Дни рождения

  • Вавилин Сергей Николаевич (59)
  • Волков Виктор Алексеевич (58)
  • Захаров Николай Анатольевич (49)
  • Маяковский Александр Петрович (55)
  • Штифонов Сергей Анатольевич (57)
  • Быстряков Сергей Юрьевич Завтра (53)
  • Шурупов Николай Дмитриевич Завтра (98)

Вы не авторизованы.

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Исторические хроники

Исторические хроники 27 нояб 2018 14:32 #17458

  • Анастасия
  • Анастасия аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 187
  • Спасибо получено: 366
Раз уж речь зашла про исследования Махалина: уже сданные дела поднимать не буду, а вот про новые взятые, рассказать не вопрос.

22 марта 2011: "Доклады, отчеты и протоколы инспекторов Главвоздухфлота об исследовании авиационных школ", 24.12.1918 - 29.05.1919

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 11 дек 2018 16:28 #17605

  • Сигаев Владимир
  • Сигаев Владимир аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 72
  • Спасибо получено: 116
Коллеги, если есть возможность, помогите советом. На сайте Проза.ру www.proza.ru/2018/07/10/1467 в статье Ковалёва С.Ю. (который писал про День авиации) попалась такая информация:
ВИНОГРАДОВ Василий Александрович (1905 - 1962) "В ноябре 1926 г. зачислен курсантом в Военно-теоретическую школу ВВС. В апреле 1927 г. направлен во 2-ю военную школу летчиков им. Осоавиахима СССР (Борисоглебск), по окончании последней оставлен в ней летчиком-инструктором. В январе 1930 г. переведен летчиком-инструктором в 82-й тренировочный авиаотряд ВВС МВО. В мае отряд был перебазирован в г. Серпухов, где переформирован в 6-ю окружную школу пилотов. В ее составе служил до марта 1933 г. в должностях командира звена и авиаотряда.."

Про 6-ю школу пилотов в Серпухове слышу не первый раз. Впервые она мне попалась в списке распределения самолётов Р-5 по училищам. Ссылку не могу найти, но по моему, это было на сайте "Виртуальной Качи" (который закрыли) у Николая Коробова в списке авиационных училищ СССР.
Ещё Анастасия (без уточнения города базирования) на "Форуме Поисковых Движений" упоминает про
6-ю окружную авиашколу forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=74028.0 24734 6 Военная школа пилотов ВВС РККА (б. окружная школа пилотов УВВС МВО) 1930-193?
Попадались мне и биографии лётчиков, которые заканчивали 6-ю авиашколу.
Подскажите, кому-то попадалась 6-я Серпуховская авиашкола и куда она потом делась.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 12 дек 2018 14:21 #17618

  • Анастасия
  • Анастасия аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 187
  • Спасибо получено: 366

Сигаев Владимир пишет: Коллеги, если есть возможность, помогите советом. На сайте Проза.ру www.proza.ru/2018/07/10/1467 в статье Ковалёва С.Ю. (который писал про День авиации) попалась такая информация:
ВИНОГРАДОВ Василий Александрович (1905 - 1962) "В ноябре 1926 г. зачислен курсантом в Военно-теоретическую школу ВВС. В апреле 1927 г. направлен во 2-ю военную школу летчиков им. Осоавиахима СССР (Борисоглебск), по окончании последней оставлен в ней летчиком-инструктором. В январе 1930 г. переведен летчиком-инструктором в 82-й тренировочный авиаотряд ВВС МВО. В мае отряд был перебазирован в г. Серпухов, где переформирован в 6-ю окружную школу пилотов. В ее составе служил до марта 1933 г. в должностях командира звена и авиаотряда.."

Про 6-ю школу пилотов в Серпухове слышу не первый раз. Впервые она мне попалась в списке распределения самолётов Р-5 по училищам. Ссылку не могу найти, но по моему, это было на сайте "Виртуальной Качи" (который закрыли) у Николая Коробова в списке авиационных училищ СССР.
Ещё Анастасия (без уточнения города базирования) на "Форуме Поисковых Движений" упоминает про
6-ю окружную авиашколу forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=74028.0 24734 6 Военная школа пилотов ВВС РККА (б. окружная школа пилотов УВВС МВО) 1930-193?
Попадались мне и биографии лётчиков, которые заканчивали 6-ю авиашколу.
Подскажите, кому-то попадалась 6-я Серпуховская авиашкола и куда она потом делась.


Это номер фонда 6 Военной школы пилотов ВВС РККА (б. окружная школа пилотов УВВС МВО) в РГВА. Фонд не брала, хватает Стрельбома и Петроградских летнабов. Материалы на Форуме Поисковых Движений выложила для помощи в поисках других исследователей.

В названии фонда 24734 нет уточнения города базирования, я же цитирую источники точно.
Спасибо сказали: Сигаев Владимир

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 12 дек 2018 14:36 #17619

  • Анастасия
  • Анастасия аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 187
  • Спасибо получено: 366
"Инструктаж" Борисоглебск 1929

Вложения:
Спасибо сказали: Николай Левкин, Вячеслав Иванов, Сигаев Владимир

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 12 дек 2018 15:46 #17623

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 4570
  • Спасибо получено: 703

Анастасия пишет: "Инструктаж" Борисоглебск 1929

Белый круг с прочерченной окружностью под правым бортом - это наверно изображение цели для сброса бомб или снарядов типа пики?
Спасибо сказали: Анастасия

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 24 дек 2018 11:54 #17720

  • Анастасия
  • Анастасия аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 187
  • Спасибо получено: 366
Вести с архивных полей.
РГВА, 24.12.2018г.:

ПРИКАЗ

КОПИЯ

По авиагруппе Воздушных Кораблей

«Илья Муромец»

№ 102

3-го Апреля 1919 г. г.Липецк

ПО СТРОЕВОЙ ЧАСТИ

На 3-е Апреля назначаются: дежурный по Авиагруппе тов.ГРОШЕВ
Помощник - // - тов.ТИМИН
Дежурный -//- канцелярии тов.ГОРЫНЦЕВА

Караул по охране Авиагруппы, согласно приказа от 17 Марта за № 74 параграф 1.

РАСПОРЯЖЕНИЕ:

Параграф 1.
При сем объявляю приказ Председателя Революционного Военного Совета Республики по красной армии от 2-го Марта 1919г. за № 82 г. Москва.
Устав внутренне службы, введенный в действие, как обязательный для всей Красной Армии, ничего не говорит о правах и обязанностях комиссаров. Во избежание всяких недоразумений и неправильного толкования предствавляется необходимым преподать следующие указания.
Комиссары играют огромную роль в деле создания нашей армии. Можно с полной уверенностью сказать, что мы не имели бы боеспособной армии без героической самоотверженной работы комиссаров. В то же время совершенно ясно, что учреждение комиссаров не есть постоянное учреждение, а вызывается переломным характером нынешней эпохи в строительстве армии. Приначале этого строительства у на почти совершенно не было командного состава, который отдавал бы себе отчет в задачах армии в том духе, который должен ее проникать. Это вызвало необходимость раздвоения органов, управления и командования в армии: техническая сторона, оперативныя и командные права и обязанности возлагаются на командиров, политические, воспитательные и контрольные права и обязанности возлагаются на комиссаров. Этот тип организации, как свидетельствует опыт, в общем и целом привел к прекрасным результатам. Работая рука об руку командиры и комиссары создали на наших фронтах такие армии, которыми советская республика вправе гордиться. Но вместе с тем вся работа по строительству армии подготовила такие условия, которые раньше и позже приведут к установлению полного единоначалия в деле управления и командования войсками.
За истекший год многие и многие тысячи красных офицеров воспитались в духе новой армии и с честью занимают ответственные посты во главе революционных войск. Тысяча комиссаров приобрели за этот период боевой опыт и с успехом принимают командование своими частями. Все это подготавливает условия, когда обязанности командиров и комиссаров будут объединены в одном лице отвечающем за вверенную ему часть в военном, политическом и моральном отношении.
Устав внутренней службы рассчитанные нена недели и не на месяцы составлен в предвидении полного единоначалия в управлении частями армии.
Что касается настоящего переходного периода, то устав это должен быть дополнен положением комиссаров и всеми дальнейшими приказами и инструкциями, которыми определялись взаимоотношений комиссаров, командиров и солдат Красной Армии, коммунистических ячеек и пр. Ответственная роль комиссаров для настоящего времени сохраняется во всей своей силе. Народный комиссар по военно-морским делам Л.Троцкий.

Параграф 2.
На 3-е апреля назначаю комиссию для определения площади занимаемых и свободных казарменных помещений Авиагруппы под председательством младшего механика т. РАЗСКАЗОВА в составе членов: Коменданта Авиагруппы и одного члена от техническо-хозяйственного комитета.
Комиссии собраться к 10 часам утра О результатах донести мне.

Параграф 3.
ДВИЖЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА.
Прибывшего от заведывающего военно-санитарной инспекции при Липецком УЕЗДВОЕНКОМЕ врача ВИНОГРАДОВА назначаю и.д. младшего врача Авиагруппы с окладом фелдшера, какового зачислить в списки довольствия на денежное, провиантское, приварочное, чайное и мыльное с 1 Апреля и на табачное с 5 марта.
СПРАВКА: Рапорт врача Виноградова от 2-го Апреля за № 1. Предписание заведывающего военно-санитарной инспекции от 31-го Марта за № 88 и аттестаты от 808-го резервно-медицинского полка за №№ 1098 и 1099.
Параграф 4.
Возвратившегося из командировки из гор. Москвы и Петрограда младшего механика тов. ГОРЕЛОВА полагать на лицо и зачислить на провиантское, приварочное и чайное довольствие с 2-го Апреля.
СПРАВКА: Рапорт тов. Горелова от 2-го Апреля за № 38.

Параграф 5.
УБЫЛИ:
Переписчика тов.КОРЕНЕВСКАГО и мастерового II категории тов.ЩЕРБАКА освобождаю от работ по болезни перваго на 2. 3 И 4 Апреля, а второго на 2 и 3-е Апреля, каковых и полагать больными на дому.
СПРАВКА: Освободительная записка врача Авиагруппы от 2-го сего Апреля.

Параграф 6.
Откомандированного врезерезрв Окрвоздухфлота бывшего военкома тов. Семенова Павла Семеновича исключить из списков Авиагруппы и со всех видов довольствия с денежного мыльного и чайного с 1-го Апреля с табачного с 1-го Марта и провиантского, приварочного с 5-го сего Апреля.
СПРАВКА: Предписание командира Авиагруппы от 31-го Марта за № 1647 и телеграмма военкома Авиадарма Медведева за № 221

Параграф 7.
Назначаю постоянную комиссию для приема продуктов под председательством лекарского помощника тов.ВАРЫШАЕВА в составе членов: содержателя технического имущества тов.ЯНКО и одного члена от техническо-хозяйственного комитета. О результатах доносит мне.

Подлинный подписали: Врид. Командира Авиагруппы РОМАНОВ
Врид. Военполита КОПЫЛОВ
На 4-е Апреля назначаются: дежурный по Авиагруппе тов.ПАНОВ Вл.
Помощник - // - тов.ЗЫКОВ
Дежурный -//- канцелярии тов.ЛУКИН
Спасибо сказали: Николай Левкин

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 24 дек 2018 12:14 #17721

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 4570
  • Спасибо получено: 703
Спасибо Анастасия!
Приказ то написан каким понятным в то время языком....
Устав внутренне службы, введенный в действие, как обязательный для всей Красной Армии, ничего не говорит о правах и обязанностях комиссаров
Ответственная роль комиссаров для настоящего времени сохраняется во всей своей силе. Народный комиссар по военно-морским делам Л.Троцкий
....зачислить в списки довольствия на денежное, провиантское, приварочное, чайное и мыльное с 1 Апреля и на табачное с 5 марта.
Сколько видов довольствия.....

.....освобождаю от работ по болезни перваго на 2. 3 И 4 Апреля, а второго на 2 и 3-е Апреля, каковых и полагать больными на дому.
Они и "болели" дома....
Спасибо сказали: Анастасия

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 25 дек 2018 00:14 #17734

  • Сигаев Владимир
  • Сигаев Владимир аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 72
  • Спасибо получено: 116
Нашёл ссылку, где упоминается 6 военная школа лётчиков
Распределение самолетов по соединениям и базированию на 1.1.1933 г.
...6-я военная школа летчиков, Сер­пухов — 11 Р-1
wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AK/2004_03/04.htm

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 25 дек 2018 13:06 #17741

  • Анастасия
  • Анастасия аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 187
  • Спасибо получено: 366
Вести с архивных полей. 25.12.2018г.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ЛЕТЧИКОВ.

1. Летчик должен следить за всеми работами на его аппарате и по возможности сам работать; только с практикой он может сам усвоить все устройство аппарата, все механизмы мотора – только полныя эти знания могут повысить качество летчика.

2. Перед каждым полетом проверить тщательно вес аппарата 1/ колеса, 2/ амортизацию, 3/ шасси /скрепления/, 4/ фюзеляж, 5/все управления /контры/, 6/ крылья /стойки, тросы, скрепления с фюзеляжем и шасси/, 7/ пропеллер /муфты/, 8/ мотор /сколько бензина, масла секторы, манометры, окрыть краны бензина и масла.

3/ Оборудование, пулемет попробовать, компас, карты /на картах вычислить тоже путь по компасу при настоящем ветре/ бомбы, литературу на каждый полет, запасные части и инструмент /свечи, стриц масло бензин/ барограф, бинокль, револьвер, ремень, фотографич. аппарат.

4/ Когда все это удовлетворительно производится моторная проба 5 мин., следит если все манометры держат натиск и если указывают. При пуске употреблять только слова «контакт» «выключен».

5/ Отдать командиру рапорт если все готово, в порядке.

6/ Старт только в присутствии и знаком командира или его заместителя.

7/ Старт против ветра.

8/ При старте мотору дать медленно ход.

9/ Всегда на аппарате рассчитывать на место для посадки, если бы какие де причины принудили.

10/ Строго запрещается как для жизни летчика так и для аппарата опасныя маневрирования, как заранее отрывание аппарата при взлете, мертвые петли, вертикальные спуски и т.д. только допускается если положение принуждает: Все остальные маневрирования допускаются не ниже 100 м.

11/ Спуски на незнакомые или малые, плохие аэродромы при помощи газа. На аэродромах по установленному знак наложить полотно и так спускаться чтобы аппарат остановился в кругу. При принудительных спусках выпустить педали, чтобы узнать направление ветра. Ночные спуски только с газом.

12/ Ввиду недостатка бензина как быстро изношенности мотора при возвращении над нашей позиции ход уменьшить так чтобы быть по возможности планирующим способом над нашим аэродромом не выше 200 метров и с этой высоты прямым направлением спускаться.

Над неприятелем не ниже 1000 м и не выше 2500 м /только при особых обстоятельствах можно изменить одну или другую высоты/. При интенсивном обстреле быстро менять высоту, направление и скорость. Если принужден к спуску у неприятеля обязательно жги аппарат или с высоты 2-3 метра над землей парашутировать на крыло, чтобы попал аппарат как совсем негодный в руки врага, выбросить все сверху все оборудование обязательно /пулемет, фотограф и т.д./.
При учебных полетах могут допускаться пассажиры только с разрешения командира; посторонних брать воспрещается. Ученика-летчикам на месте пассажира дть мешок с песком 3-4 пуда, также в каждый аппарат после ремонта при первом пробном полете.

Каждый летчик должен иметь свою полетную карточку, где помечены все его полеты со всеми подробностями.

Зоны высоты над поселочными местами, деревнями 300-500 метров.

Город жит. до 10000 жит. 1000 метр.

- // - 50000 - // - 1500-2000 метр

- // - 100000 -// - 2500 метр.

- // - более 100000 -//- 3000 метр.

Автомобиль.

Мотор как автомобиль приводится в полную готовность при возвращении для следующего дня – обращение с мотором как с воздушным.

Чисткат /с мылом и водой/ всего автомобиля ежедневно.

Автомобильную книжку по образцу воздушному.

Каждая езда только с разрешения командира должна быть утвержденной командиром или его заместителем со всеми подробностями как аппарат.


1918 год.
Спасибо сказали: Николай Левкин, Сигаев Владимир

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 25 дек 2018 14:11 #17742

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 4570
  • Спасибо получено: 703
Анастасия спасибо!
Интересно читается инструкция!!! По подобной инструкции летчику сейчас пишут Руководства (инструкции) по летной эксплуатации экипажам самолетов, по технической эксплуатации, по боевому применению, по загрузке и центровке.... Несколько томов. И все надо выучить, знать.
Раньше было просто и понятно. Но и самолеты отличались.
1. пункт понятен до глубины мозга.
2.Перед каждым полетом проверить тщательно вес аппарата .......5/все управления /контры/. Есть другое понятие контры. но по авиационному - это другие контры.
12. Если принужден к спуску у неприятеля обязательно жги аппарат или с высоты 2-3 метра над землей парашутировать на крыло, чтобы попал аппарат как совсем негодный в руки врага
Чтобы самолет не достался врагу....
И еще..... не употребляется выражение посадка самолета. Спуск - это и было посадкой самолета.
Спасибо сказали: Анастасия

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 31 дек 2018 09:49 #17796

  • Игорь Ларьков - 86
  • Игорь Ларьков - 86 аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Администратор
  • Сообщений: 2821
  • Спасибо получено: 639
Очень интересный документ. Открывает проблемы в авиации СССР конца 30-х годов

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
О мерах по предотвращению аварийности в частях военно-воздушных сил РККА
№ 070 4 июня 1939 года
16—17 мая с.г. Главный военный совет Рабоче-Крестьянской Красной Армии с участием военных советов и командующих воздушными силами Л ВО, БОВО, КОВО, ХВО, военных советов АОН , специально вызванных командиров и комиссаров авиабригад, авиаполков и эскадрилий заслушал и обсудил доклад начальника Военно-Воздушных Сил РККА о мерах борьбы с катастрофами и летными происшествиями и об улучшении организации летной подготовки в Военно-Воздушных Силах.

В результате обсуждения этого вопроса Главный военный совет устанавливает:

Число летных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров. За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава. За этот же период произошло 126 аварий, в которых разбит 91 самолет. Только за конец 1938 и впервые месяцы 1939 гг. мы потеряли 5 выдающихся летчиков — Героев Советского Союза, 5 лучших людей нашей страны — тт. Бряндинского, Чкалова, Губенко, Серова и Полину Осипенко.

Эти тяжелые потери, как и подавляющее большинство других катастроф и аварий, являются прямым результатом:

а) преступного нарушения специальных приказов, положений, летных наставлений и инструкций;
б) крайне плохой работы командно-политического состава воздушных сил и военных советов округов и армий по воспитанию летно-технических кадров авиачастей;
в) плохо организованной и еще хуже проводимой плановости и последовательности в учебно^боевой подготовке авиационных частей;
г) неумения старших начальников и комиссаров наладить летно-техническую подготовку с каждым экипажем и летчиков в отдельности в соответствии с уровнем их специальных познаний, подготовленности, индивидуальными и специфическими их способностями и качествами;
д) все еще неудовлетворительного знания личным составом материальной части и, как следствие этого, плохой ее эксплуатации и
е) самое главное, недопустимого ослабления воинской дисциплины в частях Военно-Воздушных Сил и расхлябанности, к сожалению, даже среди лучших летчиков, не исключая и некоторых Героев Советского Союза.
Подтверждением всего сказанного служит буквально всякая катастрофа и происшествие, так как при самом беглом ознакомлении с ними, как правило, причиной является или недисциплинированность и разболтанность, или невнимательное и недопустимо халатное отношение к своим обязанностям лет-но-подъемного и технического состава.

Вот наиболее тяжелые катастрофы и аварии за последнее время.

1. В конце прошлого года в полете на место посадки экипажа самолета «Родина» произошло столкновение двух самолетов «Дуглас» и ТБ-3, в результате чего погибло 15 человек. В числе погибших был и командующий воздушными силами 2-й Отдельной Краснознаменной армии комдив Сорокин и Герой Советского Союза комбриг Бряндинский.

Командующий воздушными силами 2 ОКА Сорокин без какой бы то ни было надобности и разрешения центра, но с согласия командования 2 ОКА вылетел на ТБ-3 к месту посадки самолета «Родина», очевидно, с единственной целью, чтобы потом можно было сказать, что он, Сорокин, также принимал участие в спасении экипажа «Родина», хотя ему этого никто не поручал и экипаж «Родина» уже был обнаружен.

Вслед за Сорокиным на «Дугласе» вылетел Бряндинский, который также не имел на то ни указаний, ни права, целью которого были, очевидно, те же мотивы, что и у Сорокина.

Оба эти больших авиационных начальника, совершив проступок и самовольство, в дополнение к этому в самом полете проявили недисциплинированность и преступную халатность в летной службе, результатом чего и явилось столкновение в воздухе, гибель 15 человек и двух дорогостоящих самолетов.

2. Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полетами, комбриг В. П. Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен. Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, т. Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолете с не устраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился и комбриг Чкалов погиб.

3. Герой Советского Союза заместитель командующего ВВС БОВО полковник Губенко, прекрасный и отважный летчик, погиб потому, что производил на И-16 полет высшего пилотажа на недопустимо низкой высоте. Полковник Губенко, невзирая на свой высокий пост заместителя командующего воздушными силами военного округа, невзирая на то, что еще накануне своей гибели, проводя совещание с подчиненными ему командирами авиабригад по вопросам аварийности в воздушных силах, сам указывал на недисциплинированность как главную причину всех несчастий в авиации, допустил лично недисциплинированность, граничащую с преступлением. Полковник Губенко обратился к командующему войсками БОВО командарму 2 ранга т. Ковалеву с просьбой разрешить ему полеты высшего пилотажа с использованием взлетных полос. Командующий Белорусским особым военным округом командарм 2 ранга т. Ковалев категорически запретил полковнику Губенко летать. И все же Губенко не только грубо нарушил прямой приказ своего высшего и прямого начальника, но одновременно нарушил все приказы и наставления по полетам, начав высший пилотаж на недопустимо низкой высоте.

4. Два Героя Советского Союза — начальник летной инспекции ВВС комбриг Серов и инспектор по технике пилотирования МВО майор Полина Осипенко погибли потому, что организация тренировки по слепым полетам на сборах для инспекторов по технике пилотирования, начальником которых являлся сам комбриг Серов, не была как следует продумана и подготовлена, а главное, полет комбрига Серова и майора Полины Осипенко, выполнявших одну из первых задач по полету под колпаком, производился на высоте всего лишь 500—600 метров вместо установленной для этого упражнения высоты не ниже 1000 метров. Это безобразное, больше того, преступное нарушение элементарных правил полетов, обязательных для каждого летчика, и начальников в первую -голову, и явилось роковым для Серова и Полины Осипенко.

Этот последний случай, так же как и случай гибели Героя Советского Союза Губенко, является ярким свидетельством того, что нарушение правил полетной работы не может пройти безнаказанно ни для кого, в том числе и для самых лучших летчиков, каковыми в действительности и являлись погибшие товарищи Губенко, Серов и Полина Осипенко.

5. Однако недисциплинированность и распущенность настолько вкоренились среди летчиков, так велика эта болезнь, что, невзирая на частые и тяжкие катастрофы, результатом которых является гибель лучших наших людей, невзирая на это, всего лишь месяц примерно тому назад два Героя Советского Союза — командующий ВВС МВО комбриг Еременко и его заместитель полковник Осипенко в неурочное время вздумали произвести «показательный» воздушный бой над люберецким аэродромом и произвели его на такой недопустимо низкой высоте, позволили себе такое нарушение всех установленных правил и приказов, что только благодаря счастливой случайности этот, с позволения сказать, «показательный» бой закончился благополучно. Однако такие «показательные» полеты показывают лишь, что источником недисциплинированности, расхлябанности, воздушного лихачества и даже хулиганства являются не всегда худшие летчики и рядовые работники авиации. Вдохновителями и образцом недисциплинированности, как это видно из приведенных фактов, бывают и большие начальники, на обязанности которых лежит вся ответственность за воспитание летчиков и руководство их работой, которые сами обязаны быть и непременно образцом и примером для подчиненных.

6. Ко всему сказанному необходимо отметить, что культурность летно-подъемного состава нашей авиации продолжает оставаться на весьма низком уровне. Замечание т. Сталина, сделанное им на заседании Главного военного совета о том, что законы физики, механики и метеорологии летно-техни-ческим составом плохо усвоены, их, этих законов, многие не знают, с этими законами природы не всегда и не все летчики считаются — это указание т. Сталина исключительно правильно определяет физиономию большого числа летно-подъемного и технического состава воздушных сил. Оно бьет прямо в цель.

У нашего летного состава не хватает постоянной, не показной, а подлинной внутренней подтянутости и внимания к своему делу, особенно в воздухе, где необходима высокая дисциплина, где летчик, штурман, радист, стрелок, бортмеханик обязаны быть всегда начеку, внутренне собранными, внимательными ко всему, что относится и к технике, к полету в целом. В полете летчик должен быть полностью внутренне отмобилизованным.

Если хорошим безаварийным паровозным машинистом может быть только человек организованный, внимательный, знающий и любящий свое дело, то насколько же повышаются требования к летчику, который управляет не паровозом, движущимся по рельсам, а современным могущественным летным аппаратом, заключающим в себе сотни и тысячи механических лошадиных сил и развивающим огромную скорость в полете.

Все эти азбучные истины, к сожалению, забываются нашими летчиками, и за это многие из них платятся своей жизнью. И что самое тяжелое, старые, испытанные мастера летного дела не борются с отрицательными явлениями среди своих молодых сотоварищей и тем самым поощряют молодняк на поступки, совершенно нетерпимые в рядах бойцов нашей авиации.

До сих пор старший и средний командный состав в полетах не всегда является хорошим образцом, примером для подчиненных.

Все еще не организован сверху донизу настоящий действенный контроль за исполнением приказов по боевой подготовке личного состава.

7. Все еще среди летчиков наблюдаются чванство и зазнайство. Не воспитано у них уважение к инструкциям, наставлениям и приказам, точно регулирующим летную жизнь и боевую подготовку летно-подъемного состава. Нередко большие, а за ними и малые начальники считают, что инструкции, уставы, наставления и положения и написаны не для них, что они уже переросли эти наставления и приказы, что для них закон не писан.

Опасность такой психологии усугубляется тем, что эти нездоровые факты имеют свою давность и немало уже немолодых летчиков являются их вредными носителями.

8. Выдвинутые за последнее время в большом количестве на руководящую работу командиры звеньев, эскадрилий и полков пока еще не имеют организационных и командных навыков, а вышестоящие командиры и комиссары плохо руководят и не помогают этим в общем хорошим, талантливым людям поскорее стать подлинными организаторами и командирами нашей авиации.

9. Инспектора по технике пилотирования и инженеры по эксплуатации своей работой как следует не занимаются.

10. Документация полетов в строевых частях в большинстве ведется безобразно. По этой документации невозможно установить, в каком состоянии принят самолет летчиком от инженера и техника, что и как выполнил летчик и летнаб в полете и пр., все делается наспех, формально, как-нибудь.

11. Техника пилотирования летного состава во многих случаях весьма низкая.

12. Не организован контроль за техникой пилотирования в воздухе.

13. Плохо планируется боевая и техническая подготовка.

14. Знание личным составом материальной части систематически не проверяется, а между тем самолеты и моторы непрерывно модернизируются, вооружение меняется и совершенствуется.

15. Нет надлежащего систематического и действительного, не формального контроля за подготовкой материальной части к полетам.

16. К полету допускаются непроверенные машины, и виновные в этом не несут суровой ответственности. .

17. Не внедрен как система осмотр летным составом перед полетом самолетов, и этого никто должным образом не контролирует.

18. Комиссары, политорганы и партийные организации ВВС не сделали всего необходимого, чтобы обеспечить строжайшую воинскую дисциплину и порядок в строевых частях авиации. Они не организовали авиационную общественность на жесточайшую борьбу со Всем тем, что порождает аварийность и катастрофы в воздушном флоте, не воспитали членов партии, комсомольцев и беспартийных большевиков в духе требований приказов и наставлений, не воспитали у летчиков и инженерно-технического состава характер, выдержку и правдивость, которые так необходимы людям, работающим в воздушных силах.

Командиры и комиссары не воспитаны еще и сами, как подлинные начальники, высокая требовательность которых к себе, к своим поступкам и действиям обязывала бы их быть столь же требовательными и беспощадными в проведении в жизнь положений, приказов и наставлений в отношении подчиненных им людей.

19. Школы и училища ВВС РККА не стали еще подлинными учебными заведениями, дающими полноценно подготовленных, грамотных, культурных и высокодисциплинированных командиров-летчиков.

В школах и училищах слаба строевая подготовка, неудовлетворительна дисциплина и плохо поставлена воспитательная работа.

20. Военные советы округов, армий, Военный совет ВВС РККА не занимались как следует авиационными частями, плохо боролись с авариями и катастрофами и не организовали в авиачастях высокой воинской дисциплины и порядка.

21. Летная инспекция ВВС РККА работала оторванно от Управления боевой подготовки, слабо руководила отработкой строевыми частями авиации очередных задач боевой подготовки и не дала положительных результатов в деле предупреждения летных происшествий.

22. Во исполнение решения Главного военного совета Рабоче-Крестьянской Красной Армии, в целях искоренения безобразных явлений в Военно-Воздушных Силах РККА, приводящих к большому количеству всякого рода происшествий, и установления твердой воинской дисциплины, организованности и порядка в частях и вузах ВВС РККА

Приказываю:

1. Военным советам округов и армий систематически и непосредственно изо дня в день руководить жизнью, боевой и политической подготовкой частей Военно-Воздушных Сил. Установить порядок систематических посещений командующим и членами военных советов авиабригад, авиаполков и авиабаз. При посещении не ограничиваться беглым осмотром ангаров и любованием полетов асов, как это часто бывает, а подробно знакомиться с внутренней жизнью части и ходом боевой и политической учебы, давая на месте необходимые указания.

Заслушивать на заседаниях военных советов доклады командования авиабригад и даже авиаполков с содокладами инспекторов по технике пилотирования и лиц, кои специально выезжали в данную часть для инспектирования. Особенно это необходимо практиковать в отношении слабо подготовленных и аварийных частей. Почаще вызывать по конкретным вопросам не только командиров, комиссаров, инженеров и прочих начальников авиачастей, но и рядовых летчиков, если они могут быть полезными в деле улучшения боевой и политической подготовки и предупреждения аварий и происшествий в авиации или нужны для личных бесед и указаний.

2. Командующим ВВС округов, армий и военным советам АОН в июне месяце организовать в авиабригадах, полках 3-дневные сборы командиров, комиссаров и политработников частей и подразделений. На сборах еще раз-просмотреть, обдумать планы и программы летной подготовки до конца 1939 года, сделав упор на организацию летной работы, дисциплину личного состава, строгий порядок на аэродромах в период полетов и вне полетов, на работу инженерно-технического состава, на материальную часть перед и после полетов.

3. С целью поднятия воинской дисциплины в частях ВВС:

а) ввести со всем летно-техническим составом строевые занятия по два часа два раза в шестидневку;
б) летный и технический состав во время учебного дня в расположении части должен ходить в строю под командой своих командиров. Военному совету ВВС разработать инструкцию и представить мне на утверждение.
4. Добиться в частях ВВС строжайшей воинской дисциплины и точного соблюдения всех установленных в РККА уставных положений. Потребовать от всего личного состава ВВС, начиная от рядового красноармейца и до командующего ВВС округа включительно, изучения и твердого знания не только уставов, наставлений и инструкций и положений, определяющих жизнь, боевую и политическую подготовку Военно-Воздушных Сил РККА, но и обязательное знание уставов строевого, внутренней службы и дисциплинарного.

5. Создать в Военно-Воздушных Силах четкие воинские взаимоотношения между начальниками и их подчиненными, в соответствии с требованиями уставов Красной Армии. Командирам и комиссарам непрерывно следить за выполнением этого моего указания. За невыполнение его наказывать в первую очередь начальника и комиссара, попустительствующих расхлябанности и ослаблению дисциплины.

6. Всем командирам и комиссарам ВВС лучше организовать, упорнее проводить воспитательную работу с подчиненным личным составом. Поставить во главу угла воспитательной работы постоянное требование твердого и неуклонного выполнения всех правил летной службы, изложенных в соответствующих приказах, наставлениях и инструкциях. Командиры и комиссары должны стать примером и образцом в деле выполнения всех правил и наставлений, приказов, инструкций, положений и уставов. Командиры и комиссары обязаны являть собой образцы дисциплинированности, внутренней подтянутости и подлинной сталинской выдержки и' воли.

7. Одновременно с повышением качества воспитательной работы со всем командным составом авиации, и особенно командирами эскадрилий и звеньев, более решительно воздействовать на тех командиров и комиссаров, которые не являются примером для подчиненных и не следят за выполнением приказов, уставов и наставлений. Таких начальников необходимо в ближайшие два-три месяца поставить на их место, а безнадежных либералов и болтунов, невзирая на их заслуги в прошлом, отчислить из рядов авиачастей.

В системе воспитания личного состава широко использовать партийно-общественное воздействие, а также товарищеские суды чести. Особо строгие меры, вплоть до отстранения от занимаемой должности и отдачи под суд, принимать к командирам и комиссарам, которые поражены зазнайством, чванством и не желают резко и в короткий срок покончить с этими недопустимыми для авиационных людей пороками.

8. Строжайшим образом соблюдать плановость и последовательность летной подготовки, точно выполняя требования об индивидуальном подходе к каждому экипажу при постановке ему учебного задания. По нескольку раз, если это требуется, тщательно проверять летчика в усвоении им задачи, контролировать его в процессе обучения не формально, для отбытия номера, а на живом деле, в работе.

Не допускать перескакивания через промежуточные упражнения даже и таким летчикам, которые могут казаться успевающими и не нуждающимися в долгой, последовательной и кропотливой подготовке. Эта категория несомненно способных и лучших людей больше всего и гибнет в катастрофах.

Строго соблюдать основной принцип в обучении: переходить от простого к более трудному, а затем уж к сложному. Это нужно зарубить на носу каждому начальнику и комиссару, большому и маленькому.

9. Вся предполетная подготовка должна обеспечить твердое знание каждым экипажем учебного задания и порядка его выполнения на земле и в воздухе на каждый летный день.

Командиры и комиссары эскадрилий обязаны всегда проверять фактическую подготовленность экипажа к выполнению задания и ни в коем случае не выпускать в полет слабо подготовленных или по физическому состоянию не могущих выполнить задания.

Командиры и комиссары должны служить примером в знании материальной части, а те из них, кто летает лично, и в технике пилотирования и, как правило, лично отрабатывать одну задачу или упражнение по летной подготовке ранее подчиненного ему летного состава.

Каждую задачу или упражнение в частях начинать с показа ее летному составу самим командиром.

10. Помощники командиров авиабригад, полков и эскадрилий по эксплуатации должны организовать как следует практическое изучение материальной части летным составом, сосредоточив главное внимание на умелой, грамотной ее эксплуатации. Каждый летчик должен основательно знать материальную часть, на которой работает, и уметь проверить работу авиатехника. Перед каждым полетом летчик лично обязан проверить состояние своего самолета и убедиться в полной его исправности.

11. Инженеры авиационных частей, соединений и округов обязаны наладить оперативное руководство эксплуатационно-технической службой в частях, организацию полевого ремонта и специальной подготовки инженерно-технического состава.

Военному совету Военно-Воздушных Сил к 15 июня с.г. дать конкретные указания по организации полевого ремонта и обучению инженерно-технического состава, а также организации и проведению в жизнь контроля за точным выполнением этих указаний.

12. Командующим ВВС округов, армий и военным советам АОН создать условия, обеспечивающие систематическую конкретную помощь в организации летной работы тем частям, во главе которых поставлены недостаточно еще опытные молодые командиры. Посредством инструктивных занятий, личного показа, организации и проведения летного дня и систематического контроля за жизнью и работой частей готовить молодых командиров к умелому руководству и воспитанию своих подчиненных, выращивать из них подлинных организаторов и командиров нашей боевой авиации.

13. С целью повышения подготовки командиров эскадрилий и звеньев проводить с ними систематические командирские занятия, для чего отвести два дня в декаду. Военному совету ВВС к 10.6 с.г. представить мне на утверждение план и программы этих занятий.

14. Воспретить под личную ответственность командиров и комиссаров соединений и частей выпуск в полет не только частей и подразделений, но и отдельных экипажей в заведомо опасную для полета погоду, установив, что по метеорологическим условиям существуют нелетные дни. Постепенной и последовательной тренировкой экипажей подготовить летчиков к умению летать в трудных; метеорологических условиях.

15. Ввести в систему тренировку летчиков в полетах по приборам, как решающий вид летной подготовки для успешного выполнения задач и безопасности полета в сложных метеорологических условиях, поручая руководство этой подготовкой наиболее подготовленным, знающим дело командирам.

Летчиков, усвоивших полет в закрытой кабине (под колпаком), систематически тренировать и контролировать в пилотировании самолетов в облаках.

16. Полеты в закрытой кабине на самолетах И-16 и И-15 запретить, заменив полетами в облаках при облачности не ниже 1000 метров с заходом в облака не более чем на 200 метров.

17. Подготовку к полету в метеорологическом отношении проверять с такой же тщательностью, как все остальные основные элементы предполетной подготовки.

18. К производству фигур высшего и сложного пилотажа допускать только тех летчиков, которые подготовлены к этому и выдержали специальные испытания по теории, динамике и технике полета. Кроме того, этих летчиков подвергать психофизиологическим испытаниям и специальной медицинской проверке два раза в год, а в отдельных случаях — по мере надобности.

19. За безаварийность при полном выполнении плана учебно-боевой подготовки в распоряжение командиров частей и соединений ВВС РККА выделять следующий премиальный фонд:

а) командирам частей (полка, авиабазы, отдельной эскадрильи, отряда, звена) — 0,5 % заработной платы части;
б) командиру авиабригады — 0,25 % фонда заработной платы бригады.
20. В целях повышения боеготовности и уменьшения аварий по причине текучести личного состава выделить к 1.7.39 г. в каждом округе 75 % авиабригад или эскадрилий, укомплектовать их до штата личным составом и материальной частью и стабилизировать весь состав этих частей, не допуская откомандирований и всяких перемещений по оргмероприятиям и для других целей.

21. Военному совету ВВС к 1.7.39 г. пересмотреть систему комплектования авиачастей летным составом и установить такой порядок, при котором строго учитывались бы индивидуальные способности каждого летчика при назначениях в тот или иной род авиации как при выпуске из школ, так и при переводах.

22. Летный состав, не отвечающий современным требованиям полетов на больших высотах и на скоростных самолетах, отобрать и направить на укомплектование инженерного и артиллерийского факультетов Военно-воздушной академии, а также использовать на штабной, политической и другой подходящей работе в Военно-Воздушных Силах. Всех, кого нельзя использовать на этих работах, передать в Осоавиахим, ГВФ и в части ПВО. Отбор возложить на Военный совет ВВС и военные советы округов и к 15.7.39 г. представить мне на утверждение список отобранных с распределением их по новым предназначениям.

23. Провести к 20.6.39 г. во всех частях ВВС отбор летчиков, слабо подготовленных в летном отношении, создав из них особые группы под руководством наиболее опытных командиров, обладающих хорошими инструкторскими навыками. Отбор возложить на командиров и комиссаров полков и бригад.

24. Для улучшения подготовки командиров звеньев Военному совету ВВС открыть в августе месяце с.г. в Закавказском военном округе на базе Киро-вабадской школы специальную школу подготовки командиров звеньев.

25. Политическому управлению РККА производить отбор личного состава на политработу для всех родов авиации, кроме истребительной, не только из числа летающих летчиков, но и «вылставшихся», а также из числа штурма-нов-летнабов и инженерно-технического состава.

26. В политуправлениях округов создать без увеличения штата авиационные отделы; комиссару ВВС округа присвоить права заместителя начальника политуправления округа по авиации.

27. Усилить управления ВВС округов и армий штурманами, инспекторами по технике пилотирования, инженерами по эксплуатации, ремонту, вооружению и спецоборудованию.

Военному совету ВВС РККА представить мне к 10.6.39 г. конкретные предложения по штатным изменениям.

28. Начальнику Генерального штаба РККА совместно с АБТУ и Военным советом ВВС к 10.6.39 г. представить мне план укомплектования Военно--Воздушных Сил автотранспортом.

29. Военному совету ВВС к концу 1939 г. обеспечить строевые авиачасти, вооруженные самолетами И-16, СБ и Р-10, учебно-тренировочными самолетами с двойным управлением из расчета иметь один такой самолет на эскадрилью. Представить мне план проведения этого мероприятия.

30. Комиссию по изучению предупреждения летных происшествий и летную инспекцию УВВС реорганизовать, создав вместо них в составе Управления боевой подготовки ВВС летно-техническую инспекцию.

Военному совету ВВС к 10 июня 1939 г. представить мне проект штатов и положение о летно-технической инспекции.

31. Военному совету ВВС совместно с Управлением делами при НКО к 1.7.39 г. подготовить и сдать систематизированный сборник всех действующих и руководящих приказов и указаний по ВВС РККА.

Проект сборника доложить мне.

Об авиашколах

1. Военному совету ВВС запретить всякие отступления от установленных требований к физическому состоянию поступающих в школы и училища.

Впредь в летные школы и училище принимать только тех, кто имеет отличную характеристику (средней школы, фабзауча, завода, партийной и комсомольской организаций) и тех из окончивших школы аэроклубов, кто имеет отличные отзывы с производства (до поступления в аэроклуб) и отличные отзывы за время пребывания в школе.

2. С 1940 г. в аэроклубы принимать лиц с образованием не ниже 9 классов средней школы и только с отличным поведением. В аэроклубах Осоавиахима ввести строевые занятия, для чего увеличить срок обучения на 3 месяца.

Инспекции ВУЗ РККА к 20 июня 1939 г. разработать соответствующие требования и программы по военизации аэроклубов Осоавиахима.

3. Отчисление курсантов из школ по летной неуспеваемости производить распоряжением начальника училища в период обучения на учебном и переходном самолете.

Отчисление по летной неуспеваемости с боевого самолета производить с разрешения Военного совета ВВС.

За нарушения дисциплины распоряжением Военного совета ВВС отчислять курсантов из пнсол в строевые части.

В целях недопущения некомплекта в школах содержать в них в течение первых 6 месяцев обучения сверх плана[1] 15 % переменного состава.

4. Самостоятельный налет на боевом самолете в школах ВВС увеличить до 30 часов.

Из программы школ исключить воздушные стрельбы и высотную подготовку.

5. Школы ВВС перевести на полуторагодичный срок обучения. Выпуск в 1939 г. перенести на 15 июня 1940 г.

В строевые части ВВС из летных школ назначать только окончивших школы с хорошей и отличной оценкой по технике пилотирования и дисциплине.

6. Военному совету ВВС пересмотреть и доложить мне 1.7.39 г. порядок комплектования и срок обучения в школах и училищах ВВС.

* * *
Потребовать от комиссаров, политорганов и парторганизаций ВВС большевистской борьбы за дисциплину, организованность и коренного улучшения воспитательной работы среди летного и технического состава ВВС.

Комиссар должен быть самым дисциплинированным, организованным и бдительным начальником в части. Он наряду с командиром несет ответственность за аморальные явления, недисциплинированность, за воспитание людей и за каждое летное происшествие и отвечает за политико-моральное состояние части.

Комиссары обязаны постоянно держать весь личный состав на высоком уровне требовательности к себе и нетерпимости к малейшим проявлениям нарушения дисциплины, разгильдяйства, критиканству и прочим проявлениям неорганизованности и моральной неустойчивости среди летно-технического состава.

Всю систему воспитательной работы комиссара, командира и политорганов построить так, чтобы добиться от каждого летчика не только дисциплинированности, когда он находится под контролем своих начальников, но чтобы его сознание и внутренняя дисциплина исключали всякую мысль о нарушении установленных правил летной службы в воздухе, когда он выходит из-под контроля.

Предупредить, что нерадивость и плохая работа комиссаров, политорганов и парторганизаций ВВС в деле укрепления дисциплины и борьбы с аварийностью поставят каждого ответственного партполитработника перед серьезной партийной ответственностью.

Настоящий приказ изучить всему летному и техническому составу ВВС РККА.

Военному совету Военно-Воздушных Сил к 1.7.39 г. представить предложения по организации систематического контроля за осуществлением всеми частями и органами ВВС требований настоящего приказа.


Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза К. Ворошилов
Спасибо сказали: Анастасия, Сигаев Владимир

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Крайннее редактирование: от Игорь Ларьков - 86.

Исторические хроники 30 янв 2019 10:33 #18114

  • Анастасия
  • Анастасия аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 187
  • Спасибо получено: 366
Телеграмма

Военная

Севастополь Авiашкола

Копiю Евпаторiя Школа Наблюдателей

Немедленно командируйте квартиреров в район нижнего течения Волги для выбора общего места для эвакуации обеих школ точка Срочно донесите

Член Коллегии Увофлота

Заведующий Добмоботделом

23.4.1918. Москва.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 30 янв 2019 11:00 #18115

  • Анастасия
  • Анастасия аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 187
  • Спасибо получено: 366
Сопроводительное письмо и акт о результатах испытаний выпуска 2 ВШЛ и ЛН, 27.09.1937

По воздушной стрельбе: средний балл 2,6. «Скандал!!?!»
Спасибо сказали: Сигаев Владимир

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 30 янв 2019 11:32 #18117

  • Анастасия
  • Анастасия аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 187
  • Спасибо получено: 366
Военный Летчик Соловьев, 3 июля 1918 года, Петроград
В Окружную Петроградскую Коллегию

Рапорт

В настоящее время выяснилось, что личного состава летчиков умеющих летать на аппаратах типа Илья Муромец недостаточное число, а потому необходимо немедленно приступить к делу обучения желающих летать на аппартатах «Илья Муромец».

Мною предлагается на основании личного опыта, как бывшего Начальника авиационной школы в Эскадре воздушных кораблей следующий проект авиационной школы для скорейшей подготовки летчиков:

1/ Использование аэродрома и помещений на Корпусном аэродроме для нужд школы.

2/ Использование аппаратов Илья Муромец имеющихся на заводе Сикорского, причем для начала полетов необходимо, как показал опыт иметь не менее двух аппаратов, желательно с легким моторами, как более удобных в смысле взлета и спуска, т.е. отсутствие лишней нагрузки.

3/ Ввиду наличия летчиков есть возможность привлечь из их числа опытных учеников обучение которых может быть выполнено в короткий срок.

4/ В случае, если должного количества летчиков не найдется, то при школе должны находится, как инструктора на малых аппаратах не менее двух так и малые аппараты /Фарман 4, Фарман 16 и Вуазен/, как необходимы аппараты для перехода к полетам на аппаратах «Илья Муромец», Эти инструктора в свою очередь будут обучены полетам на аппаратах «Илья Муромец».

5/ число учеников будет зависит от предполагаемого в будущем числа аппаратов «Илья Муромец» а поэтому штат и средства на содержание школы будут колебаться, т.е. я предполагая организовать школу в связи с имеющимся на лицо готовых аппаратов «Илья Муромец», в дальнейшем же при наличии достаточного кадра обученных летчиков школа может быть временно приостановить свою деятельность т.е. авиационная школа будет иметь временный характер.

В случае если Окружная Петроградская Коллегия найдет проект удовлетворительным, то необходимо мне и одному из членов Коллегии доложить обо всем в Центральную Коллегию, попутно я буду иметь возможность привлечь опытных помощников – работников в деле организации авиационной школы по обучению командиров воздушных кораблей.

Штат школы и смета будут мной представлены дополнительно.

Военный Летчик Соловьев
Спасибо сказали: Николай Левкин, Сигаев Владимир

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 30 янв 2019 12:00 #18118

  • Анастасия
  • Анастасия аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 187
  • Спасибо получено: 366
Программа по аэропланному делу на курсах авио-механиков при Морской Школе Высшего Пилотажа (1919 год):

1. Общая классификация воздухоплавательных аппаратов. Понятие о летательных аппаратах легче и тяжелее воздуха: свободные и привязанные змейковые аэростаты, аэростаты управляемые: ортоптеры, геликоптеры, планеры и парашюты.
2. Аэропланы. Типы аэропланов в зависимости от рода службы. Назначение каждого типа. Требования предъявляемые к каждому типу – скорость, грузопод, емкость, поворотливость, удобство вооружения и снаряжения, удобство для наблюдения.
3. Типы аэропланов в зависимости от количества и порядка расположения элементов, различия их. Главнейшие элементы любой системы аэропланов, перечисление их, назначение и служба каждого из них.
4. Парусные поверхности: а/ Главные несущие парусные поверхности, их назначение и устройство., б/ Хвостовое оперение. Хвостовые ведущие парусные поверхности, их назначение.
5. Рули управления: а/ Руль глубины и руль поворота; их назначение и действие. б/ Руль поперечной устойчивости: элероны обыкновенные и двойного действия, их работа; гоширование или искривление плоскостей, неудобства этого вида управления.
6. Состав аэроплана: а/ Фезеляж, его устройство и назначение. б/ Гондола легкого и тяжелого типов, их устройство и назначение, в/ лодка, ее устройство и назначение.
7. Шасси, виды шасси: ориентирующая коляска. Виды амортизации.
8. Винтомоторная группа: ее составные части и назначение. Понятие о расчетном и действительном шаге винта. Что называется постоянным и переменным шагом винта.
9. Сила поддерживания аппарата и наличие условий для ее существовании. Пример: выбрасывание из воды весла или руки, поставляемых под углом относительно своего движения. Возникновение силы поддерживания: действие и противодействие. Пример: отдача ружья или откат пушки после выстрела.
10. Что называется углом встречи или атаки у прямой и у кривой пластинки. Что называется ребром атаки, обтекания, плоскостью симметрии, размахом крыла и его поперечником.
11. Разложение общего сопротивления «Ra» на компоненты «Rх» вредного сопротивления или лобового и «Rч» полезного в зависимости от увеличения и уменьшения угла атаки.
12. Отношение размаха к поперечнику: наиболее выгодное отношение; разобрать обтекание струек воздуха пластинок поставленных под углом относительно движения с малым размахом и большим поперечником и наоборот.
13. Центр давления и перемещение его в зависимости от наклона плоскостей относительно движения струек воздуха. Пример: Опыт с пластиной, укрепленной на подвижной оси.
14. Аэродинамическая труба: ее устройство и назначение. Испытание сопротивления движение стоек разной формы; наивыгоднейшее строение длиных поперечнику сечения стоек; испытание сопротивления движению колес обтянутых и необтянутых. Испытание сопротивления движению фезеляжа и гондолы. Наиболее выгодное отношение длины к поперечнику. Служба капота и колпака.
15. Действительный и мнимый угол атаки хвостового оперения. Наиболее выгодное расположение хвостового оперения по высоте относительно главной поверхности.
16. Нахождение центра тяжести аппарата.

Программа по арифметике на курсах авиомехаников
При Морской Школе Высшего Пилотажа
Устное и письменное счисление. Четыре действия над простыми числами. Таблица умножения. Проверка действий. Признаки делимости на 2, на 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10.
Именование числа и четыре действия над ними.
Числа простые и составные. Разложение на простые множители. Общий наибольший делитель. Числа взаимнопростые. Два способа нахождения общего наибольшего делителя. Кратное число каждого числа. Наибольшее кратное и способ нахождения его.
Доли единицы. Определение дроби. Изображение дробей. Числитель, знаменатель. Правильная, неправильная и смешанная дробь, их свойства.
Обращение целого числа и смешанной дроби в неправильную. Обращение неправильной дроби в смешанную /исключение целого числа/ Изменение величины дроби с изменением ее членов. Сокращение дробей /два способа/. Несократимая дробь. Приведение дробей к общему знаменателю. Дополнительные множители.
Найти дробь данного числа и по данной дроби найти неизвестное число.
Действие над дробями: сложение, вычитание, умножение, четыре случая, умножение нескольких дробей, свойства произведения. Деление дробей /четыре случая/. Действия над обыкновенными именованными дробями.
Десятичные доли. Десятичная дробь. Изображение десятичной дроби. Приписывание ноля справа и слева. Обращение десятичной дроби в обыкновенную. Сравнение десятичных дробей. Изменение дробей от перемещения запятой вправо и влево.
Действия над дробями: сложение, вычитание, умножение /два случая/ и деление /два случая/.
Обращение обыкновенных дробей в десятичные /два способа/, конечная и бесконечная дробь. Периодическая: чистая и смешанная. Обращение периодической дроби в простую.
Метрическая система мер. Переход к русским мерам. Понятие о процентах и простейшие задачи для определения их.

Моторное дело
Вопросы задаваемые на репетициях и экзаменах в классах авио механиков при Морской Школе Высшего Пилотажа.
1.
Назначение двигателей вообще. Классификация двигателей по роду энергии и роду топлива.
Где применяются тепловые двигателя.
Кем изобретены первые тепловые двигатели без сжатия и когда.
Когда изобретен двигатель Бо-ле-Роша.
Отличие его от двигателя Ленуара.
Что называется полным циклом работы двигателя. Мертвые точки.
Что такое такт. Ход поршня. Название всех 4-х тактов.
Какой двигатель называется двигателем с длинным ходом поршня и с коротким ходом поршня.
Отличие двухтактного двигателя от четырех тактного.
Чему равняется давление одной атмосферы.
Определение понятия сжатия и разрежения.
Зная, что давление в цилиндре – 4 атмосферы и диаметр поршня - 10 сантиметров, вычислить, какое давление испытывает головка поршня.
Назначение цилиндра, поршня, коленчатого вала и картера.
Понятие о камере сжатия. Почему камера сжатия называется вредным пространством.
Какое количество отработанных газов остается в цилиндре и почему.
Какой толщины делаются стенки цилиндра.
Чему равняется давление цилиндра в конце сжатия.
Чему равняется давление газов в цилиндре после взрыва.
Как узнать ход поршня по коленчатому валу.
К чему нужен распределительный механизм.
Назначение клапанов и их составные части.
Какие бывают клапана.
Какое должно быть соотношение шестеренок на коленчатом и распределительном валах.
Как отличить кулачки, относящиеся к впускным и выпускным клапанам.
Какой двигатель называется двигателем простого действия, а какой двойного.
Понятие о силе, работе, мощности и лошадиной силе.
Как обозначается лошадиная сила.
Что такое эффективная и индикаторная мощность.
Как называется отношение эффективной мощности к индикаторной.
Все ли тепло, получаемое от сгорания паров бензина с воздухом внутри цилиндра, превращается в работу.
Сколько тепла поглощается охлаждением, выпуском и трением.
Назначение индикатора.
Теоретическая диаграмма. Понятие об индикаторной диаграмме и цели ее.
Что называется удельным весом какого-нибудь тела. Ареометры.
Сколько весит один кубический метр воздуха и один кубический метр воды.
Какой удельный вес бензина, употребляемого для авиационных моторов.
Дензиметр.
Нефть, добывание ее, способы перегонки. Продукты ее.
Составные химические части бензина.
Из чего состоит воздух.
Какая пропорция должна быть взята бензина и воздуха, чтобы получить полное сгорание смеси.
Назначение карбюраторов и первоначальная система их.
Требования, предъявляемые к карбюратору.
Главные части пульверизационного карбюратора.
Карбюратор Зенит. Подробное устройство его. Работа его.
Ознакомление с авиационным двигателем шестицилиндровым Аргусом.
Схема распределения.
Ознакомление с авиационным двигателем Фиат /шестицилиндровым/.
Схема распределения.
2.
Требования, предъявляемые к воздухоплавательным двигателям.
Удельный вес двигателя.
Классификация двигателей по расположению цилиндров.
Температура в цилиндре в разных точках работы мотора.
Для чего мотор охлаждают.
Понятие об охлаждениях: проточной водой, испарительном, воздушном, водяной и циркуляционном. Воздушное охлаждение. Принцип его.
На чем основано термосифонное охлаждение. Определение мощности данного вещества.
Как происходит охлаждение при помощи насоса.
Каких типов бывают насосы.
Какая температура должна быть входящей и выходящей из рубашек цилиндра воды.
Какая разница в устройстве труб при охлаждении термосифонном и помощью насосов.
Что такое радиатор. Назначение его.
Каких типов бывают радиаторы.
От чего вода в радиаторе закипает
Какими качествами должна обладать вода для охлаждения.
Как устранить накипь, образующуюся на стенках рубашек цилиндра и радиатора.
Что происходит от замерзания воды в рубашке цилиндра.
Из чего состоит незамерзающая смесь.
Понятие о трении. Что такое коэффициент трения. Чем уменьшить трение.
При какой температуре масла, употребляемые для смазки цилиндра, горят.
Какие бывают масла. Способ добывания минеральных масел. Удельный вес их.
Требования, предъявляемые к смазочным маслам.
Вязкость. Устройство прибора вязкозиметра Энглера для определения вязкости масел.
Понятие о температуре вспышки и воспламенения масел.
Подразделение минеральных масел и назначение их. Соляровое масло и гудрон.
Наретенное масло, машинное и цилиндровое. Гаргойль.
Какие бывают растительные масла.
Отличие медицинского касторового масла от масла, употребляемого для смазки авиационных моторов. Удельный вес касторового масла.
Животное масло.
Когда и в каком количестве прибавляется для смазки к маслам графит.
Какие бывают системы смазки.
Что может произойти от недостатка смазки. Как должны содержаться смазочные материалы.
Знакомство с масляной системой мотора Гном. Работа его.
Разборка, сборка масляной помпы насоса Сальмсон. Работа его.
Разборка масляной помпы мотора Рон. Работа его.
Полное знакомство с мотором Сальмсон НР 150.
Подробная разборка, сборка и регулировка его.
Назначение зажигания.
Каких видов бывает зажигание.
Зажигание переменным пламенем
- “ – путем накаливания
- “ – на отрыв.
Происхождение электричества.
Проводник и изоляторы.
Электричество положительное и отрицательное.
Понятие об электричестве статическом и гальваническом.
Отличие элемента от аккумулятора.
Что такое Ом, Вольт, Ампер, Уатт.
Определение магнетизма.
Магнитные силовые линии, полюса, нейтральные линии. Магнитное поле. Искусственные магниты.
Направление магнитных силовых линий.
Взаимодействие электричества на магнетизм.
Устройство электромагнита.
Индукция. Способ индуктировать ток.
Причина потери сил в магните.
Схема катушки Румкорфа.
Понятия о самоиндукции. Направления экстра токов.
Назначение конденсатора
Главные части магнето.
Устройство якоря. Толщина и длина обмоток.
Как присоединяются обмотки первичные и вторичные.
Назначение распределителя тока.
Устройство прерывателя системы Бош.
Отличие магнето четырех искрового от двухискрового.
Знакомство с магнето применяемому к 150 НР мотору Сальмсон.
Вычисление количества искр по имеющимся шестеренкам на магнето и моторах Гном-Моносупап, Рон и Сальмсон.
Схема работы магнето высокого напряжения для четырех-цилиндрового мотора.
Составные части двойного зажигателя и применение их.
Полное знакомство с моторами Рон 80, 110 и 125 НР.
Подробная разборка, сборка и регулировка их.
Знакомство с авиационным мотором Клерже.
Знакомство с авиационным мотором Испано-Суиза.

Программа по физике в классах авиа-механиков при Морской Школе Высшего Пилотажа.
1. Понятие о физическом теле. Предмет изучения физики и химии. Тела простые и сложные. Три состояния вещества. Переход тел из одного состояния в другое. Общее свойство тел: упругость, тяжесть и инерция.
2. Объем тел. Единица длины. Измерение поверхностей. Единица объема. Измерени объема тел. Вес тела. Весы. Единица веса. Удельный вес. Определение удельного веса тел.
3. О жидкостях. Свойства жидкости: их сжимаемость по сравнению с твердыми телами. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды и равновесие жидкостей в сообщающихся сосудах.
4. Закон Архимеда: следствия вытекающие из этого закона. Определение удельного веса на основании закона Архимеда.
5. О газах. Сжимаемость газов. Атмосфера и ее состав. Атмосферное давление и ее измерение. Манометр, барометр и барограф. Понятие о законе Бойля и Мариотта.
6. О теплоте. Температура. Расширение и сжатие тел. Термометр и его устройство. Термометр максимальный и минимальный. Понятие о термографе. Теплопроводность.
7. Влажность и понятие о ней. Ветер и происхождение ветра. Пассаты, муссоны, бризы. Способ наблюдения силы ветра и его направления. Флюгер Вильда и анемометр.
8. О силе и работе. Измерение силы. Единица силы. Динамометр. Сопротивление и точка приложения силы. Сложение сил одинакового и противоположного направления. Параллелограмм сил. Плечо.
9. Сила тяжести. Центр тяжести тела. Работа силы. Измерение работы. Единица работы. Мощность.

Программа по геометрии на курсах авиа механиков при Морской Школе высшего Пилотажа.
1/ Понятие о геометрическом теле, поверхности, линии - прямой, ломаной, кривой, правильной кривой; точке. Чем занимается геометрия. Понятие о геометрической фигуре.
2/ Понятие о плоскости, прямой, безконечной, конечной, отрезке, обозначении прямой, равенства ея в действиях над прямыми, знаки > и <. Перпендикуляр.
3/ Параллельные прямые – линия, секущая. Углы, полученные: внутренние и внешние. Попарно: соответственные, внутренние и внешние накрест лежащие, Односторонние, их свойства.
4/ Понятие So угла, обозначении и величине его, вершине, сторонах, прямой, тупой и острый угол. Смежные углы, вертикальные и их свойства. Перспектива угла.
5/ Треугольник: число сторон, вершин, углов, основание их. Косоугольный, тупоугольный и прямоугольный: разносторонний, равнобедренный и равносторонний. Биссектриса, высота и медиана в треугольнике. Катет и гиппотенуза.
6/ Окружность, круг, центр, радиус, диаметр, дуга и обозначение /R, r, D/, и их свойства. Секущая, хода, касательная, перпендикуляр (знак) и R. Сегмент, сектор.
7/ Зависимость между дугами и хордами и их расстояниями от центра. Свойства диаметра перпендикуляр (знак) и параллель (знак) к хорде. Равенство дуг и хорд.
8/ Концентрические и эксцентрические окружности. Понятие о симметричной точке, прямой, ось симметрии. Нахождение симметричных фигур относительно данной оси.
9/ Измерение углов и дуг. Единицы измерения. Угловой и дуговой градус. Существенная разница между ними. Обозначение градуса, минуты и секунды: °/’/”/. Обозначение прямого угла d и 2d.
10/ Транспортир. Определение углов в круге, центральный, вписанный и списанный угол. Дуга вмещает угол, угол опирается на дугу. Измерение центрального, вписанного, списанного, составленного касательной и хордой, опирающегося на диаметр.
11/ Внешний угол в треугольнике. Сумма углов в треугольнике. Равенство треугольников. Задачи на построение: а/ построить треугольник по трем сторонам а, в и с; б/ на прямой при точке А построить угол, равный данному углу, в/ угол разделить пополам, г/ прямой угол разделить на три равных части, д/ данный отрезок разделить пополам и восстановить перпендикуляр из его середины, е/ восстановить перпендикуляр к прямой из любой точки, ж/ по данной точке опустить перпендикуляр на данную прямую, з/ провести через точку и прямую параллельную данной прямой.
12/ Многоугольник, стороны и вершины его: периметр, диагональ, внешние и внутренние углы. Сумма углов многоугольника, число диагоналей из одной вершины. Параллелограмм и все его свойства. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства. Трапеция равнобедренная.
13/ Вписанные и описанные многоугольники. Когда можно вписать и описать окружность в четырехугольник. Разница между R (большим) и r (малым). Четыре замечательные точки в треугольнике. Правильные многоугольники и их построение.
14/ Понятие о площади, равновеликие фигуры. Площадь квадрата, прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции и правильного многоугольника. Площадь круга.
15/ Понятие об объеме. Грань, ребро, двугранные углы, линейный угол. Призма, пирамида, их объемы. Цилиндр, конус и шар. Определение /поверхностей/ и объемов.


Прошло сто лет...
И сколько "инженеров", пришедших ко мне на обучение, это знают?! Единицы...
Спасибо сказали: Николай Левкин, Сигаев Владимир

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 01 фев 2019 16:04 #18140

  • Игорь Ларьков - 86
  • Игорь Ларьков - 86 аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Администратор
  • Сообщений: 2821
  • Спасибо получено: 639

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 01 фев 2019 17:44 #18141

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 4570
  • Спасибо получено: 703

Игорь Ларьков - 86 пишет: к вопросу о музеях ok-inform.ru/szfo/ka...6-v-chkalovske-ne-nashlos-mesto-muzeyu-voennoj-aviatsii.html


Совсем не веселая судьба Музея героической истории летчиков Балтики в Калининградском Чкаловске. Хочется надеяться, что официальное обращение к новому командующему ДКБФ и новому губернатору поможет сохранить то, что осталось.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 01 фев 2019 18:23 #18143

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 4570
  • Спасибо получено: 703

Анастасия пишет: Программа по аэропланному делу на курсах авио-механиков при Морской Школе Высшего Пилотажа (1919 год)........[/i]


Спасибо Анастасия! Интересная программа..... любопытно читать.

4. Парусные поверхности: а/ Главные несущие парусные поверхности, их назначение и устройство., б/ Хвостовое оперение. Хвостовые ведущие парусные поверхности, их назначение.
Парусные поверхности..... наверно от того что материал был парусный на крыльях.

5. Рули управления: а/ Руль глубины и руль поворота; ..
Понятия морские. Первые конструкторы были по образованию морскими инженерами. Они внедряли названия лонжероны, нервюры, стрингеры и т. д.......

б/ Руль поперечной устойчивости: элероны обыкновенные и двойного действия, их работа; гоширование или искривление плоскостей, неудобства этого вида управления.
Удивило понятие "Гоширование" - (gauchissement, фр. - искривленность) - управление креном самолета путем перекашивания (деформации) плоскости крыла. Применялось на первых самолетах, не имевших элеронов (планер Отто Лилиенталя - сморщивание, укорочение одной из несущих полуповерхностей , самолет братьев Райт - деформация крыла в спираль, Ньюпор-4 и др.)
Нам такое не учили, И хорошо....

14. Аэродинамическая труба: ее устройство и назначение.......
Служба капота и колпака.

Трубу уже тогда изучали..... и службу капота и колпака...., что нас обошло.

Программа по арифметике на курсах авиамехаников - пропустим. Здесь числа и дроби.

Моторное дело
Вопросы задаваемые на репетициях и экзаменах в классах авио механиков...
Зная, что давление в цилиндре – 4 атмосферы и диаметр поршня - 10 сантиметров, вычислить, какое давление испытывает головка поршня.

Кто нибудь сможет вычислить ???? :biggrin:

Вычисление количества искр по имеющимся шестеренкам на магнето и моторах Гном-Моносупап, Рон и Сальмсон.
Задачка то не простая.....

Программа по геометрии на курсах авиа механиков при Морской Школе высшего Пилотажа.
4/ Понятие So угла, обозначении и величине его, вершине, сторонах, прямой, тупой и острый угол. Смежные углы, вертикальные и их свойства. Перспектива угла.
5/ Треугольник: число сторон, вершин, углов, основание их. Косоугольный, тупоугольный и прямоугольный: разносторонний, равнобедренный и равносторонний. Биссектриса, высота и медиана в треугольнике. Катет и гиппотенуза.
6/ Окружность, круг, центр, радиус, диаметр, дуга и обозначение /R, r, D/, и их свойства. Секущая, хода, касательная, перпендикуляр (знак) и R. Сегмент, сектор.
15/ Понятие об объеме. Грань, ребро, двугранные углы, линейный угол. Призма, пирамида, их объемы. Цилиндр, конус и шар. Определение /поверхностей/ и объемов.

Ну тут просто валили ребят окружностями и касательными....:biggrin:
Спасибо сказали: Анастасия

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 06 фев 2019 18:49 #18194

  • Евгения
  • Евгения аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 587
  • Спасибо получено: 852

Игорь Ларьков - 86 пишет: к вопросу о музеях ok-inform.ru/szfo/ka...6-v-chkalovske-ne-nashlos-mesto-muzeyu-voennoj-aviatsii.html

"...Однако убеленные сединами ветераны не сдаются..." - главное в этом тексте. А мы?
Спасибо сказали: Анастасия

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Исторические хроники 06 фев 2019 20:54 #18195

  • Странник
  • Странник аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Администратор
  • Павел Нижегородцев
  • Сообщений: 2859
  • Спасибо получено: 691

Евгения пишет:

Игорь Ларьков - 86 пишет: к вопросу о музеях ok-inform.ru/szfo/ka...6-v-chkalovske-ne-nashlos-mesto-muzeyu-voennoj-aviatsii.html

"...Однако убеленные сединами ветераны не сдаются..." - главное в этом тексте. А мы?

А Вы - тем более! :35:
Спасибо сказали: Анастасия

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Я всегда знаю, что делать. Вопрос только в том, куда прятать тела....
Работает на Kunena форум