 230-я Краснознамённая Кубанская штурмовая ордена Суворова авиационная дивизия.
После войны отважный комдив продолжал службу в ВВС. В 1948 году он окончил Военную академию Генерального штаба, был на ответственных должностях в войсках Советской Армии.