Дни рождения

  • Ахмедов Бахтиёр Касимович (56)
  • Гладышев Андрей Александрович (60)
  • Димитров Александр Александрович (49)
  • Кузора Виктор Никодимович (76)
  • Новиков Владимир Павлович (75)
  • Петров Виктор Павлович (76)
  • Алимов Виктор Михайлович Завтра (67)
  • Владимир Гуськов Завтра (60)
  • Донсков Анатолий Павлович Завтра (67)
  • Ивахненко Леонид Тимофеевич Завтра (80)
  • Исаков Виктор Анатольевич Завтра (52)
  • Ковалевский Олег Евгеньевич Завтра (61)
  • Мерзляков Александр Владимирович Завтра (69)
  • Рулёв Вадим Юрьевич Завтра (56)
  • Сизов Валерий Иванович Завтра (70)
  • Шандер Вильгельм Александрович Завтра (71)

Вы не авторизованы.

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: История училища

История училища 10 мая 2022 19:29 #28139

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 7861
  • Спасибо получено: 2832
Николай Васильевич Иванов
гвардии лейтенант
Старший лётчик 59-го гвардейского Барановичского Краснознамённого штурмового авиационного полка 2-ой гвардейской штурмовой Черниговско-Речицкой Краснознамённой ордена Суворова авиационной дивизии
16-я воздушной армии
1-го Белорусского фронта
Герой Советского Союза 

Родился 9 мая 1923 года в деревне Юрково в семье крестьянина. Русский. 

Окончил Татаркинскую семилетнюю школу. С 1939 года жил в Москве. Здесь окончил школу фабрично-заводского ученичества, получил специальность токаря-универсала 4-го разряда. Работал токарем на заводе, учился в аэроклубе. 

В марте 1941 года был призван в Красную Армию и направлен в лётное училище. Начало Великой Отечественной войны встретил курсантом Кировабадской военной авиационной школы пилотов бомбардировщиков. Осенью 1941 года окончил обучение. 

На фронте с октября 1942 года. Первое время летал на биплане По-2. По заданию командования поддерживал связь штаба Донского фронта со штабами армий. Всего под Сталинградом совершил более 100 успешных боевых вылетов. 

10 декабря 1942 года, возвращаясь с боевого задания, увидел севший на вынужденную посадку в расположении гитлеровских войск наш истребитель. Рискуя жизнью, он посадил свою машину вблизи истребителя, перенёс тяжело раненного лётчика в свой самолёт и доставил его в госпиталь. Для Иванова этот случай не единичный. За время боевой работы на По-2 он спас жизнь восьмерым лётчикам, вывозя их с мест вынужденных посадок за линией фронта. 

После разгрома окружённых гитлеровских дивизий под Сталинградом сражался на Центральном фронте в районе Курска. И здесь лётчик отлично выполнял все боевые задания, показал себя бесстрашным и решительным воином. 8 марта 1943 года, несмотря на плохие метеоусловия, сумел установить связь с 2-м гвардейским кавалерийским корпусом, действовавшим за линией фронта. За выполнение этого задания был награждён орденом Красной Звезды, а через некоторое время за 269 успешных боевых вылетов — орденом Красного Знамени. 

Весной 1944 года прошёл переподготовку, освоил самолёт-штурмовик Ил-2. С июня 1944 года воевал в составе 59-го гвардейского штурмового авиационного полка, в составе которого прошёл до Победы. В том же 1944 году вступил в ВКП(б)/КПСС. Участвовал в боях за освобождение Белоруссии, Польши. 

К ноябрю 1944 года гвардии лейтенант Н. В. Иванов совершил 371 боевой вылет (и них 269 — на По-2), в которых уничтожил 15 танков, 2 железнодорожных эшелона, 130 повозок, до 60 автомашин, 8 батарей, 2 склада с боеприпасами много солдат и офицеров. 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанту Иванову Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 38074) и медали «Золотая Звезда» (№ 5987). 

После войны продолжал службу в ВВС. В 1948 году окончил Пугачёвское военное авиационное планёрное училище ВДВ, в 1952 году — среднюю школу, в 1955 году — курсы усовершенствования офицерского состава. Служил в 764-м истребительном авиационном полку (аэродром Большое Савино, Пермь). С 1962 года подполковник Н. В. Иванов — в запасе. 

Жил в городе Белая Церковь Киевской области, работал контролёром ОТК на заводе. 

Умер 10 ноября 1993 года. Похоронен в городе Белая Церковь Киевской области. 

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

 
Вложения:
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 30 мая 2022 10:41 #28282

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 7861
  • Спасибо получено: 2832
Жолудев Леонид Васильевич
генерал-лейтенант авиации
Заслуженный военный лётчик СССР.
Герой Советского Союза

Родился 27 мая 1917 года в Колпино. Его отец Филимон Дроздецкий, работавший в литейной мастерской, скончался, когда Леониду было 3 года, и мать с тремя детьми уехала к родственникам на Псковщину. Там она вышла замуж за Василия Жолудева, который усыновил её детей.
Леонид вернулся в Колпино к родственникам, которые жили на Балканах, и до 4 класса учился в школе № 3. Старшие классы заканчивал в Идрицкой фабрично-заводской школе Псковской области. В 1935 году приехал в Ленинград и работал в строительном тресте. В Красной Армии с 1936 года.

В 1939 году окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова.
Член ВКП(б) с 1939 года.

На фронте с июля 1941 года. Командир эскадрильи 35-го гвардейского бомбардировочного авиаполка (5-я гвардейская бомбардировочная авиадивизия, 1-й гвардейский бомбардировочный авиакорпус, 15-я воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт) гвардии капитан Л.В. Жолудев к февралю 1945 года совершил 193 боевых вылета на бомбардировку стратегических объектов врага, аэродромов и скоплений живой силы противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за успешное командование эскадрильей, образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии капитану Жолудеву Леониду Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7927).

После войны продолжил службу в Вооружённых Силах. В 1950 году окончил Военно-воздушную академию. Командовал авиационной частью, соединением, работал при Штабе Объединённых вооружённых сил государств - участников Варшавского Договора. Заслуженный лётчик СССР. С 1976 года генерал-лейтенант авиации Л.В. Жолудев - в запасе. Жил в Москве. Умер 22 июня 1997 года. Похоронен на Хованском Центральном кладбище.

Награждён тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.

Имя Героя носила пионерская дружина школы села Кицково Себежского района Псковской области.

Имя Л.В. Жолудева увековечено на стеле «Аллеи Славы» в Колпино на Оборонной улице.
Вложения:
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 06 июнь 2022 18:14 #28335

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 7861
  • Спасибо получено: 2832
Федосеев Михаил Андреевич
Подполковник
командир 247-го истребительного авиационного полка
Герой Советского Союза

Родился 7 (20) сентября 1912 года в городе Казань, ныне столице Республики Татарстан.
В 1933 году был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию по спецнабору и направлен в 3-ю Военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей (Оренбург). После окончания в 1936 году школы лётчиков учился в Борисоглебской школе высшего пилотажа. Проходил службу в 4-й эскадрилье 56-й истребительной авиационной бригады ВВС Киевского военного округа на должностях лётчика и командира звена.

С июня по октябрь 1938 года лейтенант Федосеев участвовал добровольцем в национально-революционной войне испанского народа. Летал на истребителе И-16 и воевал в группе легендарного истребителя Сергея Грицевца.
На счету командира звена Федосеева было 88 боевых вылетов с 109-ю часами боевого налёта, 40 воздушных боёв, 5 сбитых вражеских самолётов лично и 2 в группе.
За мужество, проявленное в боях, был удостоен ордена Ленина.
Согласно исследованиям С. Абросова, был пятым по результативности советским асом-истребителем в Испании, но звания Героя Советского Союза ему присвоено не было (хотя его получили несколько лётчиков, по числу воздушных побед уступавших М. А. Федосееву.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года, командир истребительного авиационного полка. Сражался на Западном, Кавказском и Крымском фронтах.
Командир 247-го истребительного авиационного полка (72-я истребительная авиационная дивизия, 51-я армия, Крымский фронт) майор Михаил Федосеев к февралю 1942 года совершил сто шестьдесят девять успешных боевых вылетов, в двадцати семи воздушных боях сбил тринадцать самолётов противника. Вверенный майору Федосееву М.А. полк уничтожил в воздушных боях сорок два вражеских самолета.
В один из боевых дней восьмерка самолётов-истребителей «ЛаГГ-3» под командованием М.А. Федосеева и капитана Кутихина сопровождали шесть бомбардировщиков в район Каховки Херсонской области. На обратном пути советские лётчики встретили восемь самолётов противника. Ударная группа вступила в бой и сбила четыре вражеских истребителя.
26 декабря 1941 года, когда войска Красной Армии высадились в крымских городах Феодосии и Керчи, значительную помощь десантникам оказали лётчики полка майора Федосеева М.А.
Преодолевая снегопад и низкую облачность, они отлично справились со своими боевыми заданиями. Штаб Военно-воздушных сил Кавказского фронта представил М.А. Федосеева к присвоению звания Героя Советского Союза.
23 марта 1942 года майор Федосеев пал смертью храбрых в неравном воздушном бою, сбив два вражеских самолета, и увеличив свой боевой счёт до восемнадцати самолётов противника. Похоронен в селе Семисотка Ленинского района ныне Автономной Республики Крым (Украина).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года за умелое командование авиационным полком, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Федосееву Михаилу Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Вложения:
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 08 июнь 2022 14:56 #28350

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 7861
  • Спасибо получено: 2832
Гридинский Александр Иванович
гвардии лейтенант
заместитель командира эскадрильи 144-го гвардейского штурмового авиационного полка 9-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта
Герой Советского Союза

Родился 14 сентября 1921 года в городе Шацк Рязанской области. По причине частых переводов отца, семья жила на разных железнодорожных станциях: Шацк, Нижнее Мальцево, Сасово, Алма-Ата. В Алма-Ате окончил неполную среднюю школу и алма-атинский аэроклуб.
В Красной Армии с 1940 года. В 1942 году окончил 1-ю Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов им. К. Е. Ворошилова. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1942 года.
Начал Гридинский боевую деятельность на Калининском фронте. Особенно отличился в период наступления советских войск в декабре 1942 года.
20 декабря 1942 года эскадрилья Пошивальникова получила приказ уничтожить укрепления противника у города Великие Луки. 8 «илов» встретил вражеский зенитный огонь.
Звено Гридинского вызвало на себя всё «внимание» гитлеровских зениток. Несколько раз спикировав на позиции противника, звено меткими очередями из пушек и пулемётов разбило 3 батареи. Тем временем остальные лётчики справились с основным заданием, и вся группа без потерь возвратилась на аэродром.
Нелегко складывались бои за освобождение города Белый. Несмотря на ненастную погоду, Гридинский ни разу не вернулся с боевого вылета ни с чем: пополнял счёт уничтоженных фашистов, их техники, приносил ценные разведданные.
К концу 1942 года он имел в своём активе 50 боевых вылетов, уничтожил 3 зенитные батареи, 9 танков и самоходных орудий, 32 автомашины, 4 бензоцистерны противника, заслужил 3 благодарности командования.
Летом 1943 года 144-й гвардейский штурмовой авиаполк в составе Степного фронта участвовал в Курской битве.
27 июня 1943 года при вылете на штурмовку гитлеровской танковой и автомобильной колонны в 40 километрах юго-западнее города Белгород на последнем заходе самолёт командира эскадрильи Пошивальникова получил повреждения и, загоревшись, приземлился. К нему двинулось сразу несколько фашистских танков.
Гридинский приказал другим лётчикам прикрыть место посадки, а сам ринулся вниз на выручку. Самолёт Гридинского с раненым командиром на борту начал разбег почти под самым носом гитлеровских танков. Поблизости разорвалось несколько снарядов, на Гридинский уже набрал высоту.
Осенью 1943 года Гридинский принимал участие в боях на Днепре. Однажды ему удалось уничтожить вражескую переправу через Днепр в районе города Кременчуг. Звено Гридинского сымитировало налёт, спровоцировав погоню «мессершмиттов», а Гридинский тем временем со стороны солнца «свалился» на переправу и разметал её вдребезги. Звено без потерь вернулось на аэродром, правда, получив немало новых пробоин в машинах.
В другом вылете звено Гридинского увидело, как мощные силы гитлеровцев штурмуют небольшой плацдарм, завоёванный на западном берегу Днепра. Немедленно «илы» пошли в атаку. И вот уже загорелись 2 гитлеровские машины, полетели колёса от орудия, залегла фашистская пехота. А в это время одна за другой от левого берега отрывались лодки, спеша на помощь героическим защитникам плацдарма. Едва враг, заметив лодки, попытался возобновить атаку, снова на них свалилась с неба «летающие танки».
Сколько жизней братьев-пехотинцев сохранили тогда штурмовики звена Гридинского! При окружении и уничтожении противника в Корсунь-Шевченковском котле Гридинский совершил со своим звеном 18 боевых вылетов. 4 раза громил вражеские аэродромы, лично уничтожил 5 транспортных самолётов и 3 бомбардировщика Ю-84, 7 танков, 12 автомашин, подавил огонь 5 артиллерийских орудий крупного калибра.
В марте 1944 года войска 2-го Украинского фронта вышли к Днестру. 144-й гвардейский авиаполк, в котором Гридинский был уже заместителем командира штурмовой эскадрильи, перебазировался на полевой аэродром близ молдавского села Малые Пиструены. Готовились к предстоящим боям.

7 июня 1944 года на самолёт Гридинского поставили новый мотор, и он поднялся в небо, чтобы облетать его. Вдруг со стороны солнца появились 4 «мессера», наведённых на аэродром. Одинокий «ил» кинулся в атаку. Умело маневрируя, Гридинский сумел сбить одного «мессера», но очереди других настигли его. Самолёт Гридинского упал на краю аэродрома… Другие самолёты на аэродроме остались нетронутыми… Александр Иванович Гридинский похоронен в селе Распопены Резинского района республики Молдавия.
Минули годы, десятилетия. Но сослуживцы А.И.Гридинского не забыли своего однополчанина.
По крупицам они систематизировали его боевой путь. Наградной лист получился внушительным. За неполных 2 года на фронте Гридинский совершил 156 боевых вылетов, спас жизнь своему командиру, лично уничтожил 20 самолётов противника, 35 танков, 3 зенитные батареи, 90 автомашин, 4 бензоцистерны с горючим, переправу через Днепр.

Однополчане обратились к главнокомандующему ВВС маршалу авиации Жигареву Павлу Фёдоровичу с просьбой поддержать ходатайство о присвоении Гридинскому звания Героя Советского Союза. В канун празднования 20-летия Победы их старания увенчались успехом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Александру Ивановичу Гридинскому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Также он был награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.

В честь Гридинского названы улицы в городах Гжатске Смоленской области, сейчас Гагарин и в Шацке Рязанской области.
Вложения:
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 16 июнь 2022 16:51 #28393

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 7861
  • Спасибо получено: 2832
Бастриков Александр Михайлович
капитан
командир эскадрильи 15-го ИАП
278-ой истребительной авиационной дивизии
3-го истребительного авиационного корпуса
Северо-Кавказского фронта

Родился в 1915 году в городе Нижний Тагил на Урале. Его отца, рабочего железнодорожного депо, в 1918 году расстреляли белогвардейцы. Чтобы прокормить 3-х детей, мать днём стирала чужое бельё, а ночью сторожила магазин.
Окончив среднюю школу, работал слесарем механического цеха завода им. Куйбышева. Работал перевыполняя план на 170 процентов. Его портрет был на заводской Доске почёта. Освоил специальность электросварщика. Работу совмещал с учёбой в горно-металлургическом техникуме и Нижне-Тагильском аэроклубе.

Осенью 1935 года по путёвке комсомола поступил в Третью военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в Оренбурге, которую успешно окончил в 1938 году. После окончания ВШЛ в звание младшего лейтенанта служил на Дальнем Востоке.
После начала Великой Отечественной войны А. Бастриков сразу же подал рапорт с просьбой послать его на фронт. Но на Северо-Кавказский фронт отправили только 7 апреля 1943 года. К тому времени он уже имел звание старшего лейтенанта и был заместителем командира эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка.
Летал на Як-7. 10 мая 1943 года был тяжело ранен в воздушном бою, выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился в расположении наших войск. С 3 сентября 1943 года воевал на Южном фронте, где летал на Як-1 и Як-9.
Всего за восемь месяцев участия в боевых действиях, капитан Александр Михайлович Бастриков совершил около 100 боевых вылетов, провёл около 40 воздушных боёв, в которых сбил лично 22 самолёта противника и 1 самолет сбил в групповом бою. Кроме того, во время штурмовок он уничтожил 2 самолёта на аэродромах, несколько автомашин и зенитных батарей и более 100 солдат и офицеров.
За свои боевые дела он был награжден орденами: Красного Знамени (19.05.1943), Александра Невского (02.10.1943), Отечественной войны 1-й степени (06.05.1943).
Результативность летчика определяется по принятой формуле соотношения числа боевых вылетов к числу сбитых самолетов противника. Согласно этой формуле, Александр Михайлович Бастриков входит в десятку самых результативных советских лётчиков-истребителей периода Великой Отечественной войны и занимает в ней почетное шестое место, опередив многих известных наших асов. Правда, ему так и не довелось стать Героем Советского Союза – не успел…
24 ноября 1943 года выстрелом из пистолета он был смертельно ранен и, на следующий день в больнице умер во время операции.
Трагический случай трактуют по-разному…. Бастриков погиб «от случайного выстрела из пистолета», …… «случайный выстрел из пистолета в неумелых руках нанёс ему смертельную рану»….. «капитан А. М. Бастриков получил тяжёлое ранение, при обстоятельствах не связанных с боевой работой (ранен выстрелом из пистолета оружейницей, при попытке принудить её к сожительству)».
В списке потерь 3-го авиационного истребительного корпуса зафиксировано, что командир эскадрильи 15-го авиаполка капитан А. М. Бастриков был «смертельно ранен из пистолета мастером по вооружению того же полка Зыряновой, ведется следствие»…
Младший сержант Валентина Яковлевна Зырянова стрелок авиавооружения 2-й эскадрильи 27 октября 1943 года была награждена медалью «За боевые заслуги». Ей было 21 год. Оружейницу Валентину Зырянову отдали под суд военного трибунала, дальнейшая её судьба не известна…
Бастрикова Александра Михайловича похоронили на кладбище села райцентра Нижние Серогозы в Херсонской области
Список известных воздушных побед А. М. Бастрикова
Вложения:
Спасибо сказали: Сергей Трифонов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 17 июнь 2022 22:01 #28399

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 7861
  • Спасибо получено: 2832
Девятьяров Александр Андреевич
гвардии майор
помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе 140-го гвардейского штурмового авиационного полка 8-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт
Герой Советского Союза

Родился 15 июня 1907 года в деревне Ильнеш ныне Каракулинского района Удмуртии в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов. Работал грузчиком на станции Кузино Свердловской области.

В 1929-1931 годах служил в Красной Армии. Окончил полковую школу, служил командиром отделения 28-го горно-стрелковой дивизии (город Буйнакск). После увольнения учился в металлургическом техникуме, работал шлифовщиком на машиностроительном заводе в Ижевске. Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года.

В 1933 году поступил в Третью военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в Оренбурге и в 1935 году успешно ее окончил.
После училища летчиком летал на самолетах Р-5, затем на бомбардировщиках ТБ-3 в 1-м тяжелобомбардировочном авиационном полку (город Новочеркасск). В 1936 году окончил курсы усовершенствования командного состава. С апреля 1940 года - летчик-инструктор Нахичеваньской военной авиационной школы пилотов. С января 1941 года командир отряда в Челябинской школе штурманов. С началом войны готовил лётчиков, штурманов для ночных бомбардировочных полков. В августе 1942 года вместо фронта попал на высшие тактические курсы, переучился на Ил-2 и только затем был направлен на фронт.

В августе 1943 года прибыл в 1-й штурмовой авиационный корпус В.Г.Рязанова. Назначен командиром эскадрильи в 66-й Киевский штурмовой авиационный полк (с февраля 1944 года – 140-й гвардейский). Весь боевой путь прошел в составе этого полка, воевал на Степном, 2-м и 1-м Украинском полках. По своему возрасту Девятьяров, как вспоминал его однополчанин И.Г.Драченко, годился некоторым из летчиков в отцы и его авторитетно не только в полку, но и в дивизии называли Батей.

К 15 января 1945 года совершил 80 боевых вылетов, из которых 65 в качестве ведущего группа из 8-16 штурмовиков, на штурмовку боевой техники и живой силы врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года гвардии майору Девятьярову Александру Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№45523) и медали «Золотая Звезда» (№7360).

К концу войны совершил 91 успешный боевой вылет. С 1946 майор А. А. Девятьяров - в запасе.

Жил в городе Ижевск (ныне Удмуртская Республика). Много лет был председателем республиканского комитета ДОСААФ. Работал в тресте «Гражданстрой». За мирный труд награжден орденами Октябрьской Революции и «Знак Почёта».
Александр Андреевич умер 2 марта 1985 года. Похоронен в Ижевске.

Награжден орденами Ленина (10.04.1945), Октябрьской Революции (7.05.1971), двумя орденами Красного Знамени (26.10.1943, 19.03.1944), орденами Александра Невского (15.05.1944), Красной Звезды (3.11.1944), «Знак Почёта» (20.06.1958), медалями.

Его имя увековечено на мемориальной доске работникам машзавода в Ижевске и на аллее героев в городе Корсунь-Шевченковский (Украина).
Автор сочинения: Земля под крылом.- Ижевск: "Удмуртия", 1973, 1980
Вложения:
Спасибо сказали: Сергей Трифонов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 22 июнь 2022 21:58 #28430

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 7861
  • Спасибо получено: 2832
Плешаков Александр Яковлевич
гвардии лейтенант
.
старший летчик 7-го гвардейского штурмового авиаполка 230-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт
Герой Советского Союза

Родился 21 июня 1922 года в селе Мумарье Наровчатского уезда Пензенской губернии, ныне Наровчатского района Пензенской области, в семье крестьянина-середняка. Русский. В 1934 году окончил начальную школу в своем селе, продолжил учебу в семилетней школе села Вьюнки.

В 1936 году семье переехала в город Магнитогорск Челябинской области. Уже здесь окончил 7 классов, а в 1940 году – магнитогорский аэроклуб.

В апреле 1940 года был призван в Красную Армию и направлен в летное училище. Великую Отечественную войну встретил курсантом.
В феврале 1943 году окончил 1-ю Чкаловскую военно-авиационную школу летчиков. Затем в 12-м запасном авиационном полку (г. Чапаевск) прошел переподготовку на самолет-штурмовик Ил-2.

В действующей армии с июля 1943 года.
Весь боевой путь прошел в составе 7-го гвардейского штурмового авиационного полка. Участвовал в освобождении Северного Кавказа, Крыма, Белоруссии и Польши.

К декабрю 1944 года гвардии лейтенант Плешаков совершил 108 боевых вылетов на штурмовку опорных пунктов противника, железнодорожных узлов, районов сосредоточения живой силы и техники врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии лейтенанту Плешакову Александру Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К концу войны совершил 123 успешных боевых вылета, провел 13 воздушных боев, уничтожив 17 немецких танков, 3 бронемашины, 3 железнодорожных эшелонов, 12 батарей полевой артиллерии, 18 зенитных точек, 59 автомашин и другой боевой техники. 8 раз был сбит, но всегда возвращался в строй. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года.

После войны продолжил службу в Военно-Воздушных Силах, летая на штурмовике Ил-10 и истребителе МиГ-15. В 1947 году окончил Высшую офицерскую авиационную школу в Краснодаре, в 1955 году - летно-тактические Курсы усовершенствования офицерского состава. С 1958 подполковник А.Я.Плешаков — в запасе.

Жил в городе Тула. Работал на заводе "Штамп" сначала литейщиком, затем сменным и старшим мастером цеха литья под давлением, начальником бюро технического контроля. Закончил свою трудовую деятельность в 1983 году начальником отдела заводоуправления. Скончался 4 декабря 2001 года.

Награжден орденами Ленина (23.02.1945), Красного Знамени (15.06.1944), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (20.09.1944, 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (29.12.1943), двумя орденами Красной Звезды (17.10.1943, …), медалями, в том числе «За боевые заслуги».

В селе Наровчат установлен бюст Героя. В его честь названа улица села Мумарье; на здании Вьюнской школы установлена мемориальная доска.
Вложения:
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Сергей Трифонов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 27 июнь 2022 20:39 #28457

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 7861
  • Спасибо получено: 2832
| 25 июня 1922 года родился Иван Фомич Павлов.

В 1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков в Оренбурге
Участник Великой Отечественной войны, командир звена 6-го гвардейского штурмового авиационного полка 3-й воздушной армии Калининского фронта; командир эскадрильи 6-го гвардейского штурмового авиационного полка 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта, дважды Герой Советского Союза, майор.
| Всего за время войны совершил 237 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, его экипаж сбил истребитель Bf.109. Участвовал в Ржевско-Сычёвской, Великолукской и Смоленской операциях, освобождении Белоруссии и Прибалтики, ликвидации Земландской группировки противника.
Вложения:
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 05 июль 2022 15:42 #28505

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 7861
  • Спасибо получено: 2832
Анатолий Николаевич Васильев
полковник
Герой_Советского_Союза

Родился 3 июля 1919 года в деревне Захарово ныне Новодугинского района Смоленской области в крестьянской семье. Окончил школу-семилетку, после чего переехал в Ленинград, работал слесарем на судостроительном заводе, одновременно учился в вечерней средней школе и аэроклубе.
В 1940 году Васильев был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и направлен на учёбу в 1-ю Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов им. К. Е. Ворошилова. Окончил в 1942 году. Освоил штурмовик «Ил-2».
С мая 1942 года - на фронтах Великой Отечественной войны. В том же году вступил в ВКП(б).
Принимал участие в Курской битве, освобождении Смоленской области и Белорусской ССР. К августу 1944 года капитан Анатолий Васильев командовал эскадрильей 198-го штурмового авиаполка 233-й штурмовой авиадивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта.
К августу 1944 года Васильев совершил 106 боевых вылетов, в ходе которых уничтожил 40 вражеских танков и штурмовых орудий, 8 железнодорожных составов, 10 самолётов на аэродромах и 1 - в воздухе, 15 батарей артиллерии, 9 складов в боеприпасами и топливом, а также несколько сотен вражеских солдат и офицеров.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками» капитан Анатолий Васильев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина за номером 20860 и медали «Золотая Звезда» за номером 4531.
Принимал участие в освобождении Польши, боях в Германии, штурме Берлина.
К концу войны Васильев совершил более 200 боевых вылетов.
За время войны он трижды был ранен, девять раз был подбит.
После окончания войны Васильев продолжил службу в Советской Армии.
Был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и двумя орденами Красной Звезды, а также рядом медалей
В 1955 году он окончил Военно-воздушную академию.
В 1959 году в звании полковника Васильев был уволен в запас.
Проживал и работал в Евпатории.
Скончался 13 ноября 1978 года, похоронен на аллее Героев в Евпатории..
Вложения:
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 07 июль 2022 21:45 #28520

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 7861
  • Спасибо получено: 2832
Лётчики 80-ой гв. бап у самолёта Пе-2 с надписью «Месть за Полбина!»

Вложения:
Спасибо сказали: Кольцов Михаил Львович, Феоктистов Константин , Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 08 июль 2022 14:54 #28523

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 7861
  • Спасибо получено: 2832
Михаил Петрович Девятаев
гвардии старший лейтенант
Герой Советского Союза



Родился 8 июля 1917 года в Торбеево Спасского уезда Тамбовской губернии, ныне - республика Мордовия и был 13-м ребенком в семье.

В 1933 году окончил 7 классов. Жили не богато. Летом Миша попался на краже колосков с колхозного поля. Судить его в сельсовете не стали, решили дождаться уполномоченного из области. Но Миша собрал узелок и тайком уехал в Казань. Там парень собирался учиться в авиационном техникуме. Девятаев подал документы в техникум, и уже в мечтах видел себя в небе. Однако произошла путаница с документами, и вместо авиационного, Михаил оказался в речном техникуме. Он решил ничего не менять, но от мечты не отказался. Молодой человек начал посещать занятия в казанском аэроклубе.
В 1938 году окончил Казанский речной техникум и местный аэроклуб. Работал помощником капитана баркаса на Волге. С 1938 года - в Красной Армии. В 1940 году окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова

Боевое крещение получил во время советско-финской войны, выполнив 3 вылета на разведку на И-15бис.

Великая Отечественная война застала его под Минском, в Молодечно, командиром звена 163-го истребительного авиаполка 49-й истребительной авиационной дивизии.

22 июня он совершил свой первый боевой вылет. И хотя самому Михаилу Петровичу не удалось сбить "Юнкерса", он, маневрируя, вывел его на своего командира З.В. Плотникова. А тот не упустил воздушного противника, сразил его.

Скоро повезло и Девятаеву. Однажды в разрыве облачности на глаза ему попал "Юнкерс-87". Михаил, не теряя ни секунды, устремился за ним и через мгновение увидел его в перекрестии прицела. Тут же дал 2 пулемётные очереди. "Юнкерс" вспыхнул и рухнул на землю. Были и другие удачные бои.

Однако, обстановка на фронтах всё более обострялась. Девятаеву и его товарищам уже пришлось оборонять подступы к столице. На новеньких "Яках" они перехватывали самолёты, спешившие сбросить смертоносный груз на Москву. Однажды под Тулой Девятаев вместе со своим напарником Яковом Шнейером вступил в схватку с немецкими бомбардировщиками. Им удалось сбить один "Юнкерс". Но и самолёт Девятаева пострадал. Всё же пилоту удалось приземлиться. И он оказался в госпитале. Не излечившись до конца, бежал оттуда в свой полк, уже находившийся западнее Воронежа.

В сентябре 1941 года Девятаеву поручили доставить важный пакет в штаб окружённых войск Юго-Западного фронта. Он выполнил это поручение, но на обратном пути вступил в неравную схватку с 6 Ме-109. Одного из них сбил. И сам получил ранение. Так он вновь оказался в госпитале. К тому времени младший лейтенант М. П. Девятаев выполнил 180 боевых вылетов, провёл 35 воздушных боёв и сбил 9 самолётов противника.

После излечения он уже не вернулся в свою часть. После осмотра, врачебная комиссия вынесла единодушное решение - только в тихоходную авиацию. Так лётчик-истребитель Михаил Девятаев стал командиром звена связи, где произвёл 280 успешных вылетов.

С 18 сентября 1943 года служил в 1001-м отдельном санитарном авиационном полку. К середине декабря 1943 года, выполнил около 80 вылетов по эвакуации раненых и на выполнение специальных заданий командования. За это время, он эвакуировал с передовых госпиталей 120 раненых (из них 5 генералов), доставил в передовые госпитали 600 литров крови, 800 кг медикаментов, 700 кг прочих грузов и 50 медицинских работников, не имея ни одной поломки и вынужденной посадки.

За свои боевые и трудовые подвиги он был представлен к награде и 1 апреля 1944 года был удостоен ордена Красного Знамени.

22 января 1944 года командир звена 1001-го осап лейтенант М.П.Девятаев был вторично представлен к награде. К тому времени он выполнил более 130 вылетов по эвакуации раненых и спецзаданий с общим налётом 250 часов. Эвакуировал 140 раненых (из них 6 генералов), доставил 750 литров крови, 1450 кг различного медицинского имущества и 1000 кг прочих грузов.
7 мая 1944 года за эти подвиги он был удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени.

Однако чуть раньше произошли события, перевернувшие всю дальнейшую жизнь Михаила Девятаева. В апреле 1944 года он отыскал "хозяйство" Александра Покрышкина. Там он встретился с Владимиром Ивановичем Бобровым, осенью 1941 года давшим кровь раненому Девятаеву, а теперь согласившийся взять его к себе ведомым.
Не раз поднимал Девятаев свою "Аэрокобру" в воздух. Неоднократно вместе с другими лётчиками дивизии Покрышкина вступал в схватки с врагами.

Но вот наступило роковое 13 июля 1944 года. В этот день лётчиками 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, по словам самого Девятаева, было сбито 20 вражеских самолётов. В этом бою Михаил получил своё 4 ранение, а его самолёт загорелся. По команде ведущего Девятаев выбросился из объятого пламенем истребителя... и оказался в плену.

Первую попытку побега он предпринял ровно через месяц - 13 августа, но беглецы были пойманы.
Девятаева перевели на остров Узедом (Балтийское побережье), где в ракетном центре Пенемюнде шли разработки нового оружия Третьего рейха - крылатых ракет «Фау-1».

8 февраля 1945 года группа советских военнопленных из 10 человек захватила немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22 и совершила на нём побег из концлагеря на острове Узедом (Германия). Пилотировал его Девятаев. Немцы выслали вдогонку истребитель, пилотируемый обладателем двух «Железных крестов» и «Немецкого креста в золоте» обер-лейтенантом Гюнтером Хобомом (нем. Günter Hobohm), однако без знания курса самолёта найти его можно было только случайно. Самолёт был обнаружен воздушным асом полковником Вальтером Далемруеном, возвращающимся с задания, но приказ немецкого командования «сбить одинокий „Хейнкель“» он выполнить не мог из-за отсутствия боеприпасов. В районе линии фронта самолёт обстреляли советские зенитные орудия, пришлось идти на вынужденную посадку. «Хейнкель» сел на брюхо южнее деревни Голлин (ныне предположительно Голина (Старгардский повят) в гмине Старгард-Щециньски, Польша) в расположении артиллерийской части 61-й армии. В итоге, пролетев чуть более 300 км, Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном центре на Узедоме, где производилось и испытывалось ракетное оружие нацистского рейха, точные координаты стартовых установок «Фау-2», которые находились вдоль берега моря. Доставленные Девятаевым сведения оказались абсолютно точными и обеспечили успех воздушной атаки на полигон Узедом.

Девятаев был помещен в фильтрационный лагерь - «Спецлагерь №7» НКВД. После завершения фильтрационной проверки продолжил службу в рядах РККА.

В сентябре 1945 года его нашёл С. П. Королёв, назначенный руководить советской программой по освоению немецкой ракетной техники, и вызвал на Пенемюнде. Здесь Девятаев показал советским специалистам места, где производились узлы ракет и откуда они стартовали. За помощь в создании первой советской ракеты Р-1 - копии «Фау-2» - Королёв в 1957 году смог представить Девятаева к званию Героя.

15 августа 1957 года Михаилу Петровичу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза (при помощи Королёва, которому пригодились доставленные Девятаевым сведения).

Девятаев активно участвовал в ветеранском движении, создал Фонд Девятаева и оказывал помощь тем, кто в этом особо нуждался. Не забывал ветеран и о молодёжи, часто встречался со школьниками и воинами гарнизона. Как и в юные годы, он увлекался литературой об авиации, о подвигах наших лётчиков. Автор книг: "Полёт к солнцу", "Побег из ада".

Умер гвардии старший лейтенант Михаил Петрович Девятаев 24 ноября 2002 года, похоронен в Казани. На стене дома, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

На родине, в п. Торбеево 8 мая 1975 открыт Дом-музей Героя Советского Союза М.П. Девятаева.
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Сергей Трифонов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 17 июль 2022 11:25 #28580

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 7861
  • Спасибо получено: 2832
Шишов Владимир Александрович
капитан
Командир эскадрильи 233-го истребительного авиационного полка 286-й истребительной авиационной дивизии 1-й истребительной авиационной армии Брянского фронта
Герой Советского Союза

Родился 15 июля 1910 года в деревне Усть-Тосно, ныне город Отрадное Кировского района Ленинградской области, в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года. Окончил 7 классов. Работал токарем.

В Красной Армии с 1932 года. В 1933 году окончил Ленинградскую теоретическую школу лётчиков, в 1935 году - Третью военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в Оренбурге. Участник боёв с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол (Монголия) в 1939 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В первые месяцы войны старший лейтенант Владимир Шишов успешно сражался и бил врага в рядах 178-го истребительного авиационного полка ПВО, защищая небо Москвы и подмосковных городов, а затем, когда гитлеровцы были отброшены от советской столицы, он был направлен в другую авиационную часть, где продолжил свою боевую работу.

Командир эскадрильи 233-го истребительного авиационного полка (286-я истребительная авиационная дивизия, 1-я истребительная авиационная армия, Брянский фронт) капитан Владимир Шишов к концу июля 1942 года совершил двести пятнадцать успешных боевых вылетов, в сорока воздушных боях сбил тринадцать самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Шишову Владимиру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

За годы войны отважный лётчик-истребитель совершил около 300 боевых вылетов, сбив в воздушных боях 14 вражеских самолётов.

С 1946 года майор Шишов В.А. - в запасе. Жил в городе Отрадное, работал в рыболовецком колхозе «Нева». Скончался 9 мая 1969 года. Похоронен в Отрадном.

Награждён орденами Ленина (23.11.1942), Красной Звезды, медалями, в том числе «За отвагу» (17.11.1939), «За боевые заслуги» (03.11.1944).

В городе Отрадное Ленинградской области Герою установлен памятник.
Вложения:
Спасибо сказали: Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 02 сен 2022 16:44 #28832

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 7861
  • Спасибо получено: 2832
Павлов Лавр Петрович
гвардии младший лейтенант
лётчик 76-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта
Герой Советского Союза

Родился 31 августа 1922 года в городе Боровичи ныне Новгородской области в семье служащего. Русский.
Окончил 3 курса горно-термического техникума.
В Красной Армии с 1940 года.
В 1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.
На фронтах Великой Отечественной войны с 1942 года.
Лётчик 76-го гвардейского штурмового авиационного полка (1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт) гвардии младший лейтенант Лавр Павлов особо отличился, выполняя боевые задания по обеспечению прорыва сильно укреплённой обороны противника и освобождении города Мелитополь Запорожской области Украины.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии младший лейтенанту Павлову Лавру Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1281).
4 апреля 1944 года Л.П. Павлов вместе со своей эскадрильей под командованием Степанищева поднялся в небо на очередное боевое задание. Но он попал под сильный огонь вражеских зениток. Самолёт-штурмовик Лавра Павлова был подбит и загорелся. Дотянуть до своей территории не представлялось возможным.
В этой критической ситуации советский лётчик, которому шёл 22-й год, направил свою горящую крылатую машину в скопление вражеской техники...
Похоронен в селе Веселое Джанкойского района в Крыму.
9 мая 1978 года останки восьми лётчиков 7б-го гвардейского штурмового авиационного полка, погибших при освобождении Крыма, в том числе Героя Советского Союза Л.П. Павлова и его друга С.М. Якимова, были перезахоронены в братскую могилу в большом селе Яркое Поле Джанкойского района ныне Автономной Республики Крым.
На могиле установлен памятник героям, отдавшим свои жизни за Победу.
Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалями.
Вложения:
Спасибо сказали: Кольцов Михаил Львович, Феоктистов Константин , Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 12 сен 2022 17:08 #28886

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 7861
  • Спасибо получено: 2832
12 сентября 1941 года на самолете Су-2 выполнен первый в мире воздушный таран женщиной. Первый и единственный!
Из книги "СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Краткая хроника"
«Заместитель командира эскадрильи 135-го авиационного полка Юго-Западного фронта летчица старший лейтенант Е.И. Зеленко после выполнения боевого задания в районе г. Сумы была атакована семью немецкими истребителями. В завязавшемся воздушном бою отважная летчица одного из них сбила огнем пулемета, а второго таранила. Вражеский самолет рухнул на землю. Е.И. Зеленко погибла. Это был первый случай воздушного тарана, совершенного летчицей».

Какими же наградами он отмечен? К сожалению, в то время именно этот уникальный подвиг никак не был оценен. Причина в том, что известен он стал гораздо позже. Однако за все предыдущие боевые заслуги Екатерины Зеленко командир полка представил ее к званию Героя Советского Союза. Вот что было написано в представлении: "В июле месяце в районе города Пропойска т. Зеленко вела группу ближних бомбардировщиков на немецкую танковую колону. В результате смелого и решительного налета было уничтожено до 45 танков и 20 автомашин с пехотой... В районе станции Быхово в августе 1941 года группа бомбардировщиков попала под шквальный огонь над группировкой войск противника. Невзирая на артиллерийский обстрел, т. Зеленко задание выполнила на отлично, при этом уничтожив батальон фашистской пехоты и не потеряв ни одного своего самолета… Е.И. Зеленко направлялась на самые сложные задания, в воздушных боях участвовала 12 раз, за период боевой работы выполнила 40 боевых вылетов… В ходе воздушного боя под Ромнами была сбита".

К великому сожалению, звания Героя летчица тогда не была удостоена: командование полка не знало о ее таране и, естественно, не указало о нем в представлении. Поэтому Е.И. Зеленко была посмертно награждена орденом Ленина.

Когда о таране Екатерины Зеленко стало известно, в поиски материалов о ее жизни и подвиге включились многие: сослуживцы, Сумской комитет ветеранов и ее тогдашний председатель Колесников, учителя и ученики школы села Анастасьевки, в небе над которым храбрая летчица совершила свой таран. О подвиге рассказали в "Комсомольской правде" Г. Бочаров, в своей книге "Рыцари пятого океана" написал генерал-полковник А. Рытов, в обстоятельном очерке "Таран" осветил события того дня сумской журналист П. Нестеренко. Своими воспоминаниями в печати поделились бывший командир полка, в котором воевала Зеленко, генерал-лейтенант А. Пушкин и заслуженный летчик-испытатель Н. Русакова. Литератор И. Стадницкая, изучившая документы ряда музеев Екатерины Зеленко и встретившаяся с ее сослуживцами, ознакомила с подвигом летчицы своих читателей. Во многих публикациях основной была мысль, что этот подвиг заслуживает высокой награды. А организации ветеранов Великой Отечественной войны, сослуживцы летчицы требовали от соответствующих властей присвоить ей имя Героя. И спустя почти 50 лет после совершения уникального подвига Екатерине Зеленко было присвоено звания Героя Советского Союза.

Катя Зеленко родилась в Курске в 1916 году. Её семья была большой и дружной. Родные летчицы рассказывают, что она с малых лет грезила полетами, с восторгом смотрела на пролетавшие самолеты. Более того, еще дошкольницей взобралась на старенький сарай и, раскрыв обыкновенный зонтик, спрыгнула с крыши. Ушиблась, но не плакала. Если бы об этом "полете" она не вспомнила в письме к сестре спустя два десятка лет, трудно было бы поверить в сам факт прыжка.

Семилетку Катя закончила в Курске. Затем в Воронеже поступила в авиационный техникум. Но стать техником или корпеть над чертежной доской она, скорее всего, не собиралась. Ее тянуло в небо управлять самолетом, покорять высоту. А тут еще на каждом углу расклеены плакаты с призывами: "Молодежь — на самолет!", "Юноши и девушки, поступайте в Воронежский аэроклуб!"

Катя появилась в аэроклубе. Вместе с шестью девушками ее приняли. Там Катя подружилась с Ниной Русаковой, ставшей впоследствии заслуженным летчиком-испытателем. Нелегко было девушкам в ту пору. Как вспоминает Нина Ивановна, они возвращались домой поздно вечером, а в два часа ночи поднимались и шли пешком через весь город к летному полю. В четыре часа утра начинались полеты, в девять — занятия в техникуме, с четырнадцати часов — теория в аэроклубе. И так — каждый день.

В ноябре 1933 года в аэроклуб приехала комиссия Оренбургского военного училища летчиков, чтобы отобрать лучших курсантов. Из шести девушек в училище приняли только двоих. Обе девушки по комсомольской путевке выехали в Оренбург.

Русакова вспоминала, что в Оренбурге они жили в одной комнатке, обучились, правда, у разных инструкторов, но Нина Ивановна знала, что программу Катя усваивала быстрее, как говорят, со знанием дела. Девушкой Зеленкова была статной, подтянутой и крепкой. Предпочитала короткую стрижку. Никогда и ни в чем не уступала курсантам-юношам. Училась на отлично.

Сведений о довоенной жизни Кати Зеленко не так много. Подполковник Б. Миневрин, собиравший материалы о воспитанниках Оренбургского авиационного училища летчиков, с помощью очевидцев восстановил картину первого самостоятельного полета Кати — курсанта… Было холодное февральское утро. Девушки-курсантки прибыли на аэродром, где ожидались контрольные полеты с командиром отряда. Катя Зеленко, услышав команду "По самолетам!", резко поднялась в кабину, пристегнула ремни. Запустив двигатель, она вырулила на исполнительный старт, дала газ, и самолет
поднялся в небо. Когда полет по кругу был завершен, командир отряда, улыбнувшись, сказал: «Летаете хорошо! Теперь полетите одна». «Есть лететь одной!» — выпалила Катя. Самостоятельный полет девушка выполнила блестяще. И высшей наградой ее мастерству было слово инструктора: "Отлично".

О серьезности подхода Кати к вопросам учебы и овладению летными навыками говорит и тот факт, что основной курс Оренбургской летной школы она закончила менее чем за 11 месяцев. Уже в декабре 1934 года Катя Зеленко в возрасте 18 лет стала военным летчиком. Ее распределили в Харьковскую авиабригаду.

Вскоре по прибытии в часть молодая летчица участвует в окружных состязаниях по технике пилотирования. На них Катя занимает первое место. Инспектор, вернувшийся с ней из полета, сказал Екатерине: "Грамотно летаете". В представлении Екатерины Зеленко к присвоению ей воинского звания досрочно командир писал: "Волевые качества хорошо развиты. Энергичная. Решительна. Огневая подготовка отличная. Может успешно передавать свои знания подчиненным». В этом же представлении указывалось, что Екатерина Зеленко летает на самолетах шести типов. В личном деле летчицы сохранилась и такая запись: «Отличница боевой и политической подготовки. Успешно летает днем и ночью. Хорошая спортсменка. Выдвинута на должность командира звена. Присвоено звание «старший лейтенант».

С первых дней Зимней войны Катя просится на фронт. Не сразу была удовлетворена ее просьба: женщин тогда на фронт не направляли. Пришлось девушке убеждать начальство, что ей крайне необходимо ехать на фронт и командование уступило. Ее зачислили в 11-й легкобомбардировочный полк. Катя тут же написала письмо Павлу Игнатенко (своему будущему мужу): "Сегодня убываю на фронт — пожелай мне удачи. Я хорошо представляю, что война станет для меня тяжелым испытанием, но уверена в себе: выдержу, преодолею любые трудности. Кстати, поступление и учебу в академию придется отложить. До того времени, пока полностью не разгромим врага".

Катя была единственной летчицей, воевавшей над Карельским перешейком. Она летает на самолете P-Z и наносит бомбовые удары по укрепленным точкам противника. В ходе вылетов уничтожает финскую батарею, успешно бомбит вражеский склад боеприпасов. За смелость и умелое выполнение боевых задач Зеленко награждают орденом боевого Красного Знамени.

В представлении к награде Екатерины Зеленко указывалось: "В операциях 8-й армии имеет боевой налет 9 часов, 8 боевых вылетов. Смелый, отважный летчик. Боевые вылеты выполняет с немалым желанием, в сложных метеоусловиях и напряженной воздушной обстановке всегда хладнокровна и настойчива. Будучи обстрелянной зенитной артиллерией, храбро продолжала ведение боя и задание выполнила отлично". Когда М.И. Калинин вручал в Кремле девушке орден, он шепнул Кате: "Будем фотографироваться, сядьте возле меня". Фотограф запечатлел это волнующее событие в жизни молодой летчицы.

Накануне Великой Отечественной войны Екатерине было поручено ответственное задание. Нужно было провести войсковые испытания на тот момент новейшего ближнего бомбардировщика Су-2. Зеленко целиком включается в сложную и небезопасную работу.

При этом Катя оставалась обычной молодой девушкой, шел ей всего лишь 24-й год. Летчицу любили все, кто окружал. Являясь единственной женщиной в авиаполку, именно она создавала уют и была примером для летчиков.

Генерал-полковник А.Г. Рытов писал о предвоенных буднях Катиного полка. "Однажды, — вспоминает Андрей Герасимович, - я прибыл в полк, который дислоцировался на приозерном аэродроме. Вдоль берега расположилось несколько домиков, в них жили летчики. Я прошел в один. На полу ни соринки, на окошках занавески сшитые из марли, стол покрыт скатертью, и на нем даже еловая веточка с симпатичными шишками в баночке красуется.
«Вот это порядок! - высказал я похвалу летчикам.
- Молодцы. Кто же у вас такой уют создает?»
Пилоты стоят, улыбаются. Затем один из них с гордостью отвечает: «Беспорядка не терпит наша хозяйка».
«Какая такая хозяйка?» - спрашиваю.
«А самая что ни на есть настоящая. Вон за той занавеской», - отвечает летчик и показывает на полог из ситца, который висит на телефонном проводе.
И действительно: край занавески приподнялся, и оттуда вышла девушка. Обута в унты, гимнастерка ладно пригнана, подпоясана офицерским ремнем. В голубых петлицах сверкают три кубика.
«Старший лейтенант Екатерина Зеленко!» - браво отрапортовала она».

С началом Великой Отечественной войны Екатерина на фронте. Ведет воздушные бои, наносит бомбовые удары по важным вражеским объектам, вылетает на разведку. Об одном таком бое генерал-лейтенант авиации Герой Советского Союза А.И. Пушкин вспоминал: "В самом начале июля 1941 года наша армия вела тяжелейшие оборонительные бои под Бобруйском. Фашисты упорно рвались к Днепру. Необходимо было оказать помощь нашим наземным войскам. Об этом я и сказал летчикам. Задачу поставил следующую: остановить механизированную колонну гитлеровцев, выдвинувшуюся из Бобруйска. Командиром группы назначил Екатерину Зеленко. С поставленной задачей летчики справилась отлично. Они атаковали вражескую колонну, сожгли десятки танков и грузовых автомашин, уничтожили большое количество живой силы противника. В этом бою наша Катюша проявила себя как умелый, знающий свое дело командир, отличный летчик".

Потом были новые боевые вылеты, новые воздушные бои. И всегда она вела себя смело, как настоящий ас. Обратимся к воспоминаниям сослуживцев летчицы. «До 1941 года я служил в одной авиацианно-бомбардировочной части в Харькове, которой командовал Николай Каманин, один из первых Героев Советского Союза», — вспоминал бывший штурман звена, начальник связи эскадрильи 135-го ббап И. Павленко. «Помню Катю очень хорошо: среднего роста, с приятными чертами лица, имела аккуратную прическу и очень любила носить военную форму, которая, кстати, симпатично сидела на ее крепко сложенной спортивной фигуре». Бывший военный летчик С. Комаров писал о Зеленко: "В полку Катю все уважали. Во-первых, по возрасту она была несколько старше многих пилотов. В то время ей уже было 25-26 лет. Во-вторых, она была опытным летчиком. Вот поэтому она пользовалась среди нас большим авторитетом. Хорошо помню ее последний вылет — 12 сентября 1941 года. А запомнился он мне потому, что Катя в тот день уже в третий раз полетала на боевое задание".

Именно этот третий вылет стал последним в ее жизни — вылет трагический и одновременно героический. Что же произошло в тот день? В этот утро Катя поднялась рано. День был пасмурный, туман долго не рассеивался. Но как только солнце проглянуло через рваные облака, Зеленко успела два раза совершить вылет на разведку. При этом во втором вылете ее Су-2 получил повреждения, и девушка с грустью ожидала, когда закончится его ремонт. В обед в полк пришло тревожное известие о том, что фашистские танки прорвали наш фронт. Необходимо было немедленно провести разведку и уточнить обстановку. Екатерина вновь вызвалась совершить полет. Ей выделили Су-2 заместителя командира полка А. Пушкина. Совместно с комэском капитаном Лебедевым Зеленко вылетела на разведку. Требовалось разведать боевую обстановку в районе Ромен-Нежина-Прилуки-Пирятина-Лубен. Узнать направление продвижения танковой колоны генерала Гудериана, количество фашистских боевых машин и передать данные командованию.

Когда наши самолеты уже возвращались к себе на аэродром, внезапно в небе в районе села Анастасьевка показались семь немецких истребителей Bf.109.

Вот что рассказал Павлык, бывший штурманом на самолете Зеленко: «После выполнения разведывательной задачи мы повернули на свой аэродром. Наш Су-2 атаковали семь "мессершмиттов". Я вел заградительный огонь. Боеприпасы кончались. В этот момент один из фашистских истребителей заслонил смотровое стекло, Зеленко нажала гашетку ШКАСов. Гитлеровский самолет загорелся и круто ушел к земле. Однако нас тоже зацепило. Я доложил ей, что ранен. Зеленко отдала приказ покинуть машину и во что бы то ни стало добраться до своих, чтобы доложить о результатах разведки. Сама продолжила вести бой».

Неравный бой в небе героического летчика с семеркой фашистских истребителей шел на глазах местных жителей. Именно эти люди стали свидетелями смелого тарана, который совершила молодая летчица. «Я видел, как над селом разгорался бой между нашим и фашистским самолетами, — вспоминает очевидец М. Бутко. — Я заметил, что наш самолет резко пошел на сближение с немецким. Самолеты столкнулись и оба начали падать. Краснозвездный сразу полетел вниз и загорелся. А немецкий самолет еще пролетел километра два и тоже упал. Прискакал я туда, куда упал наш самолет. Вокруг бушевало пламя. Тело летчика было сильно повреждено. О том, что это девушка, узнали из документов. Нашли здесь комсомольский билет, орденскую книжку и удостоверение личности. Вблизи обломков я увидел орден боевого Красного знамени, который отдал старшим товарищам».

Местные жители не смогли сообщить о гибели храброй летчицы: утром следующего дня село захватили гитлеровцы. «Я убежден, — вспоминал генерал лейтенант А. Пушкин, — что она была готова к подвигу. Поскольку Зеленко уже не имела возможности уничтожить немецкий самолет пулеметным огнем, решила сбить его своей машиной. Ну, а что будет потом? Об этом, видимо, она тогда не думала. Таран — это очень смелое действие летчика, к которому прибегают лишь мужественные, решительные люди. И именно такой была Катя».

Жители села похоронили Катю, а комсомольский билет взяла учительница сельской школы Анастасия Пантелеймоновна Марченко. После войны его передали в Оренбургское авиационное училище.

В тот день экспедитор училища принес в штаб очередную почту. В одном из конвертов оказалось письмо из Сумского обкома комсомола и пробитый осколком, окровавленный комсомольский билет. В письме сообщалось: «В сентябре 1941 года в ходе воздушного боя над одним из районов Сумской области пала смертью храбрых воспитанница 1-го Чкаловского военного авиационного училища комсомолка Екатерина Ивановна Зеленко. В течении одного боя она сбила два фашистских самолета. Передаем вам билет Кати Зеленко. Пусть этот простреленный и залитый кровью билет помогает новым курсантам глубже познать цену героизма и потерь в годы войны».

В селе Анастасьевке Екатерине Зеленко поставлен памятник героической летчицы, создан ее музей. Имя героини носят улицы ряда городов, а ее бронзовый бюст установлен в Курске. В честь нее "Катюшей" названа планета, открытая научным сотрудником Т. Смирновой Крымской астрофизической обсерватории.

Художественно, красиво написано.

Но…… как написала Анастасия,...... "Увы, таран документально никак не подтвержден".
Вложения:
Спасибо сказали: Кольцов Михаил Львович, Олег Шмарко, Феоктистов Константин , Сергей Трифонов, Алексей Потапенко, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 26 сен 2022 15:59 #28963

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 7861
  • Спасибо получено: 2832
Из интервью летчика-штурмовика Бегельдинова Талгата Якубековича...................



Когда на фронт приехал дважды герой Советского Союза Михаил Одинцов, тогда он был замкомэска и комэск Пошивальников меня спрашивают: "Ты сколько налета имеешь?" - "11 часов" - "Не густо…а летать то можешь?" - "Ну, вообще могу…" они с подозрением посмотрели на меня. - "Ну, ладно. Летать-то как… не забыл? У тебя все же два месяца перерыв" - "Да, нет вроде бы" - "Ну, ладно завтра посмотрим".

Спарок в полку не было. Учили так. Пошивальников встал на крыло, склонился ко мне в кабину: "Давай газ, только не взлетай, когда я скажу, тут же убирай газ". Я даю газ, понеслась. Разогнался, хвост поднял. Он кричит: "Убирай газ!". Остановились, вернулись на исходную. Еще раз давай. Три раза сделал… Я самолет хорошо держал. Он мне говоит: "Ну, ладно, лети".Я взлетел, сел нормально. С тех пор начал летать.

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
Вложения:
Спасибо сказали: Феоктистов Константин , Сергей Трифонов, Михерский Сергей

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум