Дни рождения

  • Выпуск 1980 года! (38)
  • Выпуск 1982 года! (36)
  • Выпуск 1984 года! (34)
  • Выпуск 1986 года! (32)
  • Гнездилов Евгений Григорьевич Завтра (50)
  • Кастрыба Александр Владимирович Завтра (57)
  • Косарев Александр Михайлович Завтра (65)
  • Семивеличенко Владимир Ильич Завтра (71)

Вы не авторизованы.

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: История училища

История училища 20 мая 2018 19:15 #13476

  • Анастасия
  • Анастасия аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 109
  • Спасибо получено: 213
Подарки из РГА ВМФ Санкт-Петербурга:

Два условно свободных дня в Питере были посвящены Российскому Государственному Архиву Военно-Морского Флота.

РГА ВМФ третий архив, после РГВА и Центрального Архива Министерства Обороны, в которых мне удалось поработать. И самый дружелюбный к исследователям. Документы заказала по интернету, найдя всё необходимое по электронным описям архива.

Уже больше года в РГВА не удавалось обнаружить врхи важные документы: приказы Революционного Военного Совета Республики, а затем и СССР, касающиеся 3-я Военной Школы Летчиков и Летчиков-Наблюдателей им. К.Е.Ворошилова, а также Военной Школы Летчиков-Наблюдателей им. К.Е.Ворошилова и Военной школы Воздушного боя, в результате слияния которых и была сформирована 3 ВШЛиЛН. К сожалению, приказы не собраны в одном месте, а рассредоточены по разным фондам. Качество перенесённых на микропленки документов столь низкое, что, даже в трудом найденных делах, не позволяет ничего прочитать.

В прошлый вторник, первый раз пришла в РГА ВМФ, взяла заказанные документы и, скорее, ради спортивного интереса, поинтересовалась про приказы РВСР и РСВ СССР. Меня сразу же направили в библиотеку РГА ВМФ. Библиотечная Архивная Фея выслушала, взяла три листочка формата А3, на которых Женя трогательно собрала в единую таблицу все номера приказов касающихся трех наших лёток, которые мне удалось найти за полтора года работы в РГВА. В результате, в эту пятницу в читальном зале РГА ВМФ меня ждали 8 (!) томов сборников приказов РВСР и РВС СССР. Некоторые из них толщиной более 15 см, при этом количество листов в одном сборнике могло превышать 1500 листов. И в каждом томе заботливо разложены закладки с номерами столь необходимых приказов! Огромное спасибо и низкий поклон сотрудникам РГА ВМФ!

Кое-что из вновь найденных приказов нужно будет копировать: вот здесь и пригодится ваша, по беличье заныканная, финансовая помощь! Но некоторыми приказами просто не могу с вами не поделиться:

Приказ РВСР № 641, 28 марта 1923 г., Москва
При сем объявляется перечень № 14 дней годовых праздников войсковых частей.
Заместитель Председателя РВСР Э.Склянсий, (по Штабу РККА)
Перечень № 13
Дней годовых праздников войсковых частей


Начальник Штаба РККА Лебедев
Комиссар Штаба РККА Данилов

Уже давно стало ясно, что 3 ВШЛиЛН путают с 3 ВШЛ (она же Высшая школа Красных Военных летчиков, она же Московская школа авиации). Нижеприведённые приказы являются железобетонными фактами, объясняющие судьбу это, ещё дореволюционной, школы:
Приказ РВСР № 55, 4 января 1923 г., Москва
1. Приказом РВСР 1920 г. № 346 (в отношении Московской школы авиации). 2184 (в части, касающейся штата школы), 2331, 2564, 1921 г. №№ 347, 484 (лит. а в п.2 в части касающейся летной школы авиации № 1), 1590, 2475 (п. 2 в части, касающегося курсов пилотов-аэронавтов), 2721 и 1922 г. №№ 417, 670 (в части, касающейся штатов школы военных и морских летчиков-наблюдателей), 1342, 1402, 1883 и 2107 – отменить с 1-го октября 1922 г.
2. Ввести в действие, с 1-го октября 1922 года, объявляемые при сем штаты:
А) высшей военно-воздухоплавательной школы;
Б) Высшей школы Красных Военных летчиков;
В) высшей военной школы летчиков-наблюдателей Воздушного Флота;
Г) высшей военной авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания;
Д) военной школы летчиков;
Е) школы пилотов-воздухоплавателей


Заместитель Председателя РВСР Э.Склянсий, (по Штабу РККА)


«Утверждается» 21 декабря 1922 года
Заместитель Председателя РВСР Э.Склянсий

Приказ РВСР № 641, 28 марта 1923 г., Москва
При сем объявляется перечень № 14 дней годовых праздников войсковых частей.
Заместитель Председателя РВСР Э.Склянсий, (по Штабу РККА)
Перечень № 13
Дней годовых праздников войсковых частей




2. Приказы РВСР 1922г. № 2701, 1923 г. №№ 53, 225 п.2. 226 п.2, 595, 1099, 1132, 1240, 1324, 1711 и РВС СССР 1923 года №№ 2042, 2206, 1924 года №№ 298 п.2 и 680 с 1-го марта сего года отменить.
3. С того же числа ввести в действие объявленные при сем штаты:
а) 1 и 2-ой Военных Школ Летчиков
б) 3-й Военной Школой Летчиков
в) Военной Школой Морских Летчиков имени Л.Д.Троцкого
г) Военной Воздухоплавательной Школой
д) Военной Школой воздушного боя
е) Военной Школы Летчиков-Наблюдателей
е) Военно-Технической Школы Военных Воздушных сил РККА
Заместитель Председателя Реввоенсовета СССР Уншлихт.
(По Главному Управлению РККА)

Приказ РВС СССР № 1148, 30.11.1925 год, Москва
1. 3-ю военную школу летчиков расформировать, обратив личный состав и имущество расформированной школы на пополнение 1 и 2 военных школ летчиков.
2. Ввести в действие объявляемый при сем штат Военно-Воздухоплавательной школы имени О.Д.В.Ф. Северо-Западной области и перечень дополнений и изменений в штатах военно-воздушных сил РККА.
3. Мероприятия, указанные в п.п. 1 и 2 настоящего приказа, считать введенными в действие с 1-го ноября 1925 года.
4. Для окончательной ликвидации 3-ей военной школы летчиков, на срок с 1-го ноября по 1-е декабря 1925 г. распоряжением Начальника Военных Воздушных сил РККА из штатного состава расформировываемой школы создать ликвидационную Комиссию, установив на тот же срок соответствующий некомплект в 1-й и 2-й школах военных летчиков.
5. Приказы РВС СССР 1925 г. №№ 214 и 672, касающейся штатов 3-й военно школы летчиков и военно-воздухоплавательной школы имени О.Д.В.Ф. Северо-Западной области с 1 ноября 1925 года отменить.
Заместитель Председателя Реввоенсовета СССР Уншлихт.
(По Главному Управлению РККА).

Приказ РВС СССР № 95, 23 февраля, 1927 года, Москва
1. Ввести в действие с 1-го марта 1927 года объявленные при сем штаты военно-учебных заведения ВВС РККА:
№ 20/17 – Военно-Теоретической школы ВВС РККА
№20/18 -!-й Военной школы летчиков им. тов. Мясникова
№ 20/19 – 2-ой Военной школы летчиков им. ОСО АВИАХИМа СССР
№ 20/20 - Военной Школы Морских Летчиков им. Л.Д.Троцкого
№ 20/21 – Военной Школы Воздушного боя
№ 20/22 – Военной Школы Специальных служб ВВС РККА
2. Приказы РВС СССР 1924 г. №№ 837, п.2, 1465, 1925 г. №№ 214, 672 и 1148 с того же 1-го марта 1927 года отменить.
Народный Комиссар по Военным и Морским Делам и Председатель РВС СССР Ворошилов
(По Главному Управлению РККА).

Ну и на закуску:

№ 280, 31 августа 1928 год, Москва
1. Переформировать к началу 1928/29 года Военную Школу Летчиков-Наблюдателей им. К.Е.Ворошилова и Военную школу Воздушного боя в одну школу по объявленному штату, присвоив новой школе наименование 3-я Военная Школа Летчиков и Летчиков-Наблюдателей им. К.Е.Ворошилова.
2. В связи с ликвидацией Военной школы Летчиков-Наблюдателей, охрану Ленинградского Комендантского аэродрома в противопожарном отношении возложить на Военно-Теоретическую школу ВВС РККА, для чего с 1 сентября 1928 года в штат последней (приказ РВС СССР 1928 г. № 92, штат 20/17) включить пожарную команду по объявляемому при сем дополнительному штату.
3. Отменить объявленные при приказе РВС СССР 1928 № 92 штаты: 20/16 Военной Школы Летчиков-Наблюдателей им.К.Е.Ворошилова и № 20/21 Военной Школы Воздушного боя.
4. Означенные в п.п. 1 и 3 настоящего приказа мероприятия ввести в действие с 1 октября 1928 года.
Народный Комиссар по Военным и Морским Делам и Председатель РВС СССР Ворошилов
(По Главному Управлению РККА).


Ваша, Архивная Маньячка
Вложения:
Спасибо сказали: Евгения, Николай Левкин, Сергей Трифонов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Крайннее редактирование: от Анастасия.

История училища 21 мая 2018 18:09 #13508

  • Евгения
  • Евгения аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 485
  • Спасибо получено: 655

Анастасия пишет: Уже давно стало ясно, что 3 ВШЛиЛН путают с 3 ВШЛ (она же Высшая школа Красных Военных летчиков, она же Московская школа авиации). Нижеприведённые приказы являются железобетонными фактами, объясняющие судьбу этой ещё дореволюционной школы...

Насть, ну, у нас-то уже давно есть исторически формуляр этой школы :109: Я ж сама его и переписывала )))) и тихонечко радовалась своей интуиции: я сразу говорила, что собака у нас зарыта в Петроградской школе, а не в Московской... так и получилось :116:
Спасибо сказали: Странник, Николай Левкин, Анастасия

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 21 мая 2018 18:32 #13511

  • Плюснин Михаил
  • Плюснин Михаил аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 805
  • Спасибо получено: 87
В феврале 1927-го утверждаются штаты:
"№ 20/20 - Военной Школы Морских Летчиков им. Л.Д.Троцкого"
В январе 28-го, высылка в Алма-Ату, еще через год - из СССР.

"№ 20/22 – Военной Школы Специальных служб ВВС РККА" - а силы специальных операций не оттуда? :biggrin:
Спасибо сказали: Николай Левкин, Анастасия

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

— И, Боже вас сохрани, — не читайте до обеда советских газет!
— Гм... Да ведь других нет.
Крайннее редактирование: от Плюснин Михаил.

История училища 21 мая 2018 20:26 #13514

  • Анастасия
  • Анастасия аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 109
  • Спасибо получено: 213
Женя, про исторический формуляр помню. Но, приказ РВСР есть приааз РВСР.
Михаил, к сожалению, мне не удалось заказать копию исторического формуляра школы спецслужб, это дело, где нуно было делать копии больше, чем 100 листов. Через 0,5 гола возьму и переписывать буду. Платить двойной тариф жаба душит.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 25 мая 2018 11:34 #13608

  • Евгения
  • Евгения аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 485
  • Спасибо получено: 655
Нужна помощь! Может кто-нибудь помочь разобрать рукописный текст на первом листе?




Вот, что сама смогла прочесть:

Учебный отдел
Учебное отделение
Ноябрь 1921 г.
Начальнику Штаба Главначвоздухфлота
Доклад.

На основании приказа Р. В. С. Р. от 19 сентября с/г за № 2038/350/совершенно секретно должна быть срочно сформирована Школа Воздушной Стрельбы и Бомбометания. Учебный отдел не считает наиболее интересующим местом для вновь формируемой школы гор. Ростов Ярославский.
в выборе места для вновь формируемой Школы остановился на гор. Ростове Ярославском по следующим соображениям: во 1) близкое расстояние до центра, что очень важно в отношении снабжения особенно для вновь формируемой школы (единственной по своему разряду в Республике), во 2) наличие ... большого озера ...., что позволяет расположить гидрочасть школы и расположить тир ..., а также ... и в 3) малое количество войсковых частей, расположенных в городе.
Для выполнения условий расквартирования в названном городе Школы Учебный отдел находит необходимым срочно командировать в город Ростов инструктора Московской Авиашколы Красного Военного Летчика тов. Ефремова наиболее соответствующим инструктора Московской Авиашколы Красного Военного Летчика тов. Ефремова, который просит разрешения на срочную командировку тов. Ефимова в г. Ростов. Для выполнения вышеизложенной задачи, учебный отдел просит разрешить срочно командировать в гор. Ростов.
Нач. учебного отдела
Нач. учебного отделения
Костоусев.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 03 июнь 2018 14:19 #13753

  • Евгения
  • Евгения аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 485
  • Спасибо получено: 655
Штурманское училище, как Святой Грааль: многие про него слышали, но никто никогда не видел


Вложения:
Спасибо сказали: Странник, Кольцов Михаил Львович, Николай Левкин, Анастасия, Сергей Михерский

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 03 июнь 2018 22:24 #13767

  • Николай Левкин
  • Николай Левкин аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 3292
  • Спасибо получено: 497
Евгения про сообщение 13608.... Сравнивал тексты оригинала и Ваш. По прочитанному, вы "прочитали" все точно. Если ни кто не откликнулся ... значит "перевод" верный.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 04 июнь 2018 08:00 #13775

  • Евгения
  • Евгения аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 485
  • Спасибо получено: 655
Спасибо, что посмотрели текст!


Николай Левкин пишет: Если ни кто не откликнулся ... значит "перевод" верный.

Хорошо бы, если так... :69:

Кстати, по поводу фотографии. Ужасно жаль, что фамилии не читаются, но такого качества фотография была найдена в Интернете. Спасибо Андрею Черкасову, который, кстати, помогал со съемками в музее училища. А еще Андрей занимается Гагариным. Вот один из его материалов:
Гагарин на Оренбургской земле
Спасибо сказали: Олег Шмарко, Николай Левкин

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 04 июнь 2018 18:47 #13793

  • Свирепый
  • Свирепый аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Захожу иногда
  • Головин Сергей
  • Сообщений: 1306
  • Спасибо получено: 84
В апреле выкладывал ссылку на фильм о Гагарине, построенный на интервью-воспоминаниях его однокашников по школе, техникуме в Саратове и ОВВАКУЛ. Так как фильм на английском, наверное, никто не посмотрел.
Там есть интервью и с Колосовым, о котором упоминается в тексте Андрея Черкасова (по ссылке).
Колосов рассказывает об инциденте, который приключился с Юрием во время пребывания в училище.
Опишу позже.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Пёс-молчун на дворе не слуга

История училища 04 июнь 2018 20:22 #13799

  • Сигаев Владимир
  • Сигаев Владимир аватар
  • Не в сети
  • Гость
  • Гость
  • Сообщений: 24
  • Спасибо получено: 40
В "Военном обозрении" фотографию опубликовал в комментариях Авиатор_(Сергей) 24 марта 2018 19:25 , в статье "Из истории штурманской службы ВВС России"
topwar.ru/138442-iz-..._referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffrom%3Dsearchapp
Там и профиль его есть и связаться с ним, наверное, можно.
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 14 июнь 2018 08:51 #14059

  • Анастасия
  • Анастасия аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 109
  • Спасибо получено: 213
Александр Лукьянов (ИВАК, www.airaces.ru/about/ ) прислал нам подарок:

Вложения:
Спасибо сказали: Странник, Евгения, Кольцов Михаил Львович, Николай Левкин, Сергей Трифонов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 12 июль 2018 15:11 #14843

  • Анастасия
  • Анастасия аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 109
  • Спасибо получено: 213
Нам ещё подарок от Александра Лукьнова!





zen.yandex.ru/media/...-nelegko-karelskii-miatej-belofinov-5b460ee9a6187000a99259b3
Вложения:
Спасибо сказали: Евгения, Николай Левкин, Вячеслав Иванов, Сергей Трифонов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 22 июль 2018 21:38 #15111

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Новый участник
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 32
  • Спасибо получено: 45
Уважаемые выпускники!

Во-первых, я хотела бы выразить своё восхищение двум присутствующим здесь девушкам Евгении и Анастасии! :102:

Ими проделана просто колоссальная работа по поиску и выявлению исторических документов, которую далеко не каждый может оценить. Колоссальная! Я знаю, о чём говорю.

Во-вторых, я своим друзьям морским лётчикам, вашим однокашникам, пообещала несколько лет назад, что я привяжу неубиенными доказательствами (документами) историю ОВВАКУЛ к Морской Авиации.

Все прекрасно знают, что училище десятки лет посылало своих выпускников в ВВС флота, можно сказать, работало на флот. Но формально как у нас в военном деле? Нет приказа, и нет проблемы. Если училище (а ранее школа) не входила в систему учебных заведений ВМФ, оно никогда и не будет упоминаться в профильной литературе. Это несправедливо.

Пришло время исправить эту несправедливость.

То, что я сейчас опубликую, лишь часть от проделанной работы. Но я спешу это сделать, чтобы помочь разобраться в самой запутанной части "древней" истории - со школой лётчиков-наблюдателей. Надеюсь, что выкристаллизованные факты помогут всем вам понять, что же это было.

Школа лётчиков–наблюдателей

Поскольку с первых шагов Авиации её главной задачей являлась воздушная разведка, а пилотирующие лётчики не могли одинаково хорошо выполнять два дела (управление самолётом и наблюдение), то и лётчики–наблюдатели сразу стали полноправными членами экипажей самолётов–разведчиков. На первых порах это были хорошо подготовленные в оперативно-тактическом плане офицеры, которые были способны вести визуальное наблюдение, оценивать обстановку и наносить её на карты, при этом они могли дополнительно производить аэрофотосъёмку. Хотя иногда этим занимались специально подготовленные аэрофотосъёмщики, поскольку качественные аэрофотографические длиннофокусные аппараты были сложными и чрезвычайно громоздкими и требовали для обслуживания отдельного оператора.

По мере усовершенствования самолётов, увеличения радиуса их действия и усложнения способов боевого применения, обязанности летнабов значительно расширились. Поэтому они нуждались в специальной подготовке по навигации, метеорологии, аэрофотосъёмке, связи, применению бортового оружия, корректировке огня и многому другому. Тем не менее во время Первой мировой войны, когда количественный состав боевой авиации быстро разрастался, а офицеров не хватало, обязанности летнабов стали выполнять нижние чины, в нынешней терминологии бортмеханики и стрелки–бомбардиры. Эти специалисты проходили подготовку на краткосрочных курсах, были людьми военными и вполне успешно справлялись со своими задачами.

Указанная практика была широко распространена и в Морской Авиации, где гораздо важнее было быть моряком и уметь ориентироваться в обстановке на море (образно: отличать с большой высоты линкор от канонерки), а также иметь хорошую техническую подготовку, чтобы починить неисправность при вынужденной посадке на воду. Морлетнабами летали получившие авиационное образование морские офицеры, по каким-то причинам не ставшие пилотирующими лётчиками, а ещё чаще авиационные унтер-офицеры, кондукторы и матросы–механики.

Подготовкой офицеров летнабов для Воздушного флота действующей армии стали целенаправленно заниматься в 1916 г. Для этого 10 декабря 1915 г. в Киеве была сформирована Военная школа летчиков-наблюдателей с шестимесячным курсом обучения, которая первый выпуск 20 офицеров произвела в августе 1916г., а за ним ещё один или два. Известно, что в этой школе летнабовское образование получил морской лётчик В. П. Антоненко, выпускник и начальник ОШМА, но он был исключением в авиации флота. К 1 сентября 1917 г. школа перебазировалась в Евпаторию (374 чел.), но была расформирована 5 мая 1918 г. перед угрозой захвата немецкими войсками.

После Октябрьского переворота и временной передышки летом 1918 г. война в России вспыхнула с новой силой. В первых советских авиаотрядах обязанности летнабов обычно выполняли авиационные механики и мотористы, хотя нередко на должности лётчиков–наблюдателей принимали и «царских» офицеров. Но квалифицированных летнабов по понятным причинам не хватало. А для бывшей столицы империи г. Петрограда защита с воздуха осталась не менее, а может и более актуальной задачей, чем в мировую войну.

Поэтому осенью 1918 г. со стороны Центрального коллектива коммунистов Петрограда был поднят вопрос о создании специальной Школы коммунистов лётчиков–наблюдателей авиаработников. Она формировалась в инициативном порядке как региональное учебное заведение силами группы коммунистов Союза коммун Северной области . Инициатива нашла поддержку со стороны представителей высшего руководства Авиацией и региональных руководителей ВВФ РККА в округах. Так, например, 18 октября в Реввоенсовет Республики обратился начальник Полевого управления и главный комиссар авиации А. В. Сергеев с просьбой о сформировании такой школы.
Спасибо сказали: Игорь Ларьков - 86, Николай Левкин, Вячеслав Иванов, Сергей Михерский

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 22 июль 2018 21:40 #15112

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Новый участник
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 32
  • Спасибо получено: 45
В развитие идеи начальник Управления ВВФ Ярославского военного округа морской лётчик Анабае<…> (неразб.) обратился к начальнику Главвоздухфлота А. С. Воротникову (исх. от 25.11.1918 г.) с ходатайством о создании такой школы «для всей Советской России» (т. е. государственную школу центрального подчинения). К своему обращению он приложил проект штатов и Положение о Школе коммунистов лётчиков–наблюдателей. По Положению о школе она должна была подчиняться Управлению РКК ВВФ. Набор слушателей производился из числа коммунистов и им сочувствующих с целью «дать Советской России надежных и верных авиаработников», подготовить знающих и опытных летчиков-наблюдателей .

По приказу РВСР № 96 от 15.01.1919 г. в Петрограде (на ул. Фурштатской, д. 24) была сформирована Военная школа лётчиков–наблюдателей (ВШЛН) Рабоче-крестьянского Военного воздушного флота для подготовки летчиков–наблюдателей по прилагаемому к приказу штату. На её организацию были обращены личный состав и имущество Школы лётчиков–наблюдателей, организованной в Петрограде Центральным коллективом коммунистов. В школе имелось 127 чел. личного состава (в т. ч. 6 руководителей /преподавателей/ по предметам), из них 50 чел. учащихся. Начальником школы являлся А. Н. Смирнов, а среди преподавателей школы был В. В. Лукинский, один из первых морских лётчиков (1914 г.) с большим боевым опытом. Кроме того, при школе полагалось иметь авиационный отряд, содержащийся по своему штату, объявленному приказом РВСР № 220 от 13.11.1918 г. (в этом приказе содержится только один штат авиационного отряда авиадивизиона стрелковой дивизии). Всего в отряде 101 чел. личного состава, из них 6 лётчиков, включая командира отряда, и 3 летнаба при 6 самолётах.

Однако в действительности этот проект реализовать в полной мере не получилось. ВШЛН была небольшим учебным заведением, и в осаждённом Петрограде самостоятельно развиваться ей было крайне затруднительно. Теоретическая подготовка при таком скромном штате могла быть только начальная, особенно с учётом общего образования учеников. Организовать должным образом практическую лётную подготовку за отсутствием бензина было невозможно. Тем не менее 15 февраля 1919 г. состоялся первый выпуск 30 лётчиков–наблюдателей. Однако звания, по решению начальника Главвоздухфлота А. С. Воротникова, им могли быть присвоены только после 10 час. «работы на фронте» .

К лету 1919 г. в Москве были созданы Авиационные курсы для подготовки командного состава Военного воздушного флота РККА (Московские АККС), начальник – военлёт Шкарин. Но их деятельность на стадии становления вызвала массу нареканий со стороны начальника Полевого управления авиации А. В. Сергеева . Вскоре курсы были реорганизованы, приказом РВСР № 881 от 22.05.1920 г. введены с 13 мая штат и Положение Московских АККС. Они являлись отдельной строевой частью, имели 200 чел. постоянного состава, включая лётное отделение 34 чел. (6 лётчиков и 6 самолётов), и 125 курсантов и слушателей. Курсы имели следующие задачи: подготовка красных лётчиков–наблюдателей; подготовка лиц, имеющих звание военлётов и военлётнабов, но не имеющих достаточного образования, для занятия ими командно-административных должностей в Красном воздушном флоте.

Тем временем ещё в январе 1919 г. тогда заведующий 1-ми Петроградскими пехотными курсами П. Н. Гусаковский возбудил перед руководством ГУ ВУЗ и Главвоздухфлота ходатайство об организации в Петрограде авиационных курсов . По сути ходатайства было отказано, поскольку в это время уже имелась Петроградская ВШЛН и формировались Московские АККС аналогичного профиля. Но в дальнейшем к этому вопросу вернулись, а Гусаковский тогда уже занимал должность сначала инспектора (с сентября 1919 г.), а затем и помощника начальника (январь 1921 – март 1923 гг.) Управления ВУЗ Петроградского военного округа. С его подачи начальник Управления ВУЗ Петроградского ВО тов. Джикия проявил инициативу и заинтересованность, чтобы добиться-таки открытия упомянутых курсов следующим образом.

По приказу РВСР № 2645 от 02.12.1920 г. и распоряжению ГУ ВУЗ открылось Авиационное отделение при Петроградской пехотной школе (АО ППШ), действующее по штату и Положению, введённым приказом РВСР № 881 от 22.05.1920 г. для Московских АККС. В пользу такого решения, по-видимому, сыграло то, что существовавшая 1,5 года ВШЛН проявила свою жизнеспособность, а её личный состав – хорошие деловые качества, не смотря на все лишения. Так что Военная школа лётчиков–наблюдателей была обращена на создание АО ППШ, которое считалось сформированным к 23 февраля 1921 г. и приступило к занятиям (в 1927 г. дата назначена «днём части»). Должность начальника АО ППШ исполнял военный лётчик–наблюдатель Н. И. Скворцов, ранее преподававший специальные дисциплины (аэронавигация, воздушная разведка и пр.), а 27 января он был утверждён в должности.

Сама 1-я Пехотная школа имеет долгую и славную историю, однако она останется за пределами настоящего очерка . К сожалению, уже с 13 марта всему личному составу авиаторов вместе с пехотинцами пришлось пройти боевое крещение при подавлении Кронштадтского мятежа.

П. Н. Гусаковский внимательно следил за своим детищем и в апреле докладывал об его успехах своему начальнику УВУЗ Петроградского ВО тов. Джикия, что Авиационное отделение «ведет правильные занятия», при этом соблюдая «образцовый порядок и чистоту» . Это сыграло решающее значение, когда встал вопрос о ликвидации одного из двух совершенно одинаковых учебных заведений: АО ППШ или Московских АККС. На базе одного из них предстояло создать самостоятельную профильную школу лётчиков–наблюдателей.

По приказу РВСР № 970 от 23.04.1921 г. в состав АО ППШ были «влиты» Московские АККС, и учебное заведение было переформировано и с 12.07.1921 г. переименовано в Военную школу лётчиков–наблюдателей (ВШЛН), базирующуюся в Петрограде. При этом ВШЛН от Московских АККС достались техническое оборудование классов и авиационный отряд – 6 самолётов (2 «Вуазена», 3 «Лебедя» и 1 неисправный «Марчет»). Уже к августу школа была полностью оборудована, а авиационный отряд составляли 14 самолётов с опытными инструкторами–лётчиками. Курс обучения был установлен 1,5 года, причём для проведения занятий приглашались в качестве приватных преподавателей 5 профессоров и 12 опытных педагогов других учебных заведений.

В 1921 г. школа произвела уже полноценный, как считалось, 1-й выпуск 15 летнабов и 20 морлетнабов. Причём в это время она уже дислоцировалась на Петроградской стороне, ул. Большая Ружейная, д. 15а (ныне ул. Мира, д. 15).

Спасибо сказали: Игорь Ларьков - 86, Николай Левкин, Вячеслав Иванов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 22 июль 2018 21:49 #15113

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Новый участник
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 32
  • Спасибо получено: 45
Но к концу года личному составу ВШЛН пришлось пережить последнее испытание Гражданской войны. По предписанию Петроградского Управления ВУЗ № 195/с от 26.12.1921 г. из состава школы было выделено авиационное звено (2 самолёта) под командованием морвоенлёта А. И. Томашевского в состав авиагруппы войск РККА для участия в боевых действиях в Карелии. Здесь на ряде территории было поднято восстание против советской власти, активно поддержанное со стороны Финляндии. Звено на самолётах Ansaldo A.1 «Balilla» ВШЛН было направлено на станцию Кемь и должно было осуществлять разведывательные полёты и аэрофотосъёмку в период 27.01-10.02.1922 г. Из-за очень сильных морозов, непогоды и плохого технического снабжения самолёты обледеневали, постоянно ломались, из-за этого действия всей авиагруппы оказались мало эффективными. Но личный состав работал самоотверженно и, к счастью, все вернулись живыми.

В новом 1921–1922 учебном году в школе появились два отделения: 8 слушателей и 61 курсант бывшего АО ППШ и 17 слушателей и 22 курсанта из АККС. 2-й выпуск был произведен в 1922 г.: 1 марта – 19 чел. со званиями летнабов и красных командиров, 15 марта – ещё 15 красных командиров, обучавшихся по программам лётчиков-наблюдателей. К 15 апреля из оставшихся 79 курсантов сформировали 3 отделения: младшее, среднее и старшее, которое стало 3-м выпуском в конце года. В 1922 г. среди выпускников было ещё 20 морлетнабов.

В феврале 1922 г. над школой взял шефство Петроградский Мыловаренно–жировой трест для оказания посильной помощи, и ей выделено подсобное хозяйство в совхозе Екатерингоф у ж/д ст. Остров.

В 1922 г. произошло весьма знаменательное для Морской Авиации событие, связанное с преобразованием этой школы. Приказом РВСР №670 от 18.03.1922 г. (с отменой приказов РВСР № 881 от 1920 г. и № 2645 от 02.12.1921 г.) введены в действие с 11.03.1922 г. Положение и штат Школы военных и военно-морских лётчиков – наблюдателей (ШВиВМЛН) в подчинении ГУ КВФ. Школа составляла отдельную строевую часть. Позднее 11 марта было назначено «днём части». Всего в штате имелось 462 чел., из них 100 сухопутных и 50 морских слушателей. Установленный срок обучения был до 1,5 лет.
В этом штате имелись характерные для школ того времени подразделения, среди которых имеется учебно-лётная часть. В её задачи входят:
а) ведение практических занятий с курсантами;
б) практические занятия с самолётами, моторами и пулемётами;
в) обучение бомбометанию, пулемётной стрельбе, воздушной сигнализации, аэрофотографии и аэронавигации, обращению с картами и приборами, радиотелеграфом;
г) ознакомление с последними достижениями авиации;
д) производство опытов поверки на практике открытий и изобретений в области авиации.

Для выполнения поставленных задач организуются классы по специальностям: фотографический, аэронавигационный, пулемётный, радиотелеграфный, воздушных наблюдений и корректировки стрельбы, бомбометания, моторов, морского дела. В учебно-лётной части имелись морской (35 чел.) и сухопутный (68 чел.) лётные отделы, предназначенные для ведения практических занятий на самолётах по учебным программам, разработанным учебным отделом Главвоздухфлота. Начальники лётных отделов подчинялись начальнику учебно-лётной части.

В штате морского лётного отдела имелись: начальник (морской лётчик), 2 инструктора (морские лётчики), 3 старших моториста и 6 мотористов 1 и 2 категории. Это позволяет сделать вывод, что в морском отделе по штату полагалось иметь 3 самолёта. И именно в этом отделе проходили подготовку многие лётчики – наблюдатели ВМФ до 1927г. Морской отряд ШВиВМЛН располагался на базе бывшей авиационной испытательной станции на Крестовском острове, по крайней мере, до 1924г. Но в том году случилось катастрофическое наводнение, которое практически уничтожило этот гидроаэродром. Не исключено, что позже морской отряд был переведён в Гребной порт. Сухопутный лётный отряд, вероятно, базировался на Комендантском аэродроме, т.к. на огромном Комендантском поле находились лётные подразделения и других школ региона.
Приказом РВСР №1342 от 02.06.1922г. в штат ШВиВМЛН вводится дополнительный штат аэрофотосъёмочного класса.
12 ноября 1922 г. школа произвела очередной выпуск основного курса, в котором был будущий генерал-майор авиации А. В. Цырулёв, оставивший заметный след в истории Морской Авиации.

Приказом РВСР № 53 от 04.01.1923 г. (в отмену № 670 от 18.03.1922 г.) был с 01.10.1922г. введён новый штат школы, которая с этого времени именовалась Высшей военной школой лётчиков – наблюдателей Воздушного флота (ВВШЛН). Всего в штате имелось 453 чел., из них 150 слушателей. Лётная часть по-прежнему включала морской (26 чел.) и сухопутный (63 чел.) лётные отделы. Высшие школы, конечно, не давали высшего образования, но требования к абитуриентам, на основании приказа РВСР № 916 от 18.05.1922 г., значительно повысились. До поступления в высшую, кандидаты должны были окончить нормальную военную школу. Это освобождало высшие школы от необходимости «подтягивать» кандидатов на подготовительных курсах до приемлемого уровня общего образования.

Приказом РВС СССР № 641 от 28.03.1923 г. годовым праздником школы было назначено 11 марта, приуроченное к дню сформирования «бывшей школы военных и военно-морских лётчиков-наблюдателей», дата введения штата в 1922 г. (изменено в 1927 г.).

По приказу начальника Главоздухофлота и начальника Воздушного флота Республики № 209 от 25.09.1923 г. в школе с 01.09.1923 г. сформированы ознакомительные курсы, укомплектованные штабными и строевыми командирами Рабоче-Крестьянской Красной Армии с высшим военным образованием. В то же время начальником ВВШЛН был назначен П. Н. Гусаковский, который её возглавлял до самого перебазирования в Оренбург в 1928 г.

В соответствии с директивой начальника ВУЗ ВВС СССР № 58810 от 22.10.1924 г. школе сформирован курс переподготовки, комплектуемый летнабами из строевых частей ВВС.

По приказу РВС СССР №214 от 20.02.1925 г. школа была переименована в Военную школу лётчиков – наблюдателей (ВШЛН). Введённый с указанной даты новый штат увеличиваются до численности 607 чел., из них 200 слушателей (в т. ч. по 50 чел. на курсах усовершенствования и курсах переподготовки). В учебно-лётном отделе имелись морской (32 чел., из них 4 лётчика) и сухопутный (94 чел., из них 18 лётчиков) лётные авиационные отряды. Школе было положено 25 самолётов (20 рабочих/5 запасных), из них: 12/3 переходных, боевых 4/1 разведчиков, 4/1 морских. По приказу РВСР №676 от 28.07.1925 г. штатная численность лётчиков была увеличена до 5 чел. в морском и 25 чел. в сухопутном авиаотряде.

По приказу РВС СССР №579 от 27.05.1925 г. шефами школы были закреплены Печатный двор и Госиздат.
Спасибо сказали: Игорь Ларьков - 86, Николай Левкин, Вячеслав Иванов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 22 июль 2018 21:56 #15114

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Новый участник
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 32
  • Спасибо получено: 45
В ознаменования «пятилетнего существования» ВШЛН приказом РВС СССР № 161 от 19.03.1926 г. ей присвоено наименование Военная школа лётчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова. По тому же поводу начальник ВВС РККА приказом № 48 от 1926 г. объявил всему личному составу благодарность за «плодотворную работу в деле организации и налаживании школьной учёбы». Так что и почётными «красноармейцами» части считались председатель РВС СССР К. Е. Ворошилов и начальник ВВС РККА П. И. Баранов .

Через год приказом РВС СССР № 166/34 от 29.03.1927 г. был изменён и годовой праздник школы - на 23 февраля, день начала занятий в АО ППШ в 1921 г.

Приказом РВС СССР № 92 от 21.03.1928 г. введён в действие новый штат № 20/16 – Военной школы лётчиков-наблюдателей им. К. Е. Ворошилова с 01.03.1928 г., а переменного состава с 01.12.1927 г.

Остаётся добавить, что среди командиров морского отряда были морские лётчики, выпускники и сотрудники Школы Морской Авиации (им. Троцкого) в разное время: М. М. Сергеев помощник и потом командир (01.01.1924 – 02.06.1925 гг.), до этого бывший начальником ВМША им. Троцкого и начальником Воздухфлота Чёрного и Азовского морей, Л. М. Порцель (09-10.1925г.), до этого начальник Воздухфлота Балтморя, А. М. Вирак - инструктор и потом командир (05.1924 – 03.1926, 08-09.1927), который во время войны возглавлял одну из школ первоначального обучения морлётов. В ноябре 1927г. морское отделение школы летнабов переведено в Севастополь и включено в состав ВШМЛ им. Троцкого.

Но это тоже ещё не всё про школу летнабов.

Не менее тесно была связана с Морской Авиацией и Школа воздушной стрельбы и бомбометания, этому куча подтверждающих документов.

Так что морская история 3-й ВШЛиЛН, будущего Оренбургского училища, на этом не заканчивается.

Не обещаю, что скоро, но обещаю, что обязательно будет продолжение. :26:
Спасибо сказали: Игорь Ларьков - 86, Николай Левкин, Вячеслав Иванов, Сергей Михерский

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 22 июль 2018 22:10 #15115

  • Анастасия
  • Анастасия аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 109
  • Спасибо получено: 213
СквАРцов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 22 июль 2018 22:12 #15116

  • Евгения
  • Евгения аватар Автор темы
  • Не в сети
  • Модератор
  • Модератор
  • Сообщений: 485
  • Спасибо получено: 655
Уважаемая Галина Эдуардовна, рады приветствовать Вас на нашем форуме!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 22 июль 2018 22:20 #15117

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Новый участник
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 32
  • Спасибо получено: 45

Анастасия пишет: СквАРцов


Издержки грамотности писарей. Такое сплошь и рядом.

Приказ по вуз Петроградского Военного Округа № 30 от 16 апреля 1921 г.
Лист 58об.
Из доклада моего помощника усматриваю:
1. Авиационное отделение и Курсы связи, благодаря настойчивой энергии их начальников и комиссаров, в течение всего лишь месячного срока сформировались, оборудовались настолько, что авиационное отделение уже второй месяц ведет правильные занятия, а Курсы связи вполне готовы к таковым и ожидают лишь прибытия курсантов.
На обоих отмеченных курсах образцовый порядок и чистота.
Считаю для себя приятным долгом отметить образцовую работу тт. Скворцова, Шошмина, Караулова и Мишина и объявить им от лица службы благодарность.
Начальник Петроградского Окружного Управления
военно-учебных заведений
Джикия.
Спасибо сказали: Игорь Ларьков - 86

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

История училища 22 июль 2018 22:48 #15120

  • Самурай
  • Самурай аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Новый участник
  • Галина Эдуардовна Вабищевич
  • Сообщений: 32
  • Спасибо получено: 45

Плюснин Михаил пишет: В феврале 1927-го утверждаются штаты:
"№ 20/22 – Военной Школы Специальных служб ВВС РККА" - а силы специальных операций не оттуда? :biggrin:


Связисты это.

Анастасия, не тратьте деньги на копирование приказов.

Я давно уже это сделала. Дома стопки лежат.
Только надо найти время и отсканировать.

Хочу ещё сказать по ранее опубликованным на сайте документам.
Там имеются раздаточные ведомости работникам Воздухоплавательных курсов.

Для подготовки воздухоплавателей и аэронавтов имелись иные учебные заведения, и в Москве, и в Петрограде (на базе бывшей Воздухоплавательной школы с эллингом в д. Сализи).

Эти раздаточные ведомости воздухоплавательных курсов присоединены к архивным документам школы летнабов, скорее всего, при формировании фондов. Такое в архивах случается сплошь и рядом, слишком много времени надо, чтобы разобраться, куда какую бумажку положить.

Однако, есть в этих ведомостях, например, товарищ Вандель, который впоследствии служил в школе летнабов. Даже и фотография этого Ванделя у меня имеется. :biggrin:
Спасибо сказали: Игорь Ларьков - 86

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Крайннее редактирование: от Самурай.
Работает на Kunena форум