Довоенный период. 1920-1930-е гг.

line

 

26 января 1921 года в Москве была создана специальная комиссия, разработавшая трехлетнюю программу развития «воздухоплавания и авиастроительства». Суть программы была проста: параллельно с отечественным производством приобрести на Западе для нужд ВВС необходимые образцы техники и лицензии на ее строительство. В 1921-1922 годах за рубежом было закуплено 150 немецких военных самолетов периода Первой Мировой войны – Halberstadt CL.IV, Fokker D-VII и другие. Еще 70 самолетов – Avro-504К, Martinsyde, De Havilland – приобрели в Англии. В конце 1923 года с дочерним предприятием фирмы Fokker в Амстердаме был заключен договор на поставку 200 разведчиков и истребителей типа С-IV и D-XI. В этот же период у итальянской фирмы Ansaldo приобрели 30 истребителей Balilla А-1, 50 разведчиков СВА-10, около 20 разведчиков А-300, полсотни летающих лодок фирмы SIAI S.16. И еще сотню британских истребителей Martinsyde F.4 Buzzard.

Грандиозная индустриализация СССР позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от Императорской России. К концу 1930-х годов было налажено массовое производство истребителей КБ Поликарпова И-15 и И-16, а также бомбардировщиков КБ Туполева ТБ-1 и ТБ-3.

ВВС РККА получили большое развитие в середине 1930-х годов. Общее количество самолетов за период с 1929 по 1937 годы увеличилось с 1 285 до 8 139 (в том числе тяжелых и средних бомбардировщиков с 48 до 2 443, истребителей с 232 до 2 255). К концу 1930-х СССР имел около 800 цельнометаллических четырехмоторных бомбардировщиков ТБ-3, каждый из которых мог доставить 2 000 кг бомб на расстояние 1 100 км.

В середине 1930-х годов резко возросло количество учебных заведений ВВС, повысилось качество обучения, которое предусматривало для пилотов не менее 50 часов налета. В 1937 году в СССР существовало уже 18 летных и 6 технических заведений, в которых училось около 23 тысяч курсантов. Курсанты заканчивали сначала аэроклубы (где получали первичный опыт пилотирования), затем летную школу (военное училище), после чего их направляли в строевую часть, в Гражданский Воздушный Флот, в Осоавиахим или в запас. В 1937 году летные училища СССР располагали 3 007 самолетами.

Первым серьезным испытанием ВВС РККА стала гражданская война в Испании в 1936-1939 гг., где отечественные самолеты противостояли (вполне успешно) новейшим немецким моделям, в том числе Мессершмитту Bf.109.

 

Морская авиация. 1920-1930-е гг.

28 ноября 1917 г. по указанию В. И. Ленина был издан приказ об учреждении должности комиссара при управлении морской авиации и воздухоплавания. На нее был назначен воеморнлет А. П. Онуфриев (ранее работал на авиазаводе «Дукс» в Москве), ставший одним из активных организаторов Советской Морской Авиации.

По состоянию на конец ноября 1917 г., в составе Морской Авиации России находились 240 самолетов М-9, М-5, М-11, М-20. Из них в составе Балтийской воздушной дивизии было 88 самолетов, Черноморской – 152.

По состоянию на середину декабря 1917 г., в боевом ядре Морской Авиации насчитывалось 2114 аэропланов и 161 летчик, в том числе: воздушная дивизия Балтийского моря располагала 74 летающими лодками (40 М-95, 13 М-15, 21 М-16), 24 колесными истребителями «Ньюпор-21» и 87 летчиками; воздушная дивизия Черного моря располагала: 104 летающими лодками (24 М-5, 60 М-9, 4М-11, 16М-15), а также 9 истребителями «Ньюпор-17». На это количество самолетов имелось всего 74 летчика.

Еще 75 самолетов имелось в школах Морской Авиации. Основным центром подготовки летных кадров являлась Бакинская школа Морской Авиации, где в это время обучалось 180 курсантов. В Ораниенбаумской школе Морской Авиации и Красносельской школе воздушного боя и высшего пилотажа обучалось еще 50 и 25 курсантов соответственно.

Одним из первых шагов новой большевистской власти в области военного строительства был приказ по армии и флоту № 4 от 20.12.1917 г., определяющий, что морская и сухопутная авиация должны быть объединены под единым сухопутным командованием. Народный комиссариат по военным и морским делам (Наркомвоенмор) приказал поставить во главе управления воздушного флота (УВОФЛОТ) новообразованную всероссийскую коллегию УВОФЛОТа под председательством К. В. Акашева. В ее состав, наряду с другими членами, вошел и комиссар управления морской авиацией (УМА) А. П. Онуфриев. Его вхождение в состав коллегии означало фактическое слияние руководства УМА и УВОФЛОТа. Однако Верховная морская коллегия, созданная по декрету СНК еще 24 ноября 1917 г. для руководства центральными учреждениями Морского ведомства, опираясь на доклад Морского генерального штаба, признала указанное выше решение преждевременным. В связи с этим, 11 (24) января 1918 г. коллегия постановила: «Вопрос о соединении управлений временно принятием в исполнение отложить и разработать проект урегулирования отношений управлений». Против объединения двух видов авиации категорически выступил Реввоенсовет Балтфлота, твердо указавший на то, что «гидроавиация является типичным морским родом оружия. Она оснащается соответствующим образом приспособленными летательными аппаратами и комплектуется специально подготовленными летчиками, знающими специфику морской войны».

Исполнявший обязанности начальника штаба флота бывший контр-адмирал А. Ружек заявил, что объединение авиации станет ошибочной мерой, находящейся в очевидном «разрыве с интересами морской обороны республики». Эти мнения энергично поддержал и начальник Морского генштаба (бывш. капитан 1 ранга) Е. Беренс. По его инициативе, приказом по армии и флоту № 3 от 25.05.1918 г. управление морской авиации снова поступило в подчинение Наркомата по морским делам.

К весне 1918 г. Морская Авиация России претерпела серьезные организационные изменения. В марте-апреле Воздушная дивизия Балтфлота, под угрозой захвата ее немецкими войсками, была вынуждена вместе с флотом эвакуироваться из Ревеля и Гельсингфорса под Петроград и вглубь России, на Волгу. В конце апреля из ее остатков была сформирована Воздушная бригада особого назначения, в составе трех дивизионов (восемь авиаотрядов). К маю все Черноморское побережье оказалось в руках австро-германских войск и армии Украинской Центральной Рады. В свете этого, Воздушная дивизия Черного моря, потерявшая весь авиационный парк и пункты базирования, прекратила свое существования.

По состоянию на 1 октября 1918 г., в состав Морской Авиации входили: Беломорский, Волжский, Каспийский и Онежский гидроавиаотряды, с 18 гидросамолетами М-9 и 9 сухопутными истребителями «Ньюпор» и «Лебедь». Кроме того, на Балтике имелось еще 14 самолетов. Авиация Черноморского флота еще к лету прекратила свое существование. Всего за 1918-1920 гг. в составе Морской Авиации было сформировано 19 морских авиационных отрядов. Часть из них в дальнейшем вошла в состав других авиаотрядов, и по состоянию на 1 января 1920 г., имелось 10 гидроавиаотрядов и 4 истребительных отряда – всего около 75 самолетов различных типов и технического состояния.

Весной 1920 г. произошло событие, наложившее отпечаток на дальнейшее развитие Морской Авиации. Приказом РВС республики № 447/78 от 25.03.1920 г., «в целях поднятия боеспособности Красного Воздушного флота Республики», Морская Авиация все же была подчинена главному управлению Рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота.

В период 20-30-х годов, когда Морская авиация организационно входила в состав Военно-Воздушных Сил Красной Армии, высшее руководство страны и руководство Наркомата обороны отводили авиации задачи по поддержанию сухопутных войск, прикрытию войск и объектов тыла от ударов с воздуха, а также по борьбе с воздушной разведкой противника. В соответствии с этим велись разработка и постройка самолетов и их вооружения, составлялись программы обучения летчиков в авиационных учебных заведениях. На это же была направлена оперативно-тактическая подготовка руководящих военных кадров и вся боевая подготовка военной авиации. Морской авиации при этом отводилась второстепенная роль, поэтому парк морской авиации в эти годы пополнялся лишь гидросамолетами, предназначенными в основном для ведения воздушной разведки в море. Летные кадры для нее готовились в Ейской школе морских летчиков и летнабов.

Также из кадров Морской авиации комплектовалась вновь создаваемая в те годы Полярная авиация, сыгравшая огромную роль в освоении Северного морского пути. Первым Героем Советского Союза в 1934 году стал морской летчик Анатолий Васильевич Ляпидевский, проявивший мужество и героизм при спасении экипажа затёртого во льдах парохода «Челюскин». Одновременно с ним этого звания были удостоены морские летчики И. Доронин, С. Леваневский и В. Молоков.

30 декабря 1937 года был образован Народный Комиссариат ВМФ, в состав которого организационно вошли возрожденные Военно-воздушные силы ВМФ. Начальником авиации ВМФ назначается С.Ф. Жаворонков, в 1944 году ставший маршалом Авиации.

Школа морских летчиков и летнабов в Ейске и Школа морских летчиков Управления полярной авиации Главсевморпути в Николаеве были преобразованы в Военно-морские авиационные училища, а Военная школа авиационных техников в Перми – в Военно-морское авиационно-техническое училище. Был учрежден командно-авиационный факультет в Военно-морской академии, при ней же открылись годичные курсы повышения квалификации руководящего состава авиации флотов.

Бомбардировочная авиация ВМФ стала прорабатывать использование морских мин и торпед, были сделаны соответствующие заказы промышленности и вскоре в ВВС ВМФ была организована минно-торпедная авиация.

Однако неопределенность организационной структуры ВВС ВМФ в предвоенный период отразилась на характере взглядов ее оперативно-тактического применения. Долгое время считалось, что воздушную борьбу на море будут вести преимущественно оперативные объединения (воздушные корпуса) ВВС Красной Армии. В соответствии с этим в оперативной подготовке отрабатывалось взаимодействие флотов и воздушных корпусов, а на морскую авиацию возлагались вспомогательные задачи обеспечения флота воздушной разведкой и противовоздушная оборона базирования флота и кораблей в море. Скорая война показала глубокую ошибочность данной концепции – морская авиация оказалась главной и самой результативной ударной силой советского ВМФ.

К началу войны с Германией Авиация ВМФ представляла собой значительную силу. В ее составе было 3 838 самолетов различных типов, из них 2824 боевых, в том числе 51 новый истребитель (МиГ-3 и Як-1) и 38 новых ближних бомбардировщиков и разведчиков (Че-2 и Пе-2).

В зимней кампании 1939-1940 годов авиация ВМФ действовала преимущественно в морском секторе. Во взаимодействии с кораблями она блокировала противника с моря, атакуя его транспорты на коммуникациях и в портах, осуществляя минные постановки на фарватерах. После прорыва главной полосы обороны с 18 февраля 1940 года авиация Краснознаменного Балтийского флота была оперативно подчинена командующему ВВС Северо-Западного фронта. С этого момента морская авиация действовала в сухопутном секторе, вела борьбу с железнодорожными и автомобильными перевозками. Таким образом, при выполнении этой задачи в войне с Финляндией был получен опыт совместных действий фронтовой и морской авиации.