Истребитель Як-7

 

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.

 

yak-7

 

Еще до принятия на вооружение истребителей ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 и организации их массового серийного производства встал вопрос о скорейшем освоении этих самолетов в эксплуатации. Создавать совершенно новый учебно-тренировочный самолет, не имеющий ничего общего с указанными истребителями, было, конечно, не только нецелесообразно, но и рискованно не терпящее отлагательства дело могло задержаться и быть сорванным.

4 марта 1940 года было принято правительственное решение о создании переходного двухместного с двойным управлением учебно-тренировочного истребителя УТИ-26 путем модификации И-26. Задание получил А. С. Яковлев потому, что из всех главных конструкторов новых истребителей он один имел опыт создания учебных самолетов и мог справиться с заданием наилучшим образом.

К тому же конструкция И-26 позволяла легко модифицировать его в учебно-тренировочный истребитель.

Будучи спроектированным как самолет для вывозки и тренировки летного состава при переходе на новую материальную часть, Як-7 в дальнейшем претерпел ряд удивительных превращений и сыграл более важную роль, чем та, которая ему вначале предназначалась.

Первое — эти модификация двухместного УТИ-26 (в серии Як-7УТИ) в боевой одноместный истребитель Як-7. Это произошло вскоре после начала Великой Отечественной войны, когда ВВС Красной Армии понадобилось много новых боевых истребителей.

Не менее удивительны по своему характеру и по своим результатам все последующие превращения Як-7 уже в качестве самолета-истребителя.

За время серийной постройки Як-7 имел 18 основных модификаций, в том числе: по планеру — 5, по силовой установке — 6, по вооружению — 7, по спецоборудованию — 1.

К основным модификациям Як-7 и других самолетов «Як» отнесены такие, которые связаны с установкой нового двигателя, нового вооружения или с существенным изменением конструкции планера самолета и которые обычно сопровождались присвоением вамолету какого-либо индекса. Такие изменения, как установка новых водо- и маслорадиаторов, хвостового колеса, понижение гаргрота, придание фонарю удобообтекаемой формы, основными модификациями не считаются.

Из 18 модификаций Як-7 десять строились серийно.

Як-7 с двигателем М-105ПА и винтом ВИШ-61П являлся модификацией двухместного учебно-тренировочного истребителя Як-7УТИ в одноместный боевой истребитель.

Работа производилась на заводе № 301 вскоре после начала войны по инициативе находившейся на этом заводе для помощи в освоении Як-7УТИ бригады ОКБ А. С. Яковлева во главе с ведущим инженером К. В. Синельщиковым. Был взят серийный Як-7УТИ № 04-11 и в него внесены следующие изменения:

-в задней кабине установлена бронеспинка;

-снят фотокинопулемет;

-непротектированные бензобаки заменены протектированными;

-установлена система заполнения бензобаков нейтральным газом от баллона с углекислым газом;

-установлена одна мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, два синхронных пулемета ШКАС с боезапасом 1500 патронов и шесть ракетных орудий (по три под каждой консолью крыла) под реактивные снаряды РС-82. Управление стрельбой РС — от электросбрасывателя бомб ЭСБР-3 на левом пульте кабины летчика.

Фонарь задней кабины и костыль остались без изменений, поэтому одноместный Як-7 по своему внешнему виду практически не отличался от двухместного Як-7УТИ.

По сравнению с Як-1 одноместный Як-7 стал более совершенным и имел следующие преимущества:

-размеры колес шасси полностью соответствовали полетной массе;

-моторама, сделанная отъемной, позволяла модифицировать самолет под другой двигатель;

-благодаря смещению центровки вперед с 26 до 20-21% САХ значительно увеличилась продольная устойчивость;

-измененное соотношение между площадями руля высоты и стабилизатора увеличило расход (отклонение) руля высоты и улучшило управляемость;

-увеличение противокапотажного угла на 1,5° несколько уменьшило опасность капотирования при резком торможении и сократило длину пробега при посадке;

-вторая (необорудованная) кабина могла быть использована для переброски техсостава и грузов при перебазировании частей, доставки летчиков с мест вынужденной посадки, размещения дополнительного бензобака, фотооборудования, бомб и для других целей.

Эти особенности Як-7 делали его перспективным и обусловили возможность осуществления ряда модификаций.

О результатах своей работы конструкторы доложили А. С. Яковлеву. Последний отнесся к идее скептически, однако, посмотрев одобрил ее. Свои соображения А. С. Яковлев доложил в верхах. Там предложение поддержали и подкрепили его двумя постановлениями ГКО от 14 и 23 августа 1941 года и двумя приказами НКАП от 14 и от 26 августа 1941 года о запуске Як-7 в серийное производство на двух заводах — московском № 301 и новосибирском № 153.

Было предложено изготовлять самолет в улучшенном варианте, позволяющем в случае необходимости ставить двигатель М-107.

В приказе заводу № 301, где Як-7 должен был сменить Як-7УТИ, ошибочно указан Як-1 вместо «по типу Як-1». Та же ошибка допущена в приказе заводу № 153, где Як-7 должны были строить параллельно с ЛаГГ-3.

Всего выпущено в серии 62 самолета Як-7, в том числе 51 экз. на заводе № 301 в сентябре-октябре 1941 года и 11 — на заводе № 153 в декабре 1941 года. Перерыв в ноябре вызван эвакуацией завода № 301 в Новосибирск, где он влился в завод № 153. Модифицированный Як-7 № 04-11 по контрольным испытаниям НИИ ВВС получил положительную оценку. Летчик-испытатель военного представительства завода № 153 А. Н. Лазарев, характеризуя его штопорные качества, отмечал, что вывод самолета из штопора элементарно прост — никаких хитростей, достаточно педали и ручку управления в поперечном отношении поставить нейтрально, как самолет мгновенно прекращает вращение и начинает пикировать. В заключении ЦАГИ от 6 апреля 1942 года говорилось, что Як-7 обладает лучшими по сравнению с самолетом ЛаГГ-3 характеристиками штопора и является безопасным в штопоре.

В сентябре 1941 года Як-7 № 06-05 завода № 301, оборудованный реактивными установками, успешно прошел полигонные испытания в НИПАВ (научно-испытательный полигон авиационного вооружения).

Реактивное вооружение не оказывало заметного влияния на пилотирование и управление самолетом. Благодаря хорошей устойчивости Як-7 рассеивание при стрельбе по наземным целям было значительно меньше, чем у ЛаГГ-3 и МиГ-3.

ЛТХ:

Модификация: Як-7

Размах крыла, м: 10,00

Длина, м: 8,50

Высота, м: 2,75

Площадь крыла, м2: 17,15

Масса, кг

-пустого самолета: 2477

-нормальная взлетная: 2960

Тип двигателя: 1 х ПД М-105П

-мощность, л.с.: 1 х 1050

Максимальная скорость, км/ч

-у земли: 471

-на высоте: 560

Практическая дальность, км: 643

Скороподъемность, м/мин: 735

Практический потолок, м: 9250

Экипаж: 1

Вооружение: 1 х 20-мм пушка ШВАК (боезапас 120 снарядов) и 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС (1500 патронов); 6 РС-82.

 

 

 

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
Авиация и Время. Константин Косминков. Многоликий Як-7.
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. Як-7. Три эскиза.
«Война в воздухе» № 31-34. Истребители Як-1/3/7/9 во Второй Мировой войне.
Антология Як. (Airfield.narod.ru).