РогозинОлег Конс­тан­ти­но­вич Рогозин

1929-2010

Полоска короткая с крылышками

 

Советский организатор оборонной промышленности и учёный. Генерал-лейтенант, заместитель начальника службы вооружения Министерства обороны СССР (до 1989 года). Профессор, доктор технических наук. Отец российского политика Дмитрия Рогозина.

Биография

Родился в Москве. Мать — Наталья Борисовна Миткевич-Жолток, внучка предпоследнего московского генерал-полицмейстера. Отец — Константин Павлович Рогозин (из раскулаченных крестьян Иваново-Вознесенской губернии). В 1943—1946 годах — слесарь-механик завода 339 НКАП (г. Москва). Окончил Оренбургское военно-воздушное училище. В 1959 году окончил Военно-воздушную инженерную академию. Работал в центральном аппарате Министерства обороны СССР. Занимал должности начальника управления перспективных систем вооружений и первого заместителя начальника службы вооружений до отставки в 1989 году.

После отставки работал научным сотрудником РАН. Основная научная деятельность: теория вооружения, проблемы развития вооружений, военная безопасность. В 1991—1992 годах работал в Центре международных и стратегических исследований «РАУ-Корпорации» Алексея Подберёзкина.

В сентябре 2005 года возглавил список кандидатов в депутаты Законодательного собрания Ивановской области от партии «Родина». Однако в интервью Рогозин отметил, что «всегда был и остаётся коммунистом». На выборах 4 декабря 2005 года «Родина» получила 10,5 %. Сам Олег Рогозин отказался от депутатского мандата.

Сын — известный российский политик Дмитрий Рогозин.

Награды и звания

Лауреат Государственной премии СССР (1981). Доктор технических наук, профессор.

Награждён орденами Октябрьской Революции (1981), Трудового Красного Знамени (1976), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (1988), девятнадцатью медалями СССР, тремя орденами и восемью медалями стран-участниц Варшавского договора. Лауреат Золотой медали имени генерального конструктора ракетно-космической техники академика В. Ф. Уткина в номинации «За вклад в развитие экономики и укрепление обороноспособности страны» (2004).

Автор многих книг, включая воспоминания «Незабываемые имена и свершения» (2004) об организации и развитии оборонной промышленности СССР в послевоенный период.

ЯкимовАлексей Петрович Якимов

1914-2006

Полоска короткая с крылышками

 

Герой Советского Союза (1966), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1960), полковник (1955). Родился 24 января (6 февраля) 1914 г. в селе Верхняя Яйва ныне Александровского района (по другим данным - в селе Усть-Сурмог ныне Соликамского района) Пермского края.

В 1934 г. окончил 3 курса Уральского горного института.

В армии с августа 1934 г. В 1937 г. окончил Оренбургскую ВАШЛ, оставлен в ней лётчиком-инструктором. В марте-мае 1941 г. - лётчик-инструктор Сталинградской ВАШЛ. С мая 1941 по ноябрь 1951 г. - лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института.

Поднял в небо и провёл испытания 2-го экземпляра МиГ-3 с М-82 (25 августа 1941), И-222 («ЗА», 5 июля 1944), И-225 («5А», 21 июля 1944). Участвовал в испытаниях МиГ-3, И-220, И-250, Ту-4. Провёл испытания Ла-5 (1942), ряд испытательных работ на И-153, ЛаГГ-3, МиГ-9, МиГ-15, Пе-2, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9.

Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1941 г. - лётчик 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи (ПВО г. Москвы). Совершил 11 боевых вылетов на МиГ-3 для защиты неба столицы.

С ноября 1951 по 1954 г. - лётчик-испытатель ОКБ-30 (г. Москва). Провёл испытания радиолокационной станции на Ил-12Д (1953), скоростного планера-мишени (1952 - 1953), десантного варианта Ту-4 (1953), различных модификаций Ли-2. С 1954 по апрель 1971 г. - лётчик-испытатель ОКБ А.Н. Туполева (в 1960-1971 - начальник лётной службы ОКБ). Поднял в небо и провёл испытания Ту-114 (15 ноября 1957), Ту-104Е (1960). Провёл испытания по дозаправке Ту-16 (1954 - 1955) и Ту-95 (1961); испытания двигателя НК-6 наТу-95ЛЛ (1961).

Участвовал в испытаниях Ту-16, Ту-95, Ту-95ЛАЛ (1961), Ту-134 и их модификаций. С апреля 1971 г. - в запасе. Жил в городе Жуковский Московской области.

Умер 10 марта 2006 г. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище. Награждён 2 орденами Ленина (1959, 1966), орденами Красного Знамени (1954), Отечественной войны 1-й (1985) и 2-й (1944) степени, 5 орденами Красной Звезды (1947, 1948, 1950, 1957, 1961), медалями. Почётный гражданин города Жуковский.

ЮферовНиколай Петрович Юферов

1922-1982

Полоска короткая с крылышками

 

Николай Петрович Юферов родился 17 ноября 1922 года в городе Кутаиси (ныне Республика Грузия) в семье служащего. Окончил 10 классов и аэроклуб в городе Гори. Призван в армию в 1940 году Горийским райвоенкоматом. Окончил Кировабадскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии находился с  мая 1943 года. Воевал на Юго-Западном (с 20 октября 1943 года – 3-м Украинском) фронте в составе 17-й воздушной армии – в 58-й отдельной корректировочной авиационной эскадрилье,  а с марта 1944 года – в 96-м отдельном  корректировочно-разведывательном авиационном полку, сформированном на основе этой эскадрильи.

К марту 1945 года совершил 117 боевых вылетов на разведку войск противника, фотографирование оборонительных рубежей, корректирование артиллерийского огня, вследствие чего противнику были нанесены большие потери в технике и живой силе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боевых вылетах, Юферову Николаю Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны он продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В 1950 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС), в 1955 году – Военно-воздушную академию. По некоторым данным, служил с 1967 года на Центральном командном пункте ВВС.  С 1978  года полковник Н. П. Юферов – в  запасе. Жил в поселке городского типа Монино (Щёлковский район Московской области). Работал старшим инженером в геологическом институте  АН  СССР (Москва). 

Скончался 19 ноября 1982 года. Похоронен на мемориальном кладбище в поселке Монино. На доме в поселке Монино, где жил герой, установлена мемориальная доска.

 

ЮшинСергей Васильевич Юшин

1921-1990

Полоска короткая с крылышками

 

Участник Великой Отечественной войны, заместитель командира эскадрильи 637-го штурмового авиационного полка 227-й штурмовой авиационной дивизии 8-го штурмового авиационного корпуса 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, Герой Советского Союза (1945), майор (1954).

Биография

Родился 21 июля 1921 года в деревне Старобадеево ныне Чеховского района Московской области в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил семь классов. Работал слесарем на машиностроительном заводе.

В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Кировабадскую военную авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В 1942 году окончил Высшую школу воздушного боя.

Заместитель командира эскадрильи 637-го штурмового авиационного полка лейтенант С. В. Юшин к декабрю 1944 года совершил 148 боевых вылетов на штурмовку войск противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования по уничтожении живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Сергею Васильевичу Юшину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7546).

После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в ВВС. С 1954 года майор С. В. Юшин — в запасе. Жил в городе Подольске Московской области. Работал старшим инженером Управления пожарной охраны Мособлисполкома. После выхода на пенсию жил в Киеве. Скончался 19 августа 1990 года.

Награды

• Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза;

• Орден Ленина;

• Два ордена Красного Знамени;

• Орден Богдана Хмельницкого III степени;

• Орден Отечественной войны I степени;

• Медали.

Память

Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище.

ЮмашевАндрей Борисович Юмашев

1902-1988 гг.

Полоска короткая с крылышками

 

Андрей Борисович Юмашев родился в Петербурге в 1902 году. Учился в гимназии, увлекался рисованием, поступил в художественную школу. Революция круто изменила жизнь. В 16 лет, скрывая возраст, Юмашев добровольно вступает в Красную армию. Попадает в артиллерийскую часть и воюет на Южном фронте. После гражданской командование направляет его в летную школу, где у него обнаруживается незаурядный талант летчика. В летной школе Юмашев увлекся планерами. Он сам проектировал и конструировал эти летательные аппараты. В 1925 году в Коктебеле проводились Международные соревнования планеристов. Юмашев принимал в них участие со своим планером Ю-1 и занял почетное призовое место. В сентябре 1928 года на планере «Гамаюн» впервые в СССР выполнил планирующий полет в термическом потоке и установил два советских рекорда: дальность полета по прямой (14 км) и максимальная высота над точкой взлета (375 м).

Успешно закончив летную школу, Андрей Борисович быстро овладел искусством высшего пилотажа и стал совершенствоваться как летчик-испытатель. В этом качестве в 1927 году его пригласили в НИИ ВВС. Там он испытывал новые самолеты, совершал рекордные полеты. Юмашев провел испытания экспериментального самолета «Сталь-6». Участвовал в государственных испытаниях истребителей И-3, И-4, И-7, разведчиков Р-3, Р-6, Р-7, бомбардировщиков ТБ-1бис, ТБ-3, «Сталь-7», Пе-8, пассажирского самолёта АНТ-9.

В 1936 г. у Андрея Борисовича было несколько знаменательных событий. Будучи командиром экипажа ТБ-3 он выполнил полет в Прагу, обеспечивая визит командующего ВВС СССР Алксниса. В этот же год он установил 3 мировых рекорда грузоподъёмности на самолете ТБ-3: высота 8116 м с грузом 5 тонн, высота 6605 м с грузом 10 тонн, максимальный груз в 12 тонн, поднятый на высоту 2000 м. После этих рекордов Юмашев получил почтовый пакет. На листе — всего несколько слов: "Поздравляю с достижением рекорда высоты на четырехмоторном самолете АНТ-6. Желаю Вам новых успехов. Жму руку. И. Сталин». За установленные рекорды Андрей Борисович был премирован легковым автомобилем.

В 1937 году Юмашев перешел на работу летчика-испытателя в ЦАГИ. Одним из первых на экспериментальных самолетах БОК-7 и БОК-15 стал подниматься к границе стратосферы, для чего требовались мужество, мастерство и крепкое здоровье. Ему уже стало тесно в небе, хотелось подниматься еще выше, лететь еще дальше. Так появилась идея, о которой мечтали летчики не только у нас, но и в других развитых странах — побить мировой рекорд дальности полета по прямой без посадки. Соревновались между собой США, Франция, Италия и Германия. Последний такой рекорд в 1932 году поставили французы Кодос и Росси, пролетев без посадки по прямой 9104,7 км. Это была настоящая сенсация, которую не переставали горячо обсуждать все авиаторы, в том числе и в НИИ ВВС.

Однажды Юмашев встретился в институте и разговорился на эту тему с прославленным шеф-пилотом Михаилом Громовым, уже поставившим несколько разных рекордов. «А что, Михаил Михайлович, — обратился к нему Юмашев, — не переплюнуть ли нам этих французов?» « На чем только?» — улыбнувшись, спросил Громов. «Будет машина! — воскликнул Юмашев. — К Туполеву обратимся». Андрей Николаевич предложением зажегся. Ученые, инженеры и конструкторы, получив от правительства «добро», приступили к работе.

Туполев создал самолет-моноплан с крылом значительного удлинения, размах которого составлял 34 м, с большим объемом бензобаков, расположенных в крыльях. Под руководством А.Н. Туполева, с участием П. О. Сухого и В. П. Ветчинкина коллектив ЦАГИ создал этот самолет за один год. Причем в двух экземплярах. Назвали его АНТ-25.

Установить самый престижный рекорд дальности по прямой предстояло экипажу Громова. Поскольку территории СССР не хватало для выполнения этой задачи, был разработан так называемый южный маршрут: Москва — Средиземное море — Западная Африка — Южная Америка (Бразилия — Уругвай — Аргентина). Без изломов маршрута можно было пролететь 12 тыс. км. Дружный экипаж Громова стал интенсивно готовиться к полету. Изучали карту маршрута, климатические условия, совершали тренировочные вылеты… И тут, как снег на голову: перелет отменяется. Оказывается, испугавшись «красной чумы», Бразилия запретила пролетать над ее территорией. А изломы на маршруте делать нельзя. И это, несмотря на то, что Россия уже вступила в ФАИ, и все наши рекорды официально признавались. Пришлось принимать новый вариант — лететь через Северный полюс до юга США.

После неудачной попытки перелета через Северный полюс экипажа С. Леваневского сформировали два других экипажа. В экипаж В.П. Чкалова вошли летчик Г. Байдуков и штурман А. Беляков. В экипаж М. Громова — второй пилот А. Юмашев и штурман С. Данилин. Разработали два маршрута. Экипаж Чкалова, поднявшись в воздух 18 июня 1937 года, после 63 часов полета произвел посадку в Ванкувере (США), пролетев по прямой 8504 км. Поставленная задача — перелететь без посадки из Москвы через Северный полюс в Америку — была выполнена. Подробности этого подвига советских летчиков широко известны.

Но мировой рекорд еще не побит. Нужно облегчить машину. Долго думали, без чего можно обойтись. Решили снять спасательную резиновую лодку, лыжи, ружья, пистолеты, мачту, теплую одежду, часть продуктов. Таким образом, экипаж уменьшил вес самолета на 120 кг. Можно было прикинуть, насколько увеличилась дальность полета. Перед отлетом экипаж написал обращение к народу, которое прочитал диктор по радио. Оно как нельзя лучше отражало эпоху, в которой творил советский народ в тот период.

Итак, в полет! Погода благоприятствовала: подошел антициклон, заполонивший всю центральную часть европейской территории России. Решили : первые шесть часов лета — за штурвалом будет Громов, а следующие шесть — Юмашев. Будут чередоваться, чтобы беречь силы. Над аэродромом вспыхнула зеленая ракета, извещая, что взлетная дорожка свободна, можно стартовать. Ровно в 3 ч. 23 мин. 12 июля 1937 года в небо взлетел длиннокрылый АНТ-25.

Вскоре погода стала быстро меняться. Утренний туман перешел в сплошную облачность, усложнив штурману ориентировку. Дальше пришлось лететь вслепую. По расчетам Данилина, самолет подлетал к острову Колгуеву, на котором в небольшом поселке его ждал спортивный комиссар, чтобы зарегистрировать прохождение по маршруту и отсутствие посадки — необходимые данные для ФАИ. Машину вел Юмашев — мастер слепых полетов. Он принял смелое решение — идти на снижение. На высоте 400 м самолет вынырнул из-под облаков. Вскоре показался остров и поселок, у которого стояла небольшая группа людей. Они махали руками и флагом. Через люк штурман выбросил вымпел с длинной красной лентой.

Менее чем через сутки был достигнут Северный полюс. Сквозь редкие разрывы облаков внизу проглядывались льды. По времени скоро должны были подойти к Арктическому архипелагу. И вот первый остров святого Патрика. Значит, все в порядке — идут точно по курсу. За штурвалом — Андрей Борисович. Монотонная, унылая картина Ледовитого океана с его нескончаемыми льдами и облачностью теперь стала освещаться лучами солнца, пробивающимися сквозь дымку и облака. Открылось изумительное зрелище игры красок всех цветов радуги на ледяных торосах, плавающих на темно-синей воде. «Вот бы сейчас этюдник и краски!» — вслух восхитился Юмашев. Пройдя просторы Канады, тундру, болота с частыми озерами, он берет курс на Тихий океан. Наконец, показался ориентир. Данилин стал налаживать связь с Сан-Франциско, Лос-Анджелесом и другими американскими радиостанциями. Их аэродромы готовы были принять АНТ-25. Для ориентира стали передавать русские мелодии. У членов экипажа сразу же потеплело на душе. К большому сожалению, под утро густой туман окутал все побережье. Еще один циклон. Летчики принимают решение лететь дальше на юг, до самой Мексики. Но топливо подходит к концу. Надо выбирать площадку для приземления. А где ее найдешь в предгорье? Кругом холмистая земля, перепаханная, с трещинами и впадинами. Наконец, совсем снизившись, нашли большое заросшее поле, на краю которого паслось стадо коров. Лучше не придумаешь. Громов берется за штурвал и мастерски, по всем правилам, сажает машину на это поле. Откинув фонарь, первым вылез на плоскость Данилин, за ним Юмашев и Громов. Ребят качало из стороны в сторону. В ушах стоял гул мотора, и страшно тряслись ноги. Они обнялись и крепко пожали друг другу руки. Оказалось, АНТ-25 приземлился на самом юге Калифорнии, в трех милях от небольшого городка Сан-Джасинто, пробыв в воздухе 62 ч. 17 мин. и пролетев без посадки по прямой 10 148 км. Итак, мировой рекорд дальности полета стал впервые принадлежать нашей стране. Международная авиационная федерация утвердила его и присудила каждому члену экипажа свою высшую награду — именную медаль де Лаво.

Героический перелет экипажа Громова в Америку, так же, как и Чкалова, имел большое значение. В сложной обстановке тех лет, когда назревала Вторая мировая война, советские летчики продемонстрировали растущую мощь СССР. Трудно передать тот триумф, который охватил Соединенные Штаты. Тысячи американцев шли с поздравлениями к русским летчикам. Много было и официальных встреч, приемов, банкетов. Президент США прислал экипажу телеграмму: «Ваши достижения вызывают большое восхищение, я горячо поздравляю вас».

Позже, уже в Вашингтоне, экипаж нанес визит президенту США. Рузвельт задавал им вопросы о самочувствии после перелета, о впечатлениях, об Америке и о том, какие трудности пришлось перенести в полете через полюс. Со страниц печати не сходили репортажи о пребывании в Штатах мужественного экипажа. Перелет через Северный полюс в Америку оценивался как достижение советской авиации и как знак дружбы между двумя великими государствами. Большой интерес американские специалисты и ученые проявили к тактико-техническим данным самолета АНТ-25. Пока он стоял на поле, они облазили его вдоль и поперек и пришли в восторг от простоты конструкции и многих инженерных решений.

Начались поездки членов экипажа по городам штатов. Триумфально прошли встречи в Сан-Франциско и Сан-Диего, потом гости направились в Лос-Анджелес. Федеральное правительство возложило на этот культурный и промышленный центр задачу: организовать встречу народа США с героями-летчиками АНТ-25. Мэр Лос-Анджелеса со ступенек ратуши объявил огромному стечению народа об избрании Громова, Юмашева и Данилина почетными гражданами города. 4 августа был последний день трехнедельного пребывания экипажа Громова в Америке. Уже разводил пары самый большой в мире и самый роскошный лайнер «Нормандия», на котором отплывали из Штатов в Англию Громов, Юмашев и Данилин. Но самым радостным и волнующим событием для экипажа было, конечно же, долгожданное возвращение домой, где героев ждали родные и близкие, друзья и сослуживцы, весь народ.

После отплытия из Штатов громовцы побывали в Европе, где наших летчиков тепло и торжественно встречали в столицах многих государств, кроме Берлина. Геббельсовская пропаганда запретила всем средствам информации даже упоминать о победе краснокрылых пилотов. Международный экспресс с членами экипажа медленно подходит к белорусской пограничной станции Негорелое. Была ночь, но на всей платформе и вокруг нее стояли люди с цветами и транспарантами, приехавшие встречать своих героев. Состоялся первый митинг на родной земле. А утром была Москва и Белорусский вокзал, до отказа набитый народом. Вся привокзальная площадь заполнена ликующим народом, а также улица Горького до самого Кремля, где членов экипажа ждал правительственный прием. 1 сентября 1937 года Андрею Борисовичу Юмашеву за этот перелет было присвоено звание Героя Советского Союза.

Рассказ о героической эпопее 1937 года был бы неполным без рассказа внучки С.А. Данилина о том, что в США помнят наших героев. Она приятно была удивлена, когда в 1997 году получила письмо из США с приглашением приехать на празднование 60-летия перелета советских летчиков через Северный полюс в Америку. Вместе с ней были приглашены и другие родственники членов экипажа. Но по стечению обстоятельств воспользоваться гостеприимством американских друзей смогли лишь внучка Сергея Алексеевича — Данилина Ирина, сын Юмашева — Леонард и внучка Андрея Борисовича — Мария. Гостям из России был оказан самый радушный прием. Жили они в семьях очевидцев тех, потрясших Америку, событий. Кое-кто еще помнил, как это было. Первым делом родных членов экипажа Громова отвезли на место приземления самолета АНТ-25. Потом повозили по городу и остановились в центре, у длинной аллеи, вдоль которой были установлены мраморные плиты с именами лучших людей города. Начинается аллея с большого гранитного камня, на котором выгравированы фамилии Громова, Юмашева и Данилина. Это весьма почитаемый жителями Сан-Джасинто памятник мужественным героям-летчикам. Он был весь в цветах. Два флага украшали его — российский и американский.

Подвиг экипажа Громова, можно сказать с уверенностью, стал поистине историческим. А жизнь продолжалась. С началом Советско-финской войны 1939-1940 годов Юмашев в должности заместителя командира 85-го бомбардировочного авиационного полка отправляется на фронт. За время войны он лично совершил более 10 боевых вылетов на ДБ-3.

После фронта Андрей Борисович продолжает работу летчика-испытателя, и в марте 1941 года получает должность заместителя начальника ЛИИ по летной части.

С началом Великой Отечественной войны Юмашев снова на фронте. Командовал 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильей ПВО, защищающей небо Москвы. Затем был командиром отдельного истребительного авиаполка. В августе-декабре 1941 Юмашева направили в правительственную командировку в США для решения вопросов по приобретению заокеанских самолетов. В 1943 году на курском направлении возглавлял истребительный корпус. Участвовал в боях за Крым. Занимал должности заместителей командующих 1-й и 3-й воздушных армий. В конце войны стал генерал-майором. В июле 1943 года назначен командующим ВВС Восточного фронта ПВО. С апреля 1944 года командовал ВВС Южного фронта ПВО. С 1945 года по 1946-й — начальник Управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС.

О героизме Юмашева, проявленном им в годы войны, можно судить хотя бы по одному эпизоду, о котором вспоминает Громов. После разгрома фашистов под Москвой ожесточенные бои развернулись на ржевском направлении. В них принимал участие 237-й авиационный полк под командованием Юмашева. В ходе боев попал в окружение наш кавалерийский корпус. Он оказался в тяжелом положении. Было необходимо срочно связаться с командиром корпуса и передать ему секретный пакет, получить ответ и доставить его в штаб фронта. Эту задачу могла решить только авиация. Андрей Борисович лично сам подобрал пять летчиков и возглавил эту группу. Условия были исключительно сложные. В воздухе господствовала вражеская авиация, сажать самолет нужно было на засыпанное рыхлым снегом поле. Проделать это, было приказано одному из летчиков. Остальные пилоты во главе с Юмашевым прикрывали его. Задание командования фронтом было выполнено.

В 1946 году по состоянию здоровья вышел в отставку, уехал на постоянное местожительство в Алупку. Там он полностью посвятил себя второму своему таланту — живописи. В Алупке Андрей Борисович подружился с Максимилианом Волошиным, стал частым гостем в его знаменитом коктебельском доме, где регулярно собирались известные литераторы, художники, артисты. Юмашев быстро пришелся ко двору и стал душою волошинских интеллектуальных посиделок. Однажды, пролетая на планере над домом Волошиных, в знак дружбы и признательности сбросил им вымпел, который стал дорогой фамильной реликвией. Сам Волошин подарил другу несколько рисунков и акварельных этюдов, посвятил ему свои стихи. Все это бережно хранится в семьях родных Юмашева.

Нужно сказать, что Юмашев вообще очень быстро сближался с интересными людьми самых разных профессий, особенно обожал творческие личности и балет. Его друзьями были Козловский, Рихтер, Кончаловский, Громадин, Лепешинская, Фальк. Своим учителем по живописи Андрей Борисович считал Фалька, а тот, не жалея сил и времени, передавал свой богатый опыт и мастерство любимому авиатору. Вместе они совершили творческую поездку по среднеазиатским республикам, писали много работ, изображая исторические памятники и портреты людей. Много ездил Юмашев с этюдником и по древнерусским городам и весям. Там черпал для себя вдохновение и духовное наполнение.

Кстати, с этюдником он не расставался и на фронте. В военную холодную зиму 41 года Юмашев прямо с фронта по служебным делам заехал в Москву. Выкроив время, заскочил в мастерскую к заслуженному деятелю искусств П. П. Кончаловскому. Тот быстро поставил мольберт и стал писать портрет летчика в зимней форме, поскольку мастерская не отапливалась. Портрет этот потом не раз экспонировался на выставках мастера. После позирования Андрей Борисович тут же за полтора часа создал портрет Кончаловского.

В 1946 году Юмашев был принят в Союз художников СССР. С успехом прошли четыре его персональных выставки. Последняя состоялась в Москве в Доме архитекторов. Стоит привести несколько отзывов с этих вернисажей. «Андрей Борисович. Удивительно цельный человек. Широкая эрудированность и целеустремленность, умение сосредоточиться и мгновенно принять единственно правильное решение и высокая требовательность к себе — эти качества Юмашева-летчика также присущи Юмашеву-художнику». «Да здравствует Юмашев! Герой, летчик, художник!»

Пятая выставка художника была приурочена к 50-летию перелета АНТ-25 в Америку и состоялась в США в музее города Сант-Джасинто. После выставки многие работы автор подарил гостеприимным жителям этого города, первыми встретивших русских героев в 1937 году.

В книге «На земле и в воздухе» М. Громов дает такую оценку своему товарищу: «А. Б. Юмашев был блестящим пилотом с творческим мышлением, он отлично летал по приборам в облаках, был человеком с решительным характером и высоким интеллектом. Он увлекался живописью, много и интересно писал маслом и акварелью. Ко всему этому — высокий красивый мужчина с крупными чертами лица киногероя, с волнистыми волосами...» А. Б. Юмашевым было установлено 6 мировых авиационных рекордов, из них 1 — абсолютный. Таким был выдающийся летчик и художник Андрей Борисович Юмашев.

Подкатегории