Продолжается наказание летчиков за поломку авиационной техники….. Очень печально. Страшно становиться служить.
10 октября 2018 года. Самолет Су-34. Аэродром Воронеж (Балтимор) 47-й отдельный смешанный авиационный полк.
Экипаж – командир экипажа – командир 105-ой гвардейской смешанной авиационной дивизии полковник Сергей Прокофьев, справа – командир полка.
После посадки в кабину и подготовки к полету, КЭ вместо закрытия фонаря кабины, перепутал ручки, и перевел ручку управления шасси в положение убрано, а затем – выпущено. После этого закрыл фонарь кабины. Дальше запуск двигателей. Запустили правый. В процессе запуска левого двигателя, когда давление в гидросистеме самолета достигло рабочего уровня, передняя стойка шасси сложилась. Самолет носом упал на бетон. У самолета повредился радиопрозрачный обтекатель, ПВД и еще, что коснулись бетона. Оформили САИП (серьезный авиационный инцидент с поломкой авиационной техники). Провели экспертизу. Ущерб оценили в 43,5 млн рублей.
14 марта 2019 года возбудили уголовное дело по признакам нарушения правил подготовки к полетам (ст. 351 УК РФ, до семи лет лишения свободы). В июле 2019 года уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления. В ходе предварительного следствия установили, что полковник не имел отработанных навыков «по безошибочной эксплуатации» этого типа самолета, а у боевой машины нашли «эргономические недостатки»: к ним отнесли отсутствие блокировки уборки шасси на земле, а также схожесть двух рычагов. Следователь указал, что полковник Прокофьев не мог предотвратить свою ошибку «в силу несоответствия психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий и нервно-психических перегрузок, имеющих место при подготовке к полету». Представителем Сергея Прокофьева в суде в разбирательстве о взыскании убытков был генерал-майор Александр Иванович Харчевский - начальник Липецкого авиацентра в 1997-2015 годах. В суде полковник Прокофьев и генерал Харчевский заявили, что офицер не виноват в нанесении ущерба авиаполку: по их мнению, конструкторы самолета допустили «существенные конструктивные недостатки в оформлении панели, на которой находятся приборы управления». Выяснилось, что рычаги фонаря и крана шасси, которые перепутал Сергей Прокофьев, имеют одинаковую форму, покрашены в один и тот же цвет и расположены рядом.
С Прокофьева взыскали в пользу МО 70 400 рублей (один месячный оклад) за поломку самолета, вместо 43,5 млн. руб. В 2020 году полковник С. Прокофьев уволился из Вооруженных сил в запас по возрасту.
Казалось бы и делу конец…..
Но… завтра, 30 ноября 2021 года 2-й Западный окружной военный суд начнет рассмотрение апелляционной жалобы представителей армии ВВС и ПВО на решение Тамбовского гарнизонного военного суда о взыскании 43,5 млн руб.
Комдив перепутал рычаги За поврежденный самолет армия взыскивает с полковника 43,5 млн рублей
Из истории авиации, как наказывают военных летчиков и ИТС…..
• В мае 2017 года лётчик морской авиации Балтфлота старший лейтенант Сергей Нефёдов, выпускник Армавирского авиационного училища, выполнял свой первый учебный полёт на Су-27П. Лётчик успешно выполнил все задачи в воздухе. Неприятности у него возникли во время посадки. Когда машина коснулась земли, лейтенант совершил ошибку: перепутал рычаги управления, расположенные рядом. В итоге часть обшивки самолёта оказалась повреждена, пострадали и воздухоприёмники двигателей. Военная прокуратура расценила действия лейтенанта как ошибку и завела уголовное дело. Суд вынес обвинительный приговор: два года условно с выплатой ущерба в 27 млн рублей.
• 1 октября 2017 года военнослужащие-техники осуществляли контроль за техническим состоянием авиационных средств поражения, в том числе двух ракет Х-29ТД. В нарушение регламента работ они не проверили исправность чековых механизмов одной из ракет, подав ток, что в свою очередь привело к срабатыванию пиропатронов.
Управляемая ракета Х-29ТД отправилась в полет, по пути снесла ворота и часть стены ангара, уничтожила другую аппаратуру и вторую ракету. Отметим, что длина Х-29ТД составляет около 4 метров при массе примерно 700 кг, 100 из которых приходится на боеголовку.
Первоначальный иск Минобороны к двум техникам составлял более 46 млн. рублей, так как именно на такую сумму был причинен ущерб, однако затем был сокращен до 40 млн., а затем и до 31 млн. рублей. Учитывая смягчающие обстоятельства и причинение вреда по неосторожности, суд назначил Звереву выплату 15 млн, а Чебанову - 16 млн. рублей. Сумма будет удерживаться из зарплаты военнослужащих. Постановлением суда Алексею Чебанову назначено ограничение по военной службе на один год и три месяца с удержанием 15% зарплаты в доход государства, а Николаю Звереву – год ограничения с выплатой 10%. На время ограничения военнослужащие не могут быть повышены в должности и в звании.
• 30 мая 2017 года катастрофа самолета Ан-26 1979 года выпуска во время захода на посадку. В экипаж самолёта входил Юрий Терешин. Его задачей было осуществлять надзор за курсантами. Следствие установило, что инструктор отвлёкся на ремонт прибора связи, в то время как курсант совершил катастрофическую ошибку, отключив работающий двигатель вместо неисправного. В результате ошибки курсанта, за которым не уследил Терешин, самолёт упал с высоты 150 метров. Один из курсантов погиб, остальные члены экипажа самолёта, включая и Терешина, получили ранения, а самолёт превратился в металлолом.
Балашовский суд постановил взыскать с бывшего борттехника-инструктора капитана ВВС Юрия Терешина стоимость самолёта, который разбился по его вине. Речь идёт о военном транспорт¬нике Ан-26 1979 года выпуска. Самолёт был оценён в более чем 11 млн рублей.
• 6 сентября 2019 года столкновение двух Су-34 во время тренировочного полёта. Самолёты соприкоснулись в воздухе из-за потери визуального контакта. Ведущий ударил ведомого концом крыла по кабине, при попытке отвернуть боевые машины столкнулись ещё раз. При этом в двигатель одного из самолётов попали обломки. Хотя пилотам удалось посадить свои боевые машины, у одного самолёта оказались повреждены кабина, двигатель и фюзеляж, у другого пострадало крыло и была потеряна аппаратура комплекса радиоэлектронного противодействия. Оба Су-34 были отправлены в ремонт. В суд подали на одного из пилотов – Станислава Гасанова, который, по версии следствия, слишком близко подлетел ко второму истребителю-бомбардировщику. В январе 2021 года Второй Западный окружной военный суд Вооружённых сил РФ отказался рассматривать уголовное дело, поскольку обвинительное заключение против лётчика было составлено с ошибками.
• 22 сентября 2020 года произошла чрезвычайная ситуация. Тогда во время воздушного спарринга майор Василий Савельев, пилотировавший Су-35С, и поразил условного противника – истребитель Су-30М2 из авиапушки ГШ-301. Конечно, планировалось, что «огонь» будет вестись из фотопулемёта. Но на самом деле стреляло реальное боевое орудие. В результате в крыло самолёта попали пять 30-миллиметровых снарядов. К счастью, пилоты Су-30М2 успешно катапультировались. А вот сама боевая машина не подлежит восстановлению.
Следствие считает, что виновником происшествия является именно майор Василий Савельев, который нажимал на гашетку авиапушки. Более того, обвинительный вердикт гласит, что это «привело к подрыву боеготовности войсковой части и, как следствие, угрозе причинения вреда интересам безопасности государства». Пилоту предъявлено обвинение по ст. 351 УК РФ «Нарушение правил полётов или подготовки к ним». Максимальное наказание – семь лет лишения свободы. Также велика вероятность, что Минобороны предъявит лётчику гражданский иск с требованием возместить стоимость потерянной машины. Речь идёт о сумме более миллиарда рублей.
• 31 июля 2021 года в Хабаровском крае разбился совершенно исправный истребитель Су-35. Причиной крушения стало то, что пилот катапультировался. Поначалу источники в Минобороны сообщали об отказе двигателя, из-за которого и произошла авария. Но, как выяснилось в ходе расследования, приказ на катапультирование отдал руководитель полётов, которому показалось, что самолёт загорелся прямо во время взлёта с аэродрома Дзёмги. Только вот никакого пожара, как оказалось, не было. По одной из версий, руководитель принял за возгорание отстреливающиеся ложные тепловые цели. Есть данные, что система отстреливания тепловых ловушек по недосмотру была переведена в автоматический режим работы. Обнаружив мощное излучение радиоэлектронной станции аэродрома, автоматика приняла его за вражескую систему наведения и активировала пиротехнику. Дело было ночью, да ещё и в тумане, так что ничего удивительного нет в том, что наблюдатели приняли случившееся за пожар. По неофициальным данным, после катапультирования лётчика самолёт продолжил полёт, набрал высоту 13 километров и рухнул на землю, только когда выработал топливо. Разбирательства по этому инциденту продолжаются……..