Петр Михайлович Мищенко

1902-1941 гг.

Полоска короткая с крылышками

 

Родился 12 (25) января 1902 года в городе Киев. В 1913 окончил школу, в 1921 – электротехнические курсы Юго-Западной железной дороги в Киеве. Работал слесарем.

В армии с июня 1922. Служил авиамотористом в строевых частях ВВС (Киевский ВО). В 1923 окончил курсы авиапулеметчиков при Серпуховской авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания, в 1925 – Ленинградскую авиационную военно-техническую школу. До 1926 служил авиамехаником в строевых частях ВВС.

В 1927 окончил Борисоглебскую ВАШЛ, в 1928 – Серпуховскую авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания. Служил в строевых частях ВВС (Среднеазиатский ВО).

В 1931 участвовал в боях с басмачами в Туркменистане.

В 1931-1934 – летчик-инструктор Энгельсской ВАШЛ, в 1934-1935 – старший летчик Управления ВВС Сибирского ВО. До 1938 служил в строевых частях ВС (Сибирский и Северо-Кавказский ВО). В 1937 окончил Липецкую высшую летно-тактическую школу. В 1938-1939 – летчик-инструктор Борисоглебской ВАШЛ.

С февраля 1939 по октябрь 1941 – летчик-испытатель военной приемки авиазавода №301 (Химки). Испытывал серийные УТ-2 (1939), УТ-3 (1940), Як-1 (1940-1941), Як-7УТИ (1941), Як-7 (1941).

С ноября 1941 – летчик-испытатель военной приемки авиазавода № 153 (Новосибирск). Испытывал серийные ЛаГГ-3, Як-7, Як-7УТИ.

Погиб 31 декабря 1941 года в авиакатастрофе при перелете на ПС-84 по маршруту Монино – Череповец –Ленинград (до Череповца не долетел).

МечФердинанд Фердинандович Меч

1905-1936 гг.

Полоска короткая с крылышками

 

Родился 18 февраля 1905 года в городе Штутгарт (Германия).

В 1919 году окончил 7 классов народной школы, в 1921 году – два класса технической школы. Работал автомехаником.

В армии с марта 1924 года. В 1925 году окончил Борисоглебскую ВАШЛ, в 1926 – Серпуховскую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания.

Служил в строевых частях ВВС (Московский и Белорусский ВО).

В 1928 году окончил курсы инструкторов по вооружения в Оренбурге. В 1931-1933 гг. – летчик-инструктор Харьковской ВАШЛиЛН.

С июля 1933 по октябрь 1935 года – на летно-испытательной работе в НИИ ВВС (командир отряда 2 АЭ). Провел ряд испытательных работ на самолётах-истребителях.

С октября 1935 года – летчик-испытатель авиазавода № 21 (г. Горький) (с февраля 1936 г. – старший летчик-испытатель завода). Испытывал серийные И-16 и их модификации.

Погиб 17 июля 1936 года при выполнении испытательного полета на серийном УТИ-3.

Жил в городе Горький (ныне – Нижний Новгород). Похоронен в Нижнем Новгороде.

КошицДмитрий Алек­санд­ро­вич Кошиц

1902-1943 гг.

Полоска короткая с крылышками

 

Родился 24 января (6 февраля) 1902 года в селе Малая Гребля Бердичевского (ныне Калиновского) района Винницкой области (Украина). Украинец.

Детство и юность провел в городе Санкт-Петербурге. В 1917 году окончил реальное училище, в последующем в 1919 году окончил 2 курса строительного техникума.

В РККА с декабря 1919 года. Беспартийный.

В 1920 году окончил курсы инструкторов военного дела.

В 1922 году окончил Ташкентскую объединенную школу командного состава имени В. И. Ленина.

До января 1923 года проходил службу в пехоте и кавалерии.

В апреле-августе 1922 в должности командира взвода 16-го кавалерийского полка участвовал в ликвидации басмаческих банд Энвер-паши в районе города Бухары.

В 1923 году окончил Егорьевскую военно-теоретическую авиационную школу.

В 1924 году окончил Качинскую высшую авиационную школу летчиков.

В 1925 году окончил Серпуховскую высшую военную авиационную школу воздушного боя.

После окончания учебы проходил службу в строевых частях ВВС (Белорусский военный округ, истребительная авиация).

В 1926-1927 годах начальник штаба авиационной эскадрильи ВВС.

В 1929-1930 годах – командир авиационного отряда Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

Участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях в городе Коктебеле. Установил 4 всесоюзных планерных рекорда: в 1929 году – 2 рекорда дальности и высоты полета на планере «Гриф», в 1935 году – 2 рекорда продолжительности (11 часов 30 минут) и высоты полета (525 м) на планере Ш-5 лимузин.

В 1930 году поднял в небо и провел испытания авиетки СК-4, созданной Королевым С. П. в качестве дипломного проекта.

Участвовал в испытаниях планеров И-3 (1930), Э-4 (1933).

С ноября 1930 по февраль 1938 года – на летно-испытательной работе в НИИ ВВС. Поднял в небо и провел испытания автожира КАСКР-II (12 января 1931 года). Участвовал в испытаниях автожиров КАСКР-I (1930), ЦАГИ А-7 (1935), ЦАГИ А-14 (1936).

В 1932 году совершил на авиетке Г-8 большой кольцевой авиаперелет по 20 городам страны протяженностью 5200 км.

Одновременно с мая 1933 по июль 1936 года – летчик-эксперт – начальник летного отделения авиационного НИИ имени И. П. Павлова. Принимал участие в экспериментальных длительных высотных полетах на самолетах для изучения их воздействия на организм летчика.

В 1936-1938 годах одновременно был командиром отдельного авиаотряда Научно-исследовательского аэрографического института. Занимался проблемами аэрофотосъемки.

С февраля 1938 по октябрь 1941 года – летчик-испытатель авиазавода № 156 (город Москва), ЦАГИ, ОКБ Н. И. Камова.

Проводил испытания серийных автожиров ЦАГИ А-7 (1940).

В 1940 году было присвоено звание летчик-испытатель 2-го класса.

В 1940 году майору Кошицу Д.А. было присвоено очередное воинское звание «подполковник».

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг.: в январе-марте 1940 года – летчик специальной группы ВВС 7-й армии.

Участник Великой Отечественной войны: в августе-сентябре 1941 года совершил несколько боевых вылетов на автожирах.

В 1941-1942 годах старший летчик-инспектор отдела ВУЗов Средне-Азиатского военного округа.

В январе-июне 1942 года – преподаватель Военно-авиационной школы стрелков-бомбардиров.

С июня 1942 года – инструктор-летчик по технике пилотирования и буксировки планеров авиации Полигона ВДВ КА (летчик-инспектор ВДВ).

В 1943 году подполковнику Кошиц Д. А. было присвоено очередное воинское звание «полковник».

Трагически погиб при исполнении служебных обязанностей 9 июня 1943 года во время выполнения учебно-тренировочного полета на планере Г-9 в районе поселка Курдюм (окрестности города Саратова). Он выполнял проверку техники пилотирования летчиков в ночных полетах. Информация в отношении места захоронения отсутствует.

Проживал вместе с семьей в городе Москве.

Награжден орденом Красной Звезды и юбилейной медалью «ХХ лет РККА».

КудринБорис Николаевич Кудрин

1898-1977 гг.

Полоска короткая с крылышками

 

Окончил курсы авиации при Императорском техническом училище (1916), Гатчинскую авиашколу (1917) и высшую авиашколу в Одессе. Участник 1-й Мировой и Гражданской войн. С 1918 г. в Советской армии, командовал 14-м истребительным авиаотрядом. В 1921 совершил выдающийся по тому времени перелет через Караклисский перевал, доставив частям Красной Армии директивы командования и золото.

В 1922-1924 годах Кудрин помощник начальника Серпуховской школы воздушной стрельбы и бомбометания. Летал на самолетах «Илья Муромец».

В 1924-1925 гг. работал в Борисоглебской авиашколе. В 1924 поднял в воздух планер-бесхвостку БИЧ-2 «Парабола». В 1927-1932 гг. работал в ГВФ, летал на трассе Архангельск - Сыктывкар.

Принимал участие в испытаниях БИЧ-7 (1929).

В 1932-1950 году на летно-испытательной работе. Работал на Харьковском и Казанском авиазаводах, в ЦАГИ, ОКБ В. Ф. Болховитинова, Н. Н. Поликарпова и В. Н. Челомея.

8 октября 1932 поднял в небо ХАИ-1 И. Г. Немана с убирающимся шасси и достиг скорости 300 км/ч. Испытывал самолеты: Омега (1933), ХАИ-4 (1934), КАИ-1, ХАИ-6 (1935), ХАИ-5 (Р-10) (1936), ВИТ-1, ВИТ-2, ХАИ-51 (1938), И-153 с турбокомпрессором (1939), «С» конструкции Болховитинова, СПБ (1940); БИ-1 (в безмоторном варианте; 1941), ТИС (1942), БИ-7 (1945). Однако испытывать «Стрелу» Москалева (1937) Кудрин отказался.

Награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 ст., медалями.

КотельниковМихаил Васильевич Котельников

1904-1953 гг.

Полоска короткая с крылышками

 

Генерал-майор авиации.

Родился 8 мая 1904 г. Отца не помнит, мать умерла рано, воспитанник детской колонии «Искра». Его путь в летчики был долгим и упорным: вначале Московская горная академия, затем, не окончив ее, поступает в Высшую военную аэрофотогравиметрическую школу (г. Москва), Киевское военное училище, Егорьевская школа, Ленинградская теоретическая школа, которую он закончил в 1925 г. В 1926 г. он поступает в Качинскую военную авиационную школу летчиков, а в 1927 г. в Высшую школу воздушного боя (г. Серпухов). Окончив ее, работает летчиком в строевых частях, будучи командиром эскадрильи, по результатам работы авиаэскадрильи в 1936 г. был награжден орденом Ленина и назначен командиром бригады, однако обстоятельства складываются таким образом, что в 1939 г. его снимают с этой должности и назначают на 22-й авиационный завод, где он испытывает скоростные бомбардировщики.

В 1939-1940 гг. участник советско-финляндской войны, за что был награжден орденом Красного Знамени.

После войны М. В. Котельников возвращается на завод № 22, где испытывает пикирующий бомбардировщик «Пе-2» («сотка»). Он провел заводские и государственные испытания, доведя самолет до выпуска в серию.

С самого начала Великой Отечественной войны Михаил Васильевич Котельников формирует 571-й штурмовой авиационный полк, который оснащался штурмовиком Ил-2 («летающий танк»).

В 1942 г. Михаила Васильевича сбили, он был ранен, однако ему удалось перетянуть линию фронта и попасть в нашу кавалерийскую часть, а оттуда верхом на лошади его доставили к своим. В 1942 г. приказом народного комиссара обороны была создана 224-я штурмовая авиационная дивизия, в ее командном составе в качестве заместителя командира, а затем командиром дивизии служил генерал-майор авиации Михаил Васильевич Котельников, а командующим армии был Михаил Михайлович Громов.

В октябре 1946 г. М. В. Котельников медкомиссией был списан с летной работы по болезни и получил II группу инвалидности. Ему было тогда всего 42 года. Без авиации этот человек себя не мыслил, и он сам пришел в МАП к Громову и предложил свои услуги. Не случайно, когда 20 октября 1947 г. издается приказ Министерства авиационной промышленности о создании Школы летчиков-испытателей (ШЛИ), Михаил Михайлович Громов взял на должность начальника Школы известного летчика-испытателя, опытного командира, храброго, умного, влюбленного в авиацию человека Михаила Васильевича Котельникова. Все начиналось с нуля, и первых кандидатов в слушатели Михаил Васильевич набирал лично. Он ездил по войсковым частям, знакомился с личным составом, подбирал перспективных «ореликов». И надо отдать должное, что выпускники, окончившие ШЛИ под началом Михаила Васильевича Котельникова, не посрамили чести своего красного командира. Многие из них стали заслуженными летчиками-испытателями и Героями Советского Союза.

Умер 9 мая 1953 г.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Суворова II степени, Отечественной войны I степени, Белого Льва и боевым Крестом Чехословацкой Социалистической Республики.