750-й учебно-авиационный полк.

line

 

Руководящий (командный) состав формировался из командированных опытных летчиков действующих летных училищ (Сталинградского, Энгельсовского, Луганского, Омского, Оренбургского и других). Инструкторский состав формировался из выпускников этих же учебных заведений  1939 года выпуска. Начальником был назначен полковник Маслов Петр Афанасьевич, бывший прежде начальником Луганского училища.

В январе 1940 года были сформированы две учебные эскадрильи по два отряда каждая. Первые отряды проходили обучение на учебных самолетах По-2 и переходных самолетах Р-5, вторые отряды обучались на боевых самолетах СБ-2.

Город Кировабад был выбран местом размещения нового училища не случайно. В период 1936-38 гг. в городе действовали платные курсы по подготовке летчиков-интернационалистов для народного фронта гражданской войны в Испании из числа добровольцев из СССР, Испании, Франции, Италии, Болгарии. После этих курсов осталась серьезная материальная база для размещения училища, а именно помещения для обучения и проживания курсантов, комплекс складских зданий, большая сеть грунтовых аэродромов (6 полевых и хороший аэродром на окраине города с площадями для стоянки самолетов), а так же склад ГСМ с подъездными путями.

Вторая причина – прекрасные природно-климатические условия:  теплая зима, отсутствие снежного покрова, минимальное количество осадков в летнее и зимнее время, что позволяло практиковать курсантов круглый год.

В январе-феврале 1940 года в училище начали поступать первые курсанты, окончившие первоначальное летное обучение в аэроклубах. В марте-апреле того же года начались полеты с курсантами на самолетах По-2. В декабре 1940 г. состоялся первый выпуск молодых летчиков в звании сержант, прошедших обучение на самолетах СБ-2 без боевого применения. В тот период существовало положение, что выпускники всех военных училищ, не служившие в армии три года, получали звание сержанта. Только с истечением 3-годичной службы в армии они получали воинское звание младший лейтенант, либо лейтенант. Курсанты «оперативно» откликнулись на это «нововведение», сочинив песню (на мотив «Раскинулось море широко»). Вот один из ее куплетов:

Напрасно старушка ждет сына домой
В «реглане» с двумя «кубарями»,
А сын ее служит в рядах ВВС
В «серяге» с двумя «фитилями»!

В январе 1941 года в училище из двух эскадрилий сформировали четыре. Формирование летным и инструкторским составом проводилось за счет своих выпускников. С началом Великой Отечественной войны все четыре эскадрильи рассредоточились на полевых аэродромах. Личный состав и курсанты проживали в палатках, финских домиках и даже в овечьих кошарах. Интенсивность полетов значительно повысилась и сроки обучения курсантов сократились. С ноября-декабря 1941 г. кроме полетов с курсантами началось переучивание летчиков, потерявших самолеты на фронте. Переучивание проходило комплексно.

С фронта поступали маршевые полки с руководящим составом, штурманами и техниками. Переучивание происходило на самолетах Пе-2 и американских Б-3 . Последние приходили морским путем по Средиземному морю и Персидскому заливу в иранский порт Абадан. Летчики училища перегоняли машины в Кировабад.

Б-3 – средний бомбардировщик, легкий в эксплуатации и пилотировании. Поднимал бомбовую нагрузку до 1000 кг и имел хорошее вооружение пушками и пулеметами. Экипаж состоял из трех человек: пилота, штурмана и радиста. Самолет был несложен в пилотировании, но не имел двойного управления. Поэтому курсанту приходилось полулежать за спиной инструктора и учиться управлению. Вторая сложность была в использовании неметрической системы измерений (скорость – в милях, высота – в футах, топливо в галлонах). За 1942 год было переучено на самолетах Пе-2 и Б-3 около 15 полков, за что многие инструкторы были награждены боевыми наградами.

Начальник училища Маслов П. А. был награжден орденом Боевого Красного Знамени. В течение всей войны продолжались занятия с курсантами по сокращенной летной программе.

В 1945 году в училище было сформировано 3 учебно-боевых полка, из которых третий – был боевого применения на самолете Пе-2.

К 1952 году на вооружение ВВС страны стала поступать реактивная техника. Кировабадское училище имело только один аэродром, способный принимать самолеты Ил-28, поэтому встал вопрос о перебазировании училища на аэродромы, способные принимать новую технику. Для этого с 1950 года началось строительство аэродромов, учебных и жилых корпусов в г. Орске. Первый полк был переведен в г. Орск в сентябре 1953 года. Для его размещения было построено два аэродрома: один – с бетонным покрытием в Орске, другой – грунтовый в пос. Кумак. Другие два полка перебазировались в июне-июле 1956 года. Полк реактивной авиации разместили в пос. Домбаровка, а учебных самолетов - в пос. Халилово, училище стало называться Орским. С 1953 года училище готовило летчиков на самолетах Ил-28 для морской авиации. В 1960 году в связи с сокращением вооруженных сил в Орском авиационном училище было расформировано два полка, а третий вошел в состав Оренбургского авиационного военного училища.

В конце 1945 года в училище был назначен новый начальник – фронтовик, подполковник авиации Иванов Леонид Георгиевич, который командовал училищем до самой смерти, до 1949 года. В 1950 году был назначен новый начальник училища Михеичев, получивший в 1953 году звание генерал-майора и ушедший в запас в 1958 году. После него училищем руководил полковник Морсков.

Учебный авиационный полк, в/ч 36603, входил в состав Кировабадского военного авиационного училища летчиков им. Героя Советского Союза В.С. Хользунова под названием 1-й УАП и носил это название до 1953 года.

Первым командиром 1-го УАП был подполковник Кишкурно Владимир Константинович (1946-1949 гг.).

В августе 1953 года по приказу Главнокомандующего ВВС Кировабадское ВАУЛ перебазировалось в г. Орск. Войсковая часть 36603 перебазировалась в составе трех групп и 4-мя наземными эшелонами с техникой, имуществом и семьями. Командовал перебазированием командир полка подполковник Тарский И. Г.

С 1953 года по 1957 гг. в полку было подготовлено на самолетах Ил-28 более 700 летчиков.

4 апреля 1958 года Кировабадское ВАУЛ приказом зам. министра обороны переименовано в Орское ВАУЛ имени В. С. Хользунова. Начальником Орского ВАУЛ был назначен полковник Морсков Леонид Алексеевич, начальником политического отдела Соколов-Костин Алексей Павлович.

В состав Орскго ВАУЛ входило три полка, которые базировались на аэродромах Первомайский (в/ч 36603, командир полка подполковник Прусаков И. А.), Домбаровский(в/ч 32975, командир полка подполковник Бояринов С. Д.), Халилово (в/ч 36658, командир полка подполковник Крейдун П. А.).

Штаб в/части 36603 находился в здании, где последние  годы был магазин и дежурный по полку. Гарнизон не имел отопления, канализации, водопровода. Все это пришлось строить, в основном, своими руками. В 2-этажной казарме размещался весь личный состав полка, а также два батальона обслуживания. На каждом этаже проживало 200-255 человек. В полку продолжали готовить летчиков на самолетах Ил-28.

Войсковая часть 36603 была образована 19 января 1953 года. Первым командиром в/ч 36603 был подполковник Чернявский П.И., начальником штаба – подполковник Тарский И. Г., зам. по политической части – подполковник Обозный А. Ф.

23 апреля 1957 года приказом № 42 Главнокомандующего ВВС страны, маршалом авиации Вершининым были учреждены «Книги Почета» в военных училищах, в полках и отдельных частях ВВС страны. Первыми в книгу почета в/части 36603 были занесены имена мл. сержанта Набаткина Г. Е., мл. сержанта Юдина В. И., рядового Ефимова Г. П., рядового Холина А. П., курсанта Гусева В. А. Они это заслужили своим ратным воинским трудом.

С 1953 по 1959 годы в Орске было подготовлено более 1 000 летчиков по 1-му и 2-му разрядам. Среди них летчики-инструкторы Елисеев Л. А.,  Прянцкявичус,  Кузнецов Э. И., получивший звание Героя Советского Союза за испытание самолетов конструкции Ильюшина.

Герой Советского Союза Козлов М. В. работал ведущим летчиком испытателем в бюро Туполева А. Н., он испытывал самолеты Ту- 104, Ту-124, Ту-134 и ряд боевых машин.

31 декабря 1969 года впервые в мире поднялся в воздух сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, правым летчиком был М. В. Козлов.

В июне 1960 года Орское ВАУЛ было расформировано, а в/ч 36603 вошла состав Оренбургского ВАУЛ.

В 1963 году 1 уаэ  (командир подполковник Фомичев Ф. А.) была перевооружена на самолет Як-28 и Як-28у. Личный состав приступил к обучению курсантов на данном типе самолета. В 1964 году в полку выпустили 27 курсантов на самолете Як-28.

Выполняя Постановление правительства и ЦК КПСС «О мерах по улучшению партийно-политической работы в СА и ВМФ от 21.01.1967 года» в полку впервые были введены должности заместителя командира по политической части. Первыми на эти должности были назначены капитаны Замотин А. А., Уманец И. Д., Писарев А. М., майор Лепчинский Н. И.

26 апреля 1969 года командующий авиацией ПриВО генерал-лейтенант Педрик открыл комнату истории части, в которой отражались славные боевые традиции части.

В 1974, 1976, 1977, 1978, 1979 гг. личный состав за выполнение социалистических обязательств постановлением Военного Совета ПриВО награждался переходящим Красным знаменем Военного Совета ПриВО.

Курсанты достойно перенимали опыт своих инструкторов, учились летать смело, показывая глубокие знания, а когда потребовалось применить полученные знания в аварийной обстановке, они с честью их показывали. Так, чтобы предотвратить летное происшествие, курсант Буйный В. В. действовал смело и грамотно в сложившейся обстановке, и  за эти действия он в 1971 году был представлен к награде и был награжден ЦК ВЛКСМ знаком «За воинскую доблесть».

В 1980 году коммунистами полка был избран делегат ХХIV съезда КПСС заместитель командира полка по политической части капитан Сазонов В. В.

В честь 110 годовщины со дня рождения В. И. Ленина за самоотверженный воинский труд и успешное выполнение социалистических обязательств, личный состав полка награжден Почетной Ленинской грамотой.

С декабря 1981 года по апрель 1982 года, 1 аэ (командир подполковник Дорохов В. М., зам. по политчасти майор Краев А. В.) была переучена на современный самолет ТУ-134 УБЛ. Затем был переучен весь личный состав полка. С апреля 1982 года полк приступил к обучению курсантов на этом типе самолета. Лучше других освоили новую технику сержант Бояндин М. Ю., мл. сержант Огур, курсант Комаров, курсант Михалев С. А.

В честь 70-летия Великого Октября, секретарь комитета ВЛКСМ полка капитан Попов В. А. был избран делегатом ХХ съезда ВЛКСМ, представляя на нем весь личный состав полка.

С 1979 по февраль 1989 гг. Вооруженные Силы СССР выполняли свой интернациональный долг в ДРА. Среди них были многие были награждены орденами и медалями.

В 1993 году началось расформирование Оренбургского ВВАКУЛ, а в/ч 36603 была введена в состав Рязанского центра переучивания летного состава дальней авиации.

В 1997 году полк был сокращен до двух учебно-авиационных полков, а сентябре 1999 года он был полностью расформирован и знамя части было сдано в музей ВС РФ.

 В полку не было чрезвычайных происшествий. Более 40 лет он летал без аварий и катастроф. За самоотверженный ратный труд, добросовестное выполнение правительственных  заданий офицеры части награждены:

• орденом Боевого Красного Знамени: Прусаков, Тарский, Уманец, Чаусов.

• орденом Красной Звезды: Лысенко, Петров, Краев, Евграфов, Тарский, Пашко, Шайдулин, пр-к Вдовиченко.

• орденом Красной Звезды дважды: Прусаков И. А.

• орденом «Знак Почета»: Леанович А. А.

• орденом «За службу Родине» II степени: Бахирев В. В.

• орденом «За службу Родине» III степени: Бахирев В. В., Краев,  Дорохов, Досюков, Никоноров, Шарапов,  Менжаев,  Сергазин,  Вареник.

• медалью «За боевые заслуги» награждено 19 военнослужащих, «За воинскую доблесть» – 120 офицеров и прапорщиков.

За годы существования части было награждено 2 653 военнослужащих.     

 

Командирами учебно-авиационных полков были:

1953-1957 гг. – полковник Чернявский  П. Н.                              

1957-1960 гг. – полковник Прусаков И. А.                                   

1960-1964 гг. – полковник Попко Ф. К.                                         

1964-1966 гг. – полковник Бояринов С. Л.                                    

1966-1968 гг. – полковник Лысенко И. А.                                     

1969-1970 гг. – подполковник Еремеев Ю. А.                              

1970-1974 гг. – полковник Пашко Д. Ф.                                        

1974-1982 гг. – полковник Бахирев В. В.                                      

1982- 1984 гг. – полковник Петров В. П.                                        

1984-1987 гг. – полковник Покидченко П. А.                              

1987-1990 гг. – полковник Никоноров Н. И.                                

1990-1998 гг. – полковник Решетов П. И.                                    

1998-1999 гг. – подполковник Новак В. В.