Курсант Владимир Перерушев.

line


23 августа 1969 года. Руководитель полетов дает команду курсанту Оренбургского летного высшего командного училища младшему сержанту Перерушеву готовиться к полету. Заправив машину Я-29, надев парашют, Володя сел в кабину самолета, закрыл «фонарь» и доложил: «322 к полету готов». В воздух поднялись один за одним четыре самолета – звено, Володя шел вторым. Самолет набрал высоту 50 метров – убрал шасси, поднялся на 75 метров – убрал закрылки. Под ним лес, защитные полосы, дальше по курсу поселок с красивым названием Чистые Пруды, примерно под углом 45 градусов шоссе, по которому движутся машины с зерном нового урожая, чуть дальше высоковольтная линия и несколько стогов соломы.
Неожиданно самолет начал терять скорость, глохнет двигатель, а под ним дома, детские ясли, школа – поселок, где проживает 280 человек … Летчик старается запустить двигатель, но самолет дергается и идет на снижение. Тогда он принимает решение отвернуть машину вправо от  села, гасит скорость поворотом. Машина становится неуправляемой, скорость мала, катапультироваться поздно. Через 3-4 секунды самолет трижды царапнул правым крылом землю, повернулся и взорвался… Так погиб Владимир Перерушев, совершая свой 87 самостоятельный полет. Семья получает скорбную телеграмму: «…ваш сын погиб при исполнении служебных обязанностей…»
Подвиг...  Какой мальчишка не мечтает о нем? А Володя, наверное, даже не успел подумать об этом. Но о жителях поселка, над которым пролетал, подумал. Очевидцы происшедшей катастрофы были поражены мужеством пилота. Бригадир каменщиков совхоза В. С. Сафронов сказал тогда: «Он сделал все, чтобы отвести от нас беду. И заплатил за это жизнью. На месте гибели мы обязательно поставим обелиск». А Володины наставники сказали: «Будь на его месте самый опытный летчик – сделал бы то же самое».

Школа, детские годы.


Каким же был Володя? Его биография вполне может уместиться на тетрадном листочке. Но воспоминания о нем его товарищей, учителей, родных создают образ человека с твердой жизненной позицией, честного, скромного, справедливого и внимательного к людям.
Володя рос в семье военного. Отца, Андрея Дмитриевича, в очередной раз перевели на службу в новую войсковую часть. Так семья оказалась в Кинешме, а Володя – в школе имени Д. А. Фурманова.
– Очень славный был мальчик, – вспоминает учительница истории школы имени Фурманова Тамара Александровна Солохина, – до сих пор не могу забыть его добрые глаза, милую улыбку. Вокруг него всегда были ребята. Он их постоянно чем-то увлекал, занимал. Его любили все. Пророчили судьбу педагога, воспитателя, но победила авиация.
А еще Володя очень любил спорт – легкую атлетику, хоккей (всегда был вратарем), лыжи, волейбол. Увлекался музыкой – играл на скрипке, кларнете, пианино. Отлично рисовал. В школе всегда оформлял стенгазеты.


«Орленок»


За активную работу и хорошую учебу в1965 году совет дружины школы направил его во Всесоюзный пионерский лагерь «Орленок». Он и там проявил себя с самых лучших сторон, получил  девять «орлятских» медалей, красные ленты почета, а самое главное – приобрел много новых и верных друзей. Владимир Перерушев – чемпион Всесоюзного пионерского лагеря «Орленок». 1965 год. Владимир Перерушев – чемпион Всесоюзного пионерского лагеря «Орленок». 1965 год. Вот что писала в 1970 году (год спустя после гибели) Надежда Родина. Он был в отряде «Икар» постоянным командиром – строгим, взыскательным, но до милого простым. Его все любили и уважали.  И не только потому, что в спортивных соревнованиях брал все призы и на его груди висели девять «орлятских» медалей, не только потому, что слишком часто арбитры выкрикивали «выступает Перерушев из лагеря «Солнечный», а потому, что теплый солнечный свет струился из его стального цвета глаз. Да. Солнце и сталь сочетались в нем удивительно органично. «И не пищать, орлята!» – так всегда говорил в трудных ситуациях отрядный командир. Он добился своего. Стал летать. И вдруг …погиб!

Военное летное училище в Оренбурге.


Наверное, из него получился бы отличный педагог. Мама мечтала, чтобы он продолжал заниматься музыкой. Папа настаивал, чтобы сын пошел по его стопам. А Володя мечтал лишь об одном – о небе, он хотел стать летчиком. И мечта сбылась: он поступил в летное училище. В Оренбургском училище Володя проучился два года. Здесь, как и везде он был всеобщим любимцем. Имел благодарности от командования за отличные полеты, был назначен старшиной авиаэскадрильи.

Память.


Прошли десятилетия. Сейчас на месте гибели двадцатилетнего курсанта – летчика Володи Перерушева стоит обелиск. К обелиску приносят живые цветы  жители села Чистые пруды, что под Оренбургом.
За ним с любовью ухаживают учащиеся Прудовской школы, носящей его имя. Похоронен Володя на центральном Оренбургском кладбище. Так решили его родители: «Он должен лежать под звездами, где летал, учился и мужал», – писали они товарищам сына.

 

 

http://www.schoolfurmanov.narod.ru/site/podvig.html


 Улетевшие навсегда

line

 

Мелькают кварталы и прыгать нельзя,

Дотянем до леса решили друзья,

Подальше от города смерть унесем,

Пускай мы погибнем, но город спасем.

 

Стрела самолета рванулась с небес,

И вздрогнул от взрыва березовый лес...

Не скоро поляны травой зарастут,

А город подумал ученья идут.

 

В могиле лежат посреди тишины

Отличные парни отличной страны,

Светло и торжественно смотрит на них

Огромное небо одно на двоих.

 

                                                     Р. Рождественский

                                           

Профессия летчика всегда была связана с огромным риском, каждый полет – это опасность и груз ответственности за себя, свой самолет и за свой экипаж. Но не всегда и не все зависит только от знаний и опыта пилота. Бывает так, что подводит техника, а человеку приходится за это расплачиваться своей жизнью. Среди тех, кто не вернулся из полета, особняком стоят те, кто пожертвовал собой, уводя свои неисправные самолеты от населенных пунктов и тем самым спасая жизни сотен, а порой и тысяч простых людей. За них, «улетевших и невернувшихся», – третий тост, стоя и не чокаясь. О них эта страница…

  

 

Награждены орденами посмертно:  

Орден БКЗКапустин Борис Владиславович

Орден БКЗКубраков Виктор Владимирович

Орден Красной ЗвездыНестеров Владимир Петрович

Орден БКЗПерерушев Владимир (курсант ОВВАУЛ)

Орден БКЗШерстобитов Сергей Максимович 


 

СПИСОК ЭКИПАЖЕЙ ВВС СФ

(безвозвратные потери 1961-2002  гг.)

Ф. И. О., должность, в/звание



Дата,

тип самолета

Аэродром, в/часть,

место катастрофы

Экипаж (пассажиры) и обстоятельства катастрофы 
Волков В.И., капитан, командир корабля.

 13 июня 1958 г.

 Ту-16Р

967 одрап, г. Жуковский

13.06.58 Ту-16Р К-н Волков В.И. Полет проходил по программе контрольных испытаний в НИИ ВВС в Жуковском. Накрапывал мелкий дождь, погода стала ухудшаться. РП дал команду командиру корабля прекратить выполнение задания и вернуться на аэродром. Выполнив последний разворот самолет стал заходить на посадку со стороны города Щелково. Дождь перешел в ливень, видимость снизилась до 50м. Погодный минимум командира был 500м до нижней кромки и видимость не менее 5км по горизонту. Экипаж стал использовать систему слепой посадки «Глобус». Самолет зацепился тележками шасси за крыши домов деревни Хотово и рухнул в поле за околицей. Ответственность за происшествие легла на командование института. 

 

Гончаров Борис Семенович, капитан, командир корабля.


17 марта 1961 г.

Бе-6

403 плап
ДПМУ, Североморск-1 (морской полигон)
нет данных
Красильников Лев Сергеевич,  командир корабля, майор, зам. командира полка.  

23 марта 1961 г.

Ту-16к

967 одрап

ДПМУ, Североморск-1

23.03.61 г. В Североморске-1 катастрофа ТУ-16к морской авиации СФ, 967 одрап. Командир-майор (по другим данным капитан) Красильников Л.С., остальные члены экипажа: к-н Борисов, к-н Куликов Анатолий Викторович, ст. л-т Жмуренко, матрос Михайлов, старшина Морозов. ДПМУ.

Они вылетели в тот полёт на заправщике Ту 16З

Вот воспоминания однополчанина капитана Трубино В.А.:

Второй случай произошел с экипажем Красильникова, что нас срочно заменил из-за заболевшего нашего «правака». Этот случай до сих пор меня, да и не только меня, весь наш экипаж поражает своей.фатальностью.  У правого пилота температура была повышенной, то есть +39 по Цельсию. Раньше заменили бы другим праваком, что до сих пор и делалось, но пришло недавно указание – менять весь экипаж, дабы не нарушать его слётанность. После наш второй пилот как-то заявил: «Это я вас всех спас». Нужно бы при этом добавить «А экипаж Красильникова я при этом угробил». Погибли они все, по-моему, даже толком не поняв, как всё это случилось. Прошли весь полёт, встретились с экипажем, это был командир нашего полка, заправились, вместе подлетая к дому, пересекли границу Кольского полуострова и вдруг вошли в пике…Даже командир полка своим голосом кричал: « Прыгайте!.. Прыгайте!..» За 18 секунд, что им определила судьба, много не сделаешь; правда, их правак дослуживал с истребителей, он был более опытным до этого, поэтому успел сбросить свой люк. На катапультирование этих несчастных секунд не хватило.

 

Калиниченко Дмитрий Антонович, полковник, командир корабля.

25 сентября 1962 г.

Ту-16т

 

987 мрап

ДПМУ,  

Североморск-3

нет данных
Гончаров Владимир Сергеевич, капитан, командир корабля.

30 ноября 1962 г.

Ту-16

987 мрап

НСМУ, Североморск-3

нет данных

 

Бахарев Виктор Иванович, капитан, командир корабля.

12 августа 1963 г.

Ту-16

 

9 гмрап, 5-й мрад
ДСМУ (минимум),  Североморск-1

нет данных

 

Павлов, майор, командир отряда  (экипаж 6 чел.  +  27  матросов в казарме).

30 марта 1965 г.

Ту-16

924 гв. мрап

НПМУ, Североморск-1

нет данных

 

 

Федотов А. С.,
полковник, командир полка

23 января 1966 г.

Ан-8

912 отап

НСМУ, Луостари (Лахта)

Погибли 6 чел. экипажа и 17 пассажиров.  

 

Гриднев Василий Иванович, подполковник, командир корабля.

23 марта 1967 г.

Ту-16р

967 одрап

ДПМУ, Североморск-1

нет данных

 

Чаманский Борис  Анатольевич,

капитан, командир корабля;

Иванов,
капитан, помощник командира корабля.

6 октября1967 г.

Ту-16

987 мрап

НСМУ, Североморск-3

 

 

нет данных

Плиев А. З.

подполковник.

23 мая1968 г.

Ту-16к

 

967 одрап

ДПМУ, Североморск-1 (Норвежское море)

КК подполковник А. З. Плиев, майор В. Н. Кувшинов, капитан Х. Аминев, ст. лейтенант Ю. А. Федоров, ст. лейтенант П. И. Шевченко, ст. лейтенант Н. Г. Юрин, старшина О. Г. Грабельников.

 

 

Акимов Владимир  Николаевич,
гв. майор, командир отряда;

Кузема Николай Алексеевич,
гв. ст. лейтенант, помощник командира корабля.

15 июля 1968 г.

Ту-16

 

 

 

924 гв. мрап

ДСМУ, ас Оленья

нет данных

Шарко Вячеслав  Михайлович,
гв. майор, командир корабля;

Соломин Владимир Пантелеевич,
гв. лейтенант, помощник командира корабля.

12 сентября 1969 г.

Ту-16

 

 

 

9 гв. мрап

НСМУ, Североморск-1

нет данных

Растяпин Алексей  Григорьевич,
подполковник, командир корабля;

Дъячко Петр Акимович,
капитан, помощник командира корабля.

 

15 января 1971 г.

Ту-95РЦ

392 одрап

НСМУ,Кипелово

нет данных

Гладков Иван Федорович, полковник, командир корабля;

Домашнев Юрий Владимирович, лейтенант, помощник командира корабля.

3 сентября 1971 г.

Ту-95РЦ

 

 

 

392 одрап

НСМУ (туман), Кипелово

нет данных

Терещенко Алексей  Степанович,
капитан, командир корабля;

Степаненко Александр Викторович,
ст. лейтенант, помощник командира корабля.

11 сентября 1973 г.

Ту-16Р

 

 

 

967 одрап

НСМУ, Североморск-1

нет данных

 

 

 

 

Карепанов Николай  Денисович,
капитан, командир корабля;

Кузнецов Александр  Григорьевич,
ст. лейтенант, помощник командира корабля.

29 декабря 1974 г.

Ту-16

987 мрап

НСМУ, Североморск-3

нет данных

 

 

 

 

Красносельских Аркадий  Иванович,
майор, командир корабля;

Гарыничев Федор Егорович,
капитан, помощник командира корабля.

4 августа 1976 г.

Ту-95Р

392 одрап
ДСМУ, Кипелово (Атлантический океан, траверз п/ва Ньюфаундленд)

 

 

нет данных

Хазагеров Владимир  Михайлович,

лейтенант, командир корабля;

Басимов Марат Абдулович, капитан, командир корабля.

6 августа 1976 г.

Ту-142

 

 

 

76 оплап

ДСМУ, Кипелово (Североморск-1)

 

 

нет данных

Успенский Александр Павлович,
капитан, командир корабля;

Добронравов Евгений Юрьевич,
помощник командира корабля.

6 сентября 1976 г.

Ту-16

 

 

987 мрап

НСМУ, Североморск-3

нет данных

 

 

 

Кудряшов Александр Сергеевич,
военный лётчик 3 класса капитан, командир корабля;

Печуркин Юрий Николаевич,
лейтенант, помощник командира корабля.

Круговых А. А., штурман, военный штурман 2 класса старший лейтенант, 

Дрепин В. И. второй штурман, лейтенант , 

Пронин Г. Д.РТР, капитан.

Вахромеев В. В.ВСР, прапорщик.

Крылов В. М.КОУ, прапорщик 

 

11 сентября 1978 г.

Ту-16р

 

 

 

967 одрап

ДСМУ, Североморск-1

(о. Надежда)

нет данных

Морозов Александр Васильевич,
гв. капитан, командир корабля;

Борухович Илья Яковлевич,
гв. лейтенант, помощник командира корабля.

15 февраля 1980 г.

Ту-16

 

 

 

924 гв. мрап

НСМУ, Высокий (Североморск-3)

нет данных

Вымятнин Валерий Кириллович,
майор, командир корабля;

Филиппов Юрий М.,
помощник командира корабля.

 

25 января 1984 г.

Ту-95РЦ

392 одрап
ДСМУ, Кипелово (Высокий)

 

нет данных

Голощапов Валерий Викторович,
майор, командир корабля;

Рубцов Евгений Васильевич,
подполковник, инструктор.

 

3 февраля 1994 г.

Ил-38

 

 

403 оплап
НСМУ (минимум), Североморск-1

 

нет данных
Козырев Егор Александрович,
майор, командир корабля.

21 февраля 2002 г.

Ан-26

403 оплап
НСМУ (минимум), Североморск-1 (Лахта)
нет данных

 

СПИСОК ЭКИПАЖЕЙ ВВС ЧФ

(безвозвратные потери 1962-1990 гг.)

 

МуравьевИ. И.,

капитан, командир корабля.

22 мая 1962 г.

Бе-10

 

318 оплап

аэ Донузлав

Самолет Бе-10 потерпел катастрофу на взлете с гидроаэродрома Донузлав.

Жильцов В. Ф.,

капитан, командир корабля

Ушанов Г. П., ст.лейтенант, помощник командира корабля.

1 октября 1970 г.

Бе-12

 

 

 

318 оплап

аэ Донузлав

На взлете с гидроаэродрома Донузлав предположительно из-за столкновения со стаей птиц потерпел катастрофу самолет Бе-12. Экипаж погиб.
Пономаренко Ф. И., подполковник, командир полка

Преображенский В. Б., ст.лейтенант,  помощник командира корабля.

20 июля 1972 г.

Бе-12

 

 

 

318 оплап

аэ Донузлав

Катастрофа произошла при посадке на воду в открытом море из-за столкновения с посторонним предметом. Экипаж погиб, спасся только начальник связи полка майор Ю. И. Чуприн.

Шаров Н. В.,

майор, командир отряда;

Перегняк Н. М.,

мл. лейтенант, помощник командира корабля.

30 мая 1973 г.

Ту-16

124 мрап

аэ Гвардейское

ДПМУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Через 2 ч. 11 мин. после выполнения маршрутного полета, экипаж, по указанию руководителя полетов, выполнял проход над ВПП на высоте 200 м с последующим заходом на посадку. Самолет, находясь на курсе и на глиссаде на удалении 2 км от полосы, перешел в набор высоты, вошел в облачность и через 1 мин. 28 сек. упал в 7 км левее полосы. 
Анализом переговоров внутри экипажа установлено, что после входа в облака отказали основные авиагоризонты на самолете. Находясь на малой высоте (250 м) командир экипажа не смог своевременно перейти на пилотирование по резервному авиагоризонту, уклонился влево, потерял скорость и столкнулся с землей.
Командир отряда майор Шаров Н. В., ПКК мл. лейтенант Перегняк Н. М., штурман отряда капитан Пугач А. В., второй штурман корабля лейтенант Шершавицкий Н. В., ВСР прапорщик Бабак А. Б., КОУ прапорщик Димченко П. С. погибли. 

Денисов В. К., подполковник,  заместитель командира полка;  

Летягин В. И.,

лейтенант,  помощник командира корабля.

9 августа 1974 г.

318 оплап

аэ Донузлав

 

 

 

 

При выполнении полета на слежение за ПЛ предположительно из-за отказа двигателя на малой высоте произошла катастрофа самолета Бе-12. Экипаж погиб.

Фесенко В. Ф.,

полковник,  командир полка.

30 октября 1974 г.

Ту-22Р

30 одрап

аэСаки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экипаж выполнял тренировочный полет в зону над Черным морем. Через 7 мин. радиолокационный контакт с самолетом был потерян, на запросы руководителя полетов экипаж не отвечал. 
Заключение о причинах АП: наиболее вероятной причиной катастрофы является потеря управляемости самолета вследствии отказа системы управления или разрушения самолета из-за разрушения двигателя, что не позволило экипажу доложить о случившемся и использовать средства спасения.
Экипаж в составе полковника В. Ф. Фесенко, штурмана-инспектора ОБП ВВС ЧФ майора В. Н. Самсоненко, оператора-начальника РЭБ АЭ капитана Е. А. Кузнецова погиб.

Белобородов Н. И., капитан,  командир корабля.

6 июня 1975 г.

Ту-22Р

30 одрап

аэ Саки

 

 

 

При выполнении тренировочного полета в зону из-за разрушения и пожара двигателя произошла катастрофа Ту-22у. Летчик и штурман корабля ст. лейтенант Ерохин В. М. погибли, оператор капитан Смирнов В. Г. катапультировался.

Сапронов Р. Д.,

майор,  командир отряда.

23 июня 1977 г.

Ту-22Р

30 одрап

аэ Саки

В ходе КШУ «Берег-77» после вылета на бомбометание на посадке с повышенной вертикальной скоростью по неустановленной причине произошла катастрофа Ту-22Р. У самолета на пробеге подломилась передняя и левая стойки шасси, он перевернулся на спину, разрушился и сгорел. Экипаж погиб.

  

Вишневский А. Н.,

майор, заместитель командира эскадрильи;  

Федоров Н. П.,

подполковник, инструктор, заместитель командира полка.

17ноября1978 г.     Ту-16

5 гв. мрап

аэ Веселое

НСМУ

 

 

 

нет данных

  

Кубраков Виктор Владимирович, капитан, командир корабля.

11 мая 1979 г.

Ту-22м2

 

 

 

 

 

 

943 мрап

аэ Октябрьский

ДПМУ

 

 

 

Из-за разрушения турбины правого двигателя произошла катастрофа самолета Ту-22м2. Помощник командира корабля катапультировался самостоятельно. Оператор и штурман были катапультированы принудительно командиром экипажа. Командир экипажа, уводя неисправный самолет от населенного пункта, катапультироваться не смог и погиб. Посмертно награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Васильев В. М.,

майор, командир корабля.

14 января 1982 г.

Ту-22м2

 

 

943 мрап

аэ Октябрьский

ДПМУ

На взлете из-за потери продольной управляемости произошла катастрофа самолета Ту-22м2. Помощник командира корабля катапультировался и остался жив, остальные члены экипажа погибли.
Карпов  А. С.,

лейтенант, командир корабля старший;

Кузичев В. С.,

ст. лейтенант,  помощник командира корабля.

18 сентября 1990 г.

Ту-16

943 мрап

аэ Октябрьский

ДПМУ

При выполнении маршрутного полета на полигон Свободный порт, на обратном маршруте, по неустановленной причине возник пожар на борту Ту-16. Самолет упал в море. Экипаж погиб. Штурман корабля старший лейтенант Данилов  А. С. катапультировался и остался невредим
       
       

Виктор Николаевич Сокерин

08.04.1955

Полоска короткая с крылышками

 

 

КотАлексей Николаевич Кот

1914-1997

Полоска короткая с крылышками

Советский военный летчик, участник Великой Отечественной войны, штурман звена 10-го гвардейского авиационного полка дальнего действия 3-й гвардейской авиационной дивизии дальнего действия 3-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия, гвардии полковник. Герой Советского Союза (19.08.1944).

 

Произведения:

•  Из рейдов возвращались на рассвете (1978)

•  На дальних маршрутах (1983)

•  Отечества крылатые сыны (1989)

  

 

 

Куликов

Владимир Борисович Куликов

09.04.1950

Полоска короткая с крылышками

 

 

Автобиография:

Произведения:

•  Вадик

•  

•  

•  

•  

 

  

 

 

СобещаковЮрий Михайлович Собещаков 

19.07.1959

Полоска короткая с крылышками

 

 

Юрий Собещаков родился в 1959 году в Приморском крае. Окончил Оренбургское высшее военное училище летчиков, служил в одной из воинских частей морской авиации. С 1968-го жил в Николаеве.

В 1999 году переехал с семьей в Канаду. Там вернулся к летной работе. Сдав экзамены в министерстве транспорта Канады, уехал работать в полярный город Инювик. В настоящее время Юрий Собещаков служит офицером в канадских ВВС.

 

 

Произведения:

•  Воспоминания мёртвого пилота.

•  Плоский штопор

•  КАНАДА - СССР 72

 Плоский штопор

•  Гуси Арктики  

•  Торжественно клянусь и обещаю 

•  Сказ о том, как чернобыльских детей лечить возили, и чуть не убили 

•  A Dick

 Чардаш Монти

•  Каменный Трон 

•  Мой друг - «босс русской мафии» 

•  Ошибка полковника ГРУ

 

 

  

 

ЧечельницкийВасилий Васильевич Чечельницкий

11.03.1947

Полоска короткая с крылышками

 

Родился в семье военного. За время учебы поменял 10 школ от крайнего Запада (острова в Балтийском море) до Забайкалья, Дальнего Востока, Сахалина.

В роду никогда не было летчиков, но он, как только стал себя осознавать, начал мечтать о небе...

Всегда занимался спортом.

После армии летал летчиком в аэроклубе и преподавал «Выживание в экстремальных условиях дикой природы и города». Сейчас проводит время, в основном, в путешествиях, в перерывах - пишет прозу...

 

Произведения:

•   Экстрим по-военному

•   Записки морского летчика

•   Надежность летчика

•   О чем молчал полковник

•   В небесах мы летали одних

•   Жить с верой в чудеса

•   Намастэ

•   Испытатель жизни 

и др. на сайте http://www.proza.ru/avtor/12omrap

 

Владимир Борисович Куликов

09.04.1950

Полоска короткая с крылышками

 

 

 

Подкатегории