Дни рождения

  • Иванов Андрей Викторович (57)
  • Кузьмин Юрий Сергеевич (63)
  • Пахомов Глеб Владимирович (56)
  • Шманаев Владимир Александрович (77)
  • Вафин Асхат Майтуллович Завтра (64)
  • Евглевский Сергей Владимирович Завтра (64)
  • Стефанишин Сергей Владимирович Завтра (60)
  • Усманов Дамир Хаевич Завтра (72)
  • Черкасов Игорь Иванович Завтра (64)

Вы не авторизованы.

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: История училища

История училища 24 нояб 2018 04:43 #17353

  • Сигаев Владимир
  • Сигаев Владимир аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 97
  • Спасибо получено: 170

Свирепый пишет: Читая по ссылке Владимира материалы про Серпухов, наткнулся на текст ...

На аэродроме в Серпухове в 1913г. размещался военный авиаотряд. На этой технической базе готовили военных летчиков и летчиков-наблюдателей. Однако летний аэродром не позволял в полном объеме выполнять учебные полеты. Было решено создать основной аэродром. В устье рек Нары и Протвы, было оборудовано новое летное поле. Здесь стал базироваться авиаотряд истребителей. Так Серпухов стал одним из центров воздухоплавания России. Обучались тогда военные летчики и летчики-наблюдатели на аэропланах иностранного производства. В небе с утра до вечера мелькали «Фарманы», «Сопвичи», «Ньюпоры», «Блерио». Первая мировая война бушевала где-то далеко, а летчики Серпухова каждый день выполняли учебные полеты на устаревших иностранных машинах, облетывали их после ремонта, готовили к сдаче на фронт. И вот пришла весть: в центре будут готовить экипажи для самолётов «Илья Муромец».
(Данный факт, в настоящее время уточняется)

Сергей, у этой цитата в книге есть продолжение: "И вот пришла весть: в центре будут готовить экипажи для самолётов «Илья Муромец»... Ожидания лётчиков не оправдались. События 1917 г. изменили ход российской истории."

Свирепый пишет: Очевидно, что был "влит" Дивизион, который разместили ещё в 1913-ом.
Как я и предполагал, историю ОВВАКУЛ можно начинать не с 1918, а с 1913.
И какое красивое начало ! С бомбовозов "Илья Муромец" !


Согласно Историческому формуляру "Военной школы воздушного боя" "В Школу влит личный состав Дивизиона Воздушных Кораблей "Илья Муромец" 1 августа 1922 г. Из четырех самолетов пригодным для полетов был только один.
"Ввиду окончательного износа материальной части, Дивизион Воздушных Кораблей (ДВК) был ликвидирован, его имущество передано на создание новой школы Воздушной Стрельбы и Бомбометания в Серпухове. Из четырёх самолётов в более-менее сносном состоянии был только один, «Муромец» из II отряда Туманского, бывший «7-й корабль» (№ 285). Председатель ликвидкомиссии, лётчик Б. Н. Кудрин в 1922–23 годах на этом изношенном «Муромце» совершил около 80 полетов, которые произвели неизгладимое впечатление на жителей города Серпухова..."
Документального подтверждения, что в 1913 году в Серпухове располагался авиационный отряд, пока, нет.
Источником информации на счёт авиаотряда в 1913г. является книга В.В. Филиппова "Рыцари неба" Издательский дом "Московия" 2007 г. (Тираж 3000 экз) .

На стр. 17 написана приведённая выше цитата: "В Серпухове обосновался центр обучения пилотов. На этой технической базе готовили военных летчиков и летчиков-наблюдателей. " В списке используемой литературы, кроме прочего, значится Центральный Государственный военно-исторический архив (сейчас РГВИА). Я туда один раз ездил, но ничего за один раз не нашёл. Ещё Валентин Васильевич был ведущим научным сотрудником Института военной истории МО РФ, может быть он там что-то "откопал".

Самурай пишет: Очевидно, что автор слышал звон, да не знает, где он.
Особенно впечатлило про бомбовозы "Илья Муромец", цельный дивизион аж в 1913 г.
Увы, увы.
И в другом году, и в другом месте.


Галина Эдуардовна , ни Филиппов, ни я, ничего подобного про "бомбовозы" не писали, это было предположение Сергея.
Кстати, Сергей может оказаться прав, если (когда) подтвердится утверждение Филиппова, что Серпуховский авиаотряд образца 1913 г., был прародителем Серпуховского "Стрельбома" , и день образования "Стрельбома" и соответственно ОВВАКУЛ опять придётся переносить :90:
В.В. Филиппов "Рыцари неба" (буктрейлер)
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 24 нояб 2018 11:16 #17355

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165

Кстати, Сергей может оказаться прав, если (когда) подтвердится утверждение Филиппова, что Серпуховский авиаотряд образца 1913 г., был прародителем Серпуховского "Стрельбома" , и день образования "Стрельбома" и соответственно ОВВАКУЛ опять придётся переносить :90:


Допускаю, что в Серпухове базировался какой-нибудь авиационный отряд в 1913 г. Я не в курсе. Но в то время их было наперечёт.

Но чего точно никак не может быть - это прямой преемственности Стрельбома от такого отряда. Этому препятствует ряд объективных причин, на которых останавливаться не будем.

Известно, что в конце декабря 1918 г. в Серпухов передислоцировался Авиадарм и пробыл там какое-то время. Точные даты назвать не могу, надо смотреть первые приказы, отданные из Серпухова.

У Хайруллина в Военлётах тоже встречается упоминание об этом:

Опыт первых боев показал, что ГУВВФ не способен эффективно руководить из своих московских кабинетов боевой работой авиации на фронтах. Во время казанской операции пришлось создавать временный авиаштаб непосредственно в зоне военных действий. Вскоре по итогам его работы было принято решение организовать постоянный командный орган, выполняющий функции расформированного в апреле Авиаканца. 20 сентября приказом № 9 Главнокомандующего всеми вооруженными силами Республики учреждается Полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии (ПУАиВ или Авиадарм). 22 сентября его начальником и бессменным руководителем стал уже известный нам А.В. Сергеев.

В отличие от успевшего разрастись и обюрократиться Главвоздуховлота, Авиадарм замышлялся, как компактная, оперативная и мобильная штабная структура. Первоначально его штат насчитывал всего 12 человек, включая курьера и машинистку. Все разместились в железнодорожном вагоне на Александровском (ныне – Ленинградском) вокзале Москвы. Вагон должен был немедленно отправляться на любой участок фронта, где намечалось проведение крупной войсковой операции.

К октябрю 1918-го в подчинении Авиадарма числилось 88 отрядов. Однако многие из них были некомплектными, а некоторые и вовсе существовали только «виртуально», на страницах штабных документов. Вскоре Реввоенсовет провел глубокую реорганизацию структуры воздушного флота. 27 отрядов были расформированы. Это позволило доукомплектовать остальные людьми и техникой, создав 61 полноценный отряд 6-самолетного состава.

Такое число было выбрано не случайно. В соответствии с новой структурой, каждой стрелковой или кавалерийской дивизии придавался разведывательный авиаотряд, а каждому фронту – истребительный дивизион, состоящий из трех отрядов. Таким образом, из 61 отряда 46 объявлялись разведывательными (40 дивизионных и шесть резервных) и 12 – истребительными (сведенных в четыре дивизиона, по одному на Восточный, Северный, Южный и Западный фронты). «Географические» названия отрядов упразднялись (за исключением специально присвоенных почетных наименований), а вместо них вводились простые номерные обозначения типа «1-й разведывательный», «2-й истребительный» и т.д. При этом номер отряда должен был соответствовать номеру дивизии, которой приписывалось данное подразделение (что, впрочем, соблюдалось далеко не всегда).

На практике эта достаточно стройная и казавшаяся логичной система привела к дроблению и без того немногочисленных авиасил и делала практически невозможным проведение ими каких-либо крупных самостоятельных операций. В такой ситуации Авиадарм довольно быстро оказался на положении генерала без армии. Вместо планирования мощных авиаударов, штабистам пришлось строчить циркуляры, составлять учебные пособия и заниматься текущей рутиной, вроде разбора жалоб пилотов на своих командиров или распределения по отрядам дефицитных кожаных курток.

При этом как-то незаметно штаты Авиадарма раздулись до 45, а затем и до 100 человек. «Вагонная романтика» также быстро отошла в прошлое. Авиаработники обосновались в уютном особнячке на Садово-Самотечной улице. Но вскоре из оголодавшей Москвы штабистов потянуло на природу, и они заняли под свои нужды бывшую помещичью усадьбу под Серпуховом. Правда, до масштабов ГУВВФ, где уже в ноябре 1918 года неизвестно чем занималось 295 чиновников (больше, чем летчиков на всех фронтах!), Авиадарму было еще далеко.

<...>

1 сентября в Жданку прибыл из Серпухова 41-й РАО (командир И.А. Дудолев, летчики: Земблевич, Кононенко, Малышев и Кудбанц). На шесть летчиков в 41-м отряде имелось только три аэроплана, поэтому еще три машины («Виккерс», «Вуазен» и «Фарман») временно передали из отряда инструкторов М.А.Ш.



А что касается прямых истоков Стрельбома, то их поискать можно и даже нужно. Хотя не факт, что прямые "предки" найдутся.

Что такое Стрельбом? Это завершающий этап подготовки лётного состава боевому применению. Вот и давайте поищем, кто же до Стрельбома этим занимался? Кто-то ведь занимался. Вот "ходят слухи", например, что в Зарайске в 1919 г. собирались сформировать стрелковые авиакурсы. А Зарайск был филиалом Егорьевской школы. Москву, конечно, покопать надо. Единственная школа, которую никуда не перемещали с началом Гражданской войны.

Однако надо понимать, что кроме благих пожеланий, отразившихся в приказах и пр. документах, нужно знать и фактическое положение вещей.

У меня лично пока конкретных данных по истокам Стрельбома нет (если они и были). :77:
Спасибо сказали: Сигаев Владимир

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 24 нояб 2018 15:26 #17360

  • Свирепый
  • Свирепый аватар
  • Посетитель
  • Посетитель
Судя по информации Владимира в Серпухове в 13-14-ых годах был не просто дивизион, а школа, в смысле обучения пилотированию; конечно, с современной позиции - это были примитивные курсы, но если учесть уровень авиации тех лет, то просто игнорировать тот факт, что там учили летать, нельзя. И чем эта школа хуже питерской ? И не понятно, почему она не годится в прародители Стрельбома-ОВВАКУЛ ? Тот факт, что Стрельбом был переброшен на техническую базу этой школы, уже заслуживает пристального внимания и является поводом разобраться с реальной историей серпуховской "базы".

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 24 нояб 2018 19:51 #17365

  • Евгения
  • Евгения аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 678
  • Спасибо получено: 1092

Свирепый пишет: Судя по информации Владимира в Серпухове в 13-14-ых годах был не просто дивизион, а школа...

Сергей, Владимир написал: "Документального подтверждения, что в 1913 году в Серпухове располагался авиационный отряд, пока нет". Это была всего лишь цитата из книги Филиппова, которую необходимо в обязательном порядке проверять и найти документальное подтверждение со ссылкой на архивный источник. Без этой ссылки эта информация не имеет никакого веса, но распространяется по интернету молниеносно. Галина Эдуардовна говорит о том же. Потом опровергать и доказывать обратное замучаешься. Если уж разбираться с историей, то опираться надо на ДОКУМЕНТЫ. А за 13-й год - это действительно, скорее всего, РГВИА, а не РГВА, поэтому искать пробовать надо там.


Свирепый пишет: И чем эта школа хуже питерской ? И не понятно, почему она не годится в прародители Стрельбома-ОВВАКУЛ? Тот факт, что Стрельбом был переброшен на техническую базу этой школы, уже заслуживает пристального внимания и является поводом разобраться с реальной историей серпуховской "базы".

Кто говорит, что она хуже петроградской??? Такого разговора вообще не было. На данный момент есть только та информация, которая есть. Мы лишь можем констатировать, что часть истории училища, которая касалась летнабов, была благополучно забыта, а потом и вычеркнута из памяти. И хорошо, что поисковая интуиция не подвела и дала такие результаты. Если получится найти что-то новое, конечно, это будет здорово. Но поиск и нахождение каких-то новых фактов не происходит по одному лишь желанию исследователя. Это долгая, трудная, кропотливая работа, занимающая часы, недели и даже годы и совершенно не гарантирующая никакой положительный результат. А кроме самой непосредственной работы с документами есть еще аналитическая работа, без которой поиск в архиве просто не принесет должных результатов. В добавок к этому часто бывает так, что вместе с обнаружением новых фактов, отвечающих на одни вопросы, появляются другие, и не всегда все становится полностью понятно и известно. Порой история оставляет за собой право не раскрывать перед исследователями все карты. Так что пристальное внимание - это хорошо, но еще бы знать, где взять время и как увеличить количество часов в сутках, чтобы на все хватало времени и да, чтобы еще в это время архивы работали :87:
Так что, да, пожалуй, я соглашусь с Вами, что внесение изменений в главные даты сейчас несвоевременно. До завершения исследования этого делать не стоит. Другой вопрос - а что можно считать завершением работы и когда остановиться?
Спасибо сказали: Сигаев Владимир

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 24 нояб 2018 21:05 #17368

  • Странник
  • Странник аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Администратор
  • Павел Нижегородцев
  • Сообщений: 3625
  • Спасибо получено: 1125

Евгения пишет: Другой вопрос - а что можно считать завершением работы и когда остановиться?

Когда нутром почувствуете, что ФСЁ, вроде все перелопатили, вроде все откапали.... и то, будет висеть это "вроде"......
Этот путь бесконечен, но чертовски интересен и привлекателен своей непредсказуемостью и таинством...................
Спасибо сказали: Анастасия

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Пусть лучше над тобою смеются, чем плачут.....

История училища 24 нояб 2018 22:19 #17370

  • Евгения
  • Евгения аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 678
  • Спасибо получено: 1092

Странник пишет: Когда нутром почувствуете, что ФСЁ, вроде все перелопатили, вроде все откапали...

А разве так бывает? :biggrin: Мы с Настей иногда смеемся, что нам бы таблетку от жадности, когда мы поисками занимаемся. Так много вопросов и так хочется найти ответы на них.


Странник пишет: и то, будет висеть это "вроде"......

Во-во! А это "вроде" всегда будет висеть. Проходили уже это... Как-то на одном генеалогическом форуме мы обсуждали вопрос, когда можно считать, что поиск окончен. Для себя после той беседы поняла, что многие останавливаются там, где еще можно было бы много чего найти. Так что каждый поисковик сам себе эти границы устанавливает.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 24 нояб 2018 22:28 #17373

  • Странник
  • Странник аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Администратор
  • Павел Нижегородцев
  • Сообщений: 3625
  • Спасибо получено: 1125

Евгения пишет:

Странник пишет: Когда нутром почувствуете, что ФСЁ, вроде все перелопатили, вроде все откапали...

А разве так бывает? :biggrin: Мы с Настей иногда смеемся, что нам бы таблетку от жадности, когда мы поисками занимаемся. Так много вопросов и так хочется найти ответы на них.

Конечно бывает! Когда найдёте таблетку от жадности большую-большую..........


Евгения пишет:

Странник пишет: и то, будет висеть это "вроде"......

Во-во! А это "вроде" всегда будет висеть. Проходили уже это... Как-то на одном генеалогическом форуме мы обсуждали вопрос, когда можно считать, что поиск окончен. Для себя после той беседы поняла, что многие останавливаются там, где еще можно было бы много чего найти. Так что каждый поисковик сам себе эти границы устанавливает.

Здесь полностью согласен, каждый решает для себя....

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Пусть лучше над тобою смеются, чем плачут.....

История училища 24 нояб 2018 23:04 #17376

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165
В поисках фактов биографии какого-то одного человека, особенно малозаметного на фоне глобальной истории, можно уткнуться в тупик, т. е. исчерпать все возможности. Дальше наступает ожидание "чуда", т. е. случайной фотографии, чьего-то письма с упоминанием и тому подобного.

Чем больше объём личности, тем труднее остановиться в поиске, т. к. вероятность нарыть что-нить ещё возрастает. И такой поиск в чём-то сродни спорту, когда результат наращивается от рекорда к рекорду, но уже на минимальные величины. Появляются какие-то крупицы информации, которые лишь слегка дополняют картину.

Что касается такого огромного явления, как училище, просуществовавшее более 70 лет, то никакой и ничьей жизни не хватит, чтобы найти не только что всё, а хотя бы основное. И нескольких жизней не хватит. Потому что за 70-ю годами существования училища, а в каком-то смысле за 100 годами (ведь училище продолжает жить в памяти и судьбах людей), невероятный объём информации, даже документальной. Не говоря о личных мемуарах, воспоминаниях и фотографиях.

Так что вы в начале пути. :beer:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 24 нояб 2018 23:21 #17377

  • Свирепый
  • Свирепый аватар
  • Посетитель
  • Посетитель
Меня удивила обложка книги Филиппова, перевернутый самолёт с выпущенными шасси, как-то странно такое видеть в книге про авиацию, наверное, взяли иллюстрацию из детской раскраски.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 25 нояб 2018 00:02 #17378

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165
Разместите здесь список источников и литературы. Посмотрим.
У кого эта книжка есть, отсканируйте, плиз, этот список.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 25 нояб 2018 01:44 #17379

  • Сигаев Владимир
  • Сигаев Владимир аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 97
  • Спасибо получено: 170
"Дострельбомовской" историей г. Серпухова активно занимался А.В. Махалин. Кроме прочего его интересовал вопрос РВСР и его полевой штаб, который некоторое время базировался в Серпухове. При полевом штабе имелось "полевое управление авиации". Точно не знаю за какую "ниточку тянул" Александр Васильевич распутывая этот клубок, но когда он увидел книгу Филиппова, сказал, что об авиации в Серпухове до 1921-22 года ему информация не попадалась. Возможно в годы Гражданской войны в Серпухове базировалась авиация приданная Штабу Южного фронта и то, пока сам штаб находился в городе. Я подбирал Васильевичу ссылки в Инете касаемые РВСР, вот одна из них: leninism.su/books/3612-vsya-vlast-sovetam25.html?showall=&start=25

Отбрасывать версию Филиппова о базировании в Серпухове "центра обучения пилотов" также, пока, не могу.
Вот что Филиппов пишет на стр. 25:

В 1917 году серпуховский аэродром был "завален" самолётами. Такой факт не мог остаться незамеченным местной прессой. К сожалению, старых газет того времени в серпуховском архиве и музее почти не осталось. Они могут быть где-то в других архивах или библиотеках, но где...
Список литературы используемой В.В. Филипповым

Ещё в рукописи упоминается ЦГВИА фонды 2000, 2113 и 6079..
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 25 нояб 2018 02:12 #17380

  • Сигаев Владимир
  • Сигаев Владимир аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 97
  • Спасибо получено: 170
Что меня "напрягает" в главе книги "Памятный 1913-й год", много общих фраз, нет конкретных фамилий командиров, лётчиков и т.п. имеющих отношение к "авиационному центру" (1913-1917гг.). В иллюстрациях отсутствуют фотографии (хоть какие-нибудь) того времени. А начиная с 1922 г. и фотографии, и фамилии и конкретные факты имеются.


Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 25 нояб 2018 02:47 #17381

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165
Да не было никакой школы в 1913 г. Это выдумано. И вообще сколько-нибудь существенной лётной школы до Стрельбома не было. Подчёркиваю, существенной.

Я сегодня на всякий случай перекопала современные научные исследования, лишний раз в этом убедилась. Да и в общих чертах история подготовки лётного состава раннего периода (1910-1917 гг.) мне всё-таки известна.

Другой разговор - поискать, не стояли ли там какие-нибудь авиационные отряды в заключительный период Первой мировой и в 1918 г., а также не было ли в Серпухове, например, авиационного парка или авиационной (учебной) роты, или какой-либо запасной авиачасти в то же время.

На самом деле военные типа любят возвращаться в насиженные места. Но при этом, мы же все понимаем, что даже если такой авиаотряд, или авиапарк, или авиарота обнаружится, это совершенно не значит, что Стрельбом ей как-либо преемствует. Мало ли какие авиационные части стояли на одних и тех же аэродромах. Как-то глупо выводить преемственность по факту базирования на одном и том же аэродроме в разное время.

Однако для авиационной истории Серпухова выявление таких фактов было бы весьма интересно.

Про базирование Авиадарма в Серпухове после декабря 1918 г. нашла упоминание у серьёзного исследователя. Собственно и отрядик там базировался в 1919 г., если верить Хайруллину, а в этом отношении я ему верю. Очень может быть, что он там базировался и раньше.

Надо прибавить, что в годы Первой мировой войны личный состав боевых авиационный отрядов занимался доподготовкой и переучиванием молодого пополнения, поступившего в отряд, на конкретных типах боевых самолётов. Вообще-то знакомая практика, ничего удивительного в этом нет. Так что поискать стоит.

Список литературы на 2/3 беллетристика.

А, например, Историю ВВС СА 1954 г. (Учебное пособие) я только вчера держала в руках, полностью с ним работала, делала выписки. По поводу подготовки кадров - маловразумительно. По поводу отрядов, ну, вот:

Организационная перестройка руководящих органов на некоторый период затормозила развитие авиационной службы в русской армии. К 1 апреля 1913 г. было сформировано только 8 авиационных отрядов, а именно:
1. Авиационный отряд 4-й воздухоплавательной роты (г. Ковно).
2. Авиационный отряд 5-й воздухоплавательной роты (г. Гродно).
3. Авиационный отряд 6-й воздухоплавательной роты (г. Осовец).
4. Авиационный отряд 7-й воздухоплавательной роты (г. Киев).
5. Авиационный отряд 11-й воздухоплавательной роты (г. Новогеоргиевск).
6. Авиационный отряд 1-й Кавказской воздухоплавательной роты (г. Карс).
7. Авиационный отряд 4-й Сибирской воздухоплавательной роты (г. Чита\.
8. Авиационный отряд при Сибирском воздухоплавательном батальоне (с. Спасское).

Дальнейшее развитие русской военной авиации шло на совершенно новых организационных основаниях, которые были разработаны воздухоплавательной частью ГУГШ во второй половине 1912 г. Согласно утвержденному весной 1913 г. общему плану организации воздухоплавания и авиации в армии авиация была отделена от воздухоплавания и рассматривалась как самостоятельная служба.

Количество подлежавших формированию авиационных отрядов определялось не числом имевшихся воздухоплавательных рот, а потребностью войсковых соединений, обслуживать которые должна была авиация. Предполагалось сформировать:
— 37 корпусных авиационных отрядов (по одному отряду в каждом корпусе русской армии);
— 10 армейских авиационных отрядов, придаваемых штабам армий;
— 8 авиационных отрядов особого назначения, придаваемых отдельно действующим крупным отрядам кавалерии;
— 8 крепостных авиационных отрядов.
Кроме авиационных отрядов, планом предусматривалось формирование 9 авиационных рот, которые должны были стать органами материально-технического обеспечения авиационных отрядов и центрами для тренировки и совершенствования летного и технического состава в мирное время. Каждая авиационная рота располагала аэродромом, ангарами, ремонтной мастерской и складами необходимого имущества.
Назначение авиационных рот было определено в плане так:
«Будучи в мирное время полигоном для прохождения службы* авиационными отрядами, авиационная рота в военное время обращается таким образом в базисный пункт, снабжающий всей материальной частью как свои отряды, так и отряды других рот, которые по ходу действия окажутся в ближайшем расстоянии от этого пункта»1.
1 ЦГВИА, ф. 2000, оп. 8, д. 14, л. 48.

Для подготовки летчиков-офицеров в плане предусматривалось создание двух авиационных школ. Подготовку летчиков из нижних чинов и подготовку технического состава предполагалось проводить непосредственно в авиационных ротах.
Общий план реорганизации воздухоплавания и авиации в армии был рассчитан на 3—4 года.

К выполнению намеченного плана приступили весной 1913 г. Вместо упраздненных двух воздухоплавательных рот были сформированы три авиационные роты, которые разместились: 1-я — в Петербурге, 2-я — в Севастополе и 3-я —в Киеве.
Одновременно было сформировано 8 новых авиационных отрядов (3 отряда при 1-й авиационной роте, 2 отряда — при 2-й и 3 отряда — при 3-й). Кроме того, были сформированы авиационные отряды в крепости Брест-Литовске и в с. Спасском. Так была выполнена программа формирования первых восемнадцати отрядов, намеченная еще Главным инженерным управлением.

В конце 1913 г. было принято решение о дальнейшем сокращении числа воздухоплавательных частей и формировании 3 новых авиационных рот и 21 авиационного отряда. Данный план был полностью осуществлен в первой половине 1914 г. Одновременно происходила реорганизация центральных органов управления военной авиации.

Приказом № 666 от 20 декабря 1913 г. воздухоплавательная часть Главного управления Генерального штаба была ликвидирована. Организация снабжения армии авиационным имуществом возлагалась на вновь организованное Главное военнотехническое управление (ГВТУ), при техническом отделе которого было создано воздухоплавательное отделение. Начальнику ГВТУ была подчинена также Офицерская воздухоплавательная школа с ее авиационным отделом. Все вопросы организации авиационной службы в армии были переданы отделу по устройству и службе войск Главного управления Генерального штаба. Ликвидация единого центрального органа, управлявшего возду- хоплаванием и авиацией в армии, отрицательно повлияла на темпы развития и общее состояние русской военной авиации. Представленная двумя отделениями в различных главных управлениях, авиационная служба русской армии не могла развиваться нормально, так как фактически никто не отвечал за ее развитие. Такое положение было устранено только после начала первой мировой войны.

Вот как бы так.
Спасибо сказали: Вячеслав Иванов, Сигаев Владимир

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 25 нояб 2018 03:06 #17382

  • Сигаев Владимир
  • Сигаев Владимир аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 97
  • Спасибо получено: 170
Кстати 2. Может быть Сергей имел ввиду это:
1. "23 декабря 1914 года, российский император Николай II утвердил решение о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Это было первое в мире соединение, на вооружении которого появились тяжелые четырехмоторные бомбардировщики." topwar.ru/65382-100-...d-byla-sozdana-eskadra-vozdushnyh-korabley-ilya-muromec.html
2. Согласно Историческому формуляру "Военной школы воздушного боя" "В Школу влит личный состав Дивизиона Воздушных Кораблей "Илья Муромец" 1 августа 1922 г. (Ничего страшного, что из четырех самолетов пригодным для полетов был только один, ведь летал же.)
3. В июле 1926 года газета “Набат” опубликовала снимок и сообщение: “В устье реки Нара (г. Серпухов) потерпел крушение последний самолет “Илья Муромец”.


"7-й корабль" — последний «Илья Муромец». Школа стрельбы и бомбометания. Серпухов, 1922 год .

Вот она, "первородная" дата 23 декабря 1914 года. Это, конечно не 1913 год, но 1914 г. тоже хорошо, а главное есть время подготовиться к 105-й годовщине. Правда, жалко, что придётся пропустить Столетие. :beer:
Вложения:
Спасибо сказали: Вячеслав Иванов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 25 нояб 2018 03:20 #17383

  • Сигаев Владимир
  • Сигаев Владимир аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 97
  • Спасибо получено: 170
С чем могу согласиться, так это с тем, что если что-то авиационное в Серпухове и было до 1921-1922г., то ни какого (кроме территориального) отношения к будущему "Стрельбому" оно не имело.
После Стрельбома и Серпуховской авиашколы на этой базе разместилась Серпуховское военное авиационно-техническое училище спецслужб ВВС СССР. В 1960 году Серпуховское училище было включено в состав Ракетных войск стратегического назначения. В июне 1983 года училищу было присвоено имя "Ленинского комсомола". В августе 1998 г. училище переименовано в "Серпуховской военный институт ракетных войск".
С 2009 года Серпуховской военный институт ракетных войск вошел в состав "Военной академии РВСН имени Петра Великого" в качестве обособленного структурного подразделения.
......................

Самурай пишет: ..5. Авиационный отряд 11-й воздухоплавательной роты (г. Новогеоргиевск)...

В рукописи Филиппова встречается упоминание о 11 авиаотряде (ЦГВИА ф.6079 оп.1 д.4 л.49 "Оценка деятельности 11 авиаотряда.... ф.2000, оп.7, д 5, д.4 с.) Написал дословно как указано в рукописи.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 25 нояб 2018 11:32 #17386

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 76
  • Спасибо получено: 165

"23 декабря 1914 года, российский император Николай II утвердил решение о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». <...> Вот она, "первородная" дата 23 декабря 1914 года.


Ну, тогда давайте определим "дни рождения" всех авиационных частей, от которых Стрельбому достались разные самолёты, выберем самую старшую, и будет нам счастье. :141:

... Не знаю уж, что и сказать...

Хотя знаю! :109:
Кроме историй непосредственно учебных заведений, составивших ОВВАКУЛ, существуют истории входивших в них лётных подразделений и частей (эскадрилий и полков). В этом случае можно говорить об истории дивизиона "Муромцев". Но это из разряда "приложений" к истории Стрельбома для общего развития. И дата начала сформирования дивизиона никак не может считаться какой-то отправной точкой для Стрельбома. Ну, просто никак.


С начала 1920 г. в Дивизионе Воздушных Кораблей (командир - красный военлет Ремезюк В.М.) ускоренными темпами шла достройка кораблей. К весне были собраны три "Муромца" (No.274 "2-й боевой", No.284 "1-й боевой" и No.283 "3-й боевой") и отремонтированы два боевых корабля, вернувшихся с Южного фронта (No.275 "2-й учебный" и No.276 "1-й учебный"). Готовились также и новые командиры (А.С.Еременко, Ф.Г.Шкудов и А.К.Туманский) для боевых кораблей.

<...>

Весной 1921 г. решением Советского правительства была открыта первая в РСФСР почтово-пассажирская авиалиния Москва-Харьков. Для этой цели выделили 6 кораблей Дивизиона. К этому времени состояние "Муромцев" было следующее: многие были изношены и потрепаны на фронтах гражданской войны, выдержали многократные перевозки по ж/д, неоднократно ремонтировались. И лишь два корабля (No.282 и No.285) были собраны относительно недавно и считались новыми.

<...>

Ввиду окончательного износа материальной части ДВК был ликвидирован, его имущество передано на создание новой школы Воздушной Стрельбы и Бомбометания (Стрельбом в Серпухове). В числе этого имущества был и оставшийся в более-менее сносном состоянии "Муромец" из 11-го отряда Туманского (бывший "5-й почтовый" No.285). Председатель лик-видкомиссии, летчик Б.Н.Кудрин в 1922-23 гг. на этом изношенном "Муромце" совершил около 80 полетов. Это было последнее использование знаменитого воздушного корабля И.И.Сикорского - "Ильи Муромца".


www.airwar.ru/enc/bww1/im.html

Так что "Муромец" № 285, кажется, моложе самого Стрельбома.

То ли казус, то ли конфуз. А так - для успокоения души. :96:


А вот это - Вам ещё:

К началу 1931 г. в ВВС РККА имелось 17 авиационных бригад:
<...>
– 1-я (Серпухов – МВО) расформирована и направлена на формирование в Иваново-Вознесенск и Свердловск....

Надо думать, что после Стрельбома в Серпухове ненадолго "поселилась" эта авиабригада.

И ещё к концу 1930 г. в Серпухове находился один из корпусных авиационных отрядов (предположительно, 1-й), который должны были перевести из Серпухова в Детское Село ЛВО (аэродром в ныне г. Пушкин под Питером).

Надо думать, что бригаду расформировали, выделив из неё только один отряд, который перебросили в Пушкин.

После чего в Серпухове базировалась 82-я ВАШП с 1930 по 1933 гг., что нам хорошо известно. И т.д.

Пы. Сы. Это просто "карандашные штрихи" к наброску будущей картины. :53:
Спасибо сказали: Сигаев Владимир

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 25 нояб 2018 22:37 #17401

  • Сигаев Владимир
  • Сигаев Владимир аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 97
  • Спасибо получено: 170
Только что нашёл интересный сайт "История России в фотографиях"
Почему-то не получилось зарегистрироваться на сайте чтобы написать комментарий.
Серпуховский "Стрельбом"



Моторная мастерская и сборочный цех. Мастерские авиашколы "Стрельбом" 12 февраля 1924 г.


Общая группа военнослужащих Высшей военно-авиационной школы воздухоплавания, стрельбы и бомбометания. 25 сентября 1923 г.
Подпись под этой фотографией не совсем верная. Правильное название авиашколы в 1923 г. было "Высшая Военная Авиационная Школа Воздушной Стрельбы и Бомбометания"

russiainphoto.ru/search/?tag_tree_ids=13392
Спасибо сказали: Вячеслав Иванов, Сергей Трифонов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 26 нояб 2018 02:19 #17402

  • Сигаев Владимир
  • Сигаев Владимир аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 97
  • Спасибо получено: 170
Здесь уже упоминали Александра Васильевича Махалина, для тех кто не знает: на Форуме Поисковых Движений помощник и хороший товарищ Александра Васильевича Константин Борисович Стрельбицкий forum.patriotcenter.ru/index.php?action=profile;u=1148 открыл несколько тем посвящённых авиационно-историческим работам А.В. Махалина forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=71465.0
forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=71465.msg480411#msg480411
Спасибо сказали: Сергей Трифонов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 26 нояб 2018 10:15 #17412

  • Свирепый
  • Свирепый аватар
  • Посетитель
  • Посетитель

Сигаев Владимир пишет: Только что нашёл интересный сайт "История России в фотографиях"
Почему-то не получилось зарегистрироваться на сайте чтобы написать комментарий.
Серпуховский "Стрельбом"


Интересные фото. Особенно меня впечатлил сборочный цех, аэроплан и груда металлоконструкций рядом.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 26 нояб 2018 11:35 #17417

  • Евгения
  • Евгения аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 678
  • Спасибо получено: 1092

Сигаев Владимир пишет: Вот она, "первородная" дата 23 декабря 1914 года. Это, конечно не 1913 год, но 1914 г. тоже хорошо, а главное есть время подготовиться к 105-й годовщине. Правда, жалко, что придётся пропустить Столетие. :beer:

Это Вы сейчас серьезно??? :eek: Если так, то я предлагаю вообще не мелочиться, а возводить дату рождения ОВВАКУЛ к 7 июня 1826 года. Тут уже, как в х/ф "Корона Российской империи" с легендарными неуловимыми мстителями, помните: "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иова..."? Так вот, через моих любимых петроградских летнабов историю училища можно (при таком подходе) смело возводить к образованному по указу императора Николая I в 1826 году образцовому учебному батальону, который стал праотцом Ораниенбаумской офицерской стрелковой школы, из которой позднее родилась 9-я Петроградская пехотная школа, личный состав которой в свою очередь был передан на формирование 1-й Петроградской пехотной школы, на базе которой еще некоторое время спустя было сформировано авиационное отделение, вошедшее потом в состав Петроградской школы летнабов. Не, ну, а чЁ??? Серпухову можно, а Петрограду нельзя? Ну, и что что это пехотная школа, самолеты тоже не все время ведь в воздухе находятся, ничего в этом ведь зазорного нет! Уж простите мой сарказм, но так мы вообще до абсурда дойдем.

А вообще я понимаю, откуда здесь "ноги растут". По нынешним временам это не модно говорить о достижениях Советского Союза, поэтому всевозможными усилиями надо доказать, что до Революции было ничуть не хуже, а, мол, большевики на все готовенькое пришли. Никто, разумеется, здесь сейчас не станет спорить, что авиация начала развиваться в нашей стране еще до 1917 года и многие основы были заложены именно тогда. Это только в головах некоторых сограждан история прервалась в 1917 году и Россию "мы потеряли". В жизни простых людей, живших в то время, история осталась непрерывной, и многие из тех, кто до Революции занимался авиацией, продолжили ее развивать и после. Так что ОВВАКУЛ и оба его родителя - до мозга костей имеют рабоче-крестьянское происхождение и ничего постыдного в этом нет!
Кстати, считаю, что именно по этой причине Военная академия РВСН, о которой написал Владимир, названа в честь Петра Великого. Вы уж опять же меня простите, я человек гражданский, поэтому могу много чего не знать, но может быть, кто-нибудь смог бы мне объяснить, какое отношение имеет царь Петр к ракетам стратегического назначения? И почему не назвать академию к примеру в честь Дмитрия Донского? Он, как минимум, старше Петра!

P.S. Владимир, если позволите, небольшой комментарий... не смогла найти, когда, но не так давно Вы писали, что в полном названии Серпуховской школы все слова необходимо писать с заглавной буквы. По правилам русской грамматики нельзя все слова в этом названии так писать. В названиях учебных заведений с большой буквы пишется только первое слово. Пример: Таврический национальный университет, Российский университет дружбы народов, Высшая военная авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания. Почему же тогда в документах 20-х годов написаны все слова с большой буквы? Вряд ли те документы отдавали корректорам на проверку и каждый писал, как мог, поэтому каждое слово записано с заглавной, чтобы таким образом подчеркнуть его значимость.
Спасибо сказали: Николай Левкин, Анастасия, Вячеслав Иванов, Константин Ершов, Сигаев Владимир

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум