Иустин Феликсович Гродзь

1895-1935 гг.

Полоска короткая с крылышками

 

Родился в мае 1895 года. Окончил сельскую школу и 3 класса ремесленного училища. Работал слесарем.

В армии с 19…, старший унтер-офицер.

Участник первой мировой войны в должности авиамеханика 17-го авиаотряда.

В Красной армии с 1918 г.. Участник гражданской войны в 1919-1920 гг. в различных авиачастях.

В 1921 г. окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1923 – Московскую высшую школу авиации и Серпуховскую авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания. Служил в строевых частях ВВС.

Был на летно-испытательной работе в НИИ ВВС. Принимал участие в испытаниях «Звена».

С 1934 (в апреле) – летчик-испытатель (начальник ЛИС) а/завода № 39 (г. Москва); испытывал серийные И-15 и И-16.

Жил в Москве (?).

Погиб осенью 1935 (?) года при выполнении испытательного полета на Р-5 с V-образным оперением. В полете этот стабилизатор не выдержал перегрузки и отвалился.

БирюковГригорий Александрович Бирюков 

1902-1932 гг.

Полоска короткая с крылышками

 

Родился 25 февраля (10 марта) 1902 года в селе Самарино (по другим данным – в селе Васильевка) ныне Усманского района Липецкой области. В 1917 окончил Воронежское городское начальное училище.

В армии с мая 1919. Служил в пехотных частях.

Участник гражданской войны: в 1919-1920 – политбоец, политрук 104-го стрелкового полка 40-й стрелковой дивизии (Южный фронт). Участвовал в боях с бандами на Дону и в боях против Врангеля.

До 1923 продолжал службу политинформатором в пехотных частях. В 1924 г. окончил Егорьевскую военно-теоретическую авиашколу, в 1926 – Качинскую ВАШЛ и Серпуховскую высшую военную школу воздушного боя. Служил в строевых частях ВВС (бомбардировочная авиация).

С января 1932 – на летно-испытательной работе в НИИ ВВС. Принимал участие в испытательных полетах на тяжелых самолетах.

Умер 21 июля 1932 года от ожогов, полученных при катастрофе ТБ-3 29 июня 1932 года.

Жил в Москве.

АнисимовАлександр Фролович Анисимов

1897-1933 гг.

Полоска короткая с крылышками

 

Родился 16 (28) ноября (по другим данным – 16 (28) июля) 1897 года в деревне Взъезды ныне Шимского (или Солецкого) района Новгородской области. В 1912 окончил 4-классное городское училище в Новгороде. Работал шофером-механиком.

В армии с 1914. В 1915 окончил моторный класс при Политехническом институте в Петрограде.

Участник первой мировой войны: в феврале 1915 – октябре 1916 – моторист 4-го истребительного отряда, старший унтер-офицер. Участник Октябрьской революции 1917.

В РККА с 1918. Участник гражданской войны: в мае 1918-1919 гг. – старший авиамоторист 5-го Социалистического авиаотряда (Восточный фронт), воевал с белочехами; в 1919-ноябре 1920 – авиамоторист 1-го Петроградского авиаотряда, воевал против Юденича и белополяков.

В 1922 окончил Егорьевскую военно-теоретическую авиашколу, в 1923 – Качинскую ВАШЛ и Московскую высшую авиашколу, в 1924 – Серпуховскую авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания. Служил в строевых частях ВВС.

С июля 1928 по 1933 – на летно-испытательной работе в НИИ ВВС (с июня 1931 – командир отряда). Участвовал в испытаниях И-4, И-5 и других самолетов. Участвовал в первом полете (3.12.1931) и испытаниях «Звена-1» (на истребителе И-4).

Самый близкий друг В. П. Чкалова, ас пилотажа. Летным искусством Анисимова восхищался даже Чкалов. Он был действительно непревзойденным мастером техники пилотирования. Летал легко, непринужденно, фигуры высшего пилотажа выполнял исключительно чисто. С 1933 – летчик-испытатель Остехбюро П. И. Гроховского. Провел ряд сбросов различных объектов с ТБ-1, испытания автопилота АВП-3 конструкции Тимофеева-Лусисса.

Погиб 11 октября 1933 года при выполнении показательного полета на самолете И-5.

Анисимов на самолете И-5 демонстрировал в непосредственной близости от земли фигуры высшего пилотажа, применяемые в воздушном бою. Эти полеты снимались на кинопленку – готовился учебный фильм для строевых летчиков-истребителей. В этот день Анисимов должен был завершить работу с кинооператорами…

«Чкалов подошел к стоянке заводских самолетов, когда заметил, что Анисимов делает уже третий раз пикирование прямо на киноаппарат, а затем с высоты метров около пятидесяти вздымает самолет, заканчивая фигуру иммельманом. Чкалов хотел, было войти в двери заводского ангара, но снова услышал ревущие на пикировании воздушный винт и мотор самолета, повернул голову назад, замер на секунду и вдруг неистово, с отчаянием закричал:

– Что он делает?! – И что было силы побежал в поле, к центру аэродрома.

Валерий Павлович отлично видел, как Анисимов совершенно безошибочно вывел самолет из пикирования и пошел на полупетлю, чтобы в верхней точке перевернуть самолет из положения вверх колесами в нормальное, тем самым завершив фигуру иммельман. Но Анисимов, выйдя в верхнюю точку, застыл в положении вниз головой и, не меняя его, начал резко просаживаться вниз. Чкалов бежал, ничего не видя, кроме И-5, падающего вверх колесами.

– Выводи! Выводи! Ногу резко! Резко! Ногу! – Задыхаясь, вне себя, кричал Валерий.

Но самолет даже не свалился на крыло. Он так и грохнулся на посадочный знак в положении вверх колесами». «Чкалов рассказывал, что когда погиб знаменитый летчик Анисимов, он подошел к месту гибели, взял в руки мозги друга, понюхал и сказал: «вчера не пил» и пошел прочь».

Аварийная комиссия заключила: катастрофа произошла оттого, что переломилась педаль ножного управления рулем поворотов, без которого на малой высоте невозможно было перевернуть И-5 в нормальное положение. После этого несчастья Чкалов стал более холодно относиться к Поликарпову, считая, что он и работавший с ним конструктор Григорович где-то допустили просчет в конструкции.

Коллега Анисимова – летчик-испытатель Остехбюро М. Н. Каминский рассказал другую версию катастрофы.  Группа кинематографистов из Франции уже заканчивала съемки для документального фильма «Авиатор». «Анисимов неожиданно для всех, кто знал программу съемок, заходя на посадку, повел истребитель в «мертвую петлю» и завершил ее в нескольких метрах от земли. Издали казалось, что истребитель коснулся брюхом травы. Но этого было мало летчику, и он без перерыва выписал петлю второй раз и пошел на третью.

И когда И-5 выходил из третьей петли на высоте стригущего траву полета, линию выхода пересек рулящий по земле самолет-разведчик. Никто не заметил, когда прилетел и сел на аэродром этот злосчастный самолет. Столкновение казалось неотвратимым. Анисимов, находясь под острым углом к земле, сумел оценить ситуацию и отвернул истребитель, толкнув педаль ножного управления. Аэродинамика машины ухудшилась, тонкий ювелирный расчет выхода оказался нарушенным, и высоты не хватило. В стороне от рулившего самолета-разведчика истребитель Анисимова коснулся земли, перевернулся через винт, и земля будто выстрелила обломками изуродованной крылатой машины».

Анисимов жил в Москве.