Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
YaBB - Yet another Bulletin Board
  Новости:
Новый сайт и форум открыты и ждут Вас по адресу: ОВВАКУЛ.РФ (КИРИЛЛИЦЕЙ) Старый сайт и форум через некоторое время будут закрыты.
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрацияЛС Администратору
 
Страниц: 1
Послать Тему Печать
Помним... (Прочитано 45 раз)
Балашов - 86
выпускник ОВВАКУЛ
*****
Вне Форума

Балашиха, Московской
обл.  

Сообщений: 2068

Помним...
03. Декабрь 2014 :: 21:56
 
Выдержки из поисковой работы ученика Теренсайской сельской школы Оренбургской области

Липатов  Николай Геннадиевич
            Уточняя биографию Липатова Николая Геннадиевича, удалось наладить связь с его супругой Галиной Михайловной, сейчас проживающей в городе Оренбурге. Она представила фотографии Липатова из семейного альбома.
В личной переписке с Галиной Михайловной выяснилось, что Липатов Николай Геннадьевич родился 29 декабря 1950 года  в городе Заволжье Нижегородской области. Ранее это была Горьковская область, Городецкий район, село Малахово. Отец работал сварщиком на стройке, а мама  дежурной на железнодорожном переезде.
Николай мечтал стать лётчиком и готовился к этому с детства. Много занимался спортом. Хорошо бегал дистанцию 1км, хорошо и умело играл в волейбол,  настольный теннис. В 1966 году ему дали путёвку в пионерский лагерь «Артек» за победу на соревнованиях. В «Артеке» и познакомились Галина и Николай.  
В 1971 году Николай поступает в Оренбургское  Высшее Военно-авиационное Краснознамённое училище имени И. С. Полбина. Учился успешно и много времени уделял спорту. Имел первый разряд по спортивной гимнастике, отстаивал честь полка на различных соревнованиях. Мастер спорта по гимнастике Николай Липатов в  училище увлекся  парашютным спортом. Являлся мастером спорта СССР по самолетному спорту. Был призером чемпионата ВВС Приволжского Военного Округа.
В 1972 году Галина Игнатюк,  окончившая Новосибирский химико-технологический техникум, приехала по распределению на машзавод г. Оренбурга. Здесь молодая девушка вновь повстречала Николая, красивого и успешного курсанта оренбургской летки.
Оренбург связал Липатовых, здесь они поженились и здесь родились их дети. По воспоминаниям сослуживца, майора запаса Дедерер Александра Адамовича, Николай Геннадиевич Липатов был примерным семьянином, воспитывая двоих детей. В сыне старался развивать мужские качества, брал с собой в летный лагерь, где прививал ему любовь к армии и авиации. Сын Николая Липатова Виталий окончил Оренбургское зенитное училище, затем академию в настоящее время служит полковником в Нижнем Новгороде.
Николай Липатов много внимания уделял и обучению личного состава, так как окончанию училища в 1975 году работал лётчиком- инструктором  в Оренбурге. Курсанты, которых он учил летать, приходили к нему домой. По мнению сослуживцев, Николай был разносторонне развитым человеком. Неплохо пел, хотя ни одним музыкальным инструментом не владел. Увлекался фотоделом. Владел цветной фотопечатью, что по тем временам требовало значительных профессиональных знаний и умения.
Как командир, майор Липатов Николай Геннадьевич всегда был внимательным к подчиненным, отзывчивым. Пользовался заслуженным авторитетом и уважением. Он воспитал и обучил летному делу не один десяток курсантов и офицеров. Под его руководством звено неоднократно признавалось лучшим в полку.
     По общественной и партийной линии был избран секретарем партийной организации эскадрильи. Всегда проявлял активную жизненную позицию. Отличался принципиальностью, пунктуальностью, справедливостью по отношению к товарищам, сослуживцам, подчиненным.
Вот что пишет майор запаса Аксененко Владимир Леонидович, начавший совместную службу с Липатовым в 1982 году в четвертой авиационной эскадрильи в войсковой части 19110:
«Командиром полка в то время был подполковник Лебедев А.А..   Липатов Николай был в звании капитана и командовал 2-м авиационным звеном. Под его руководством находилось шесть самолетов Л-29,  шесть техников самолета в звании прапорщик, шесть солдат срочной службы, механиков самолета, пятнадцать курсантов и пять летчиков – инструкторов.
В обязанности командира звена входило не только обучение и воспитание личного состава,  а обучение и подготовка курсантского состава как будущих летчиков морской авиации. Ведь Оренбургское Высшее авиационное краснознаменное  училище летчиков им. И.С. Полбина было основной кузницей летных кадров морской авиации.
Становление Липатова Н. как командира звена проходило стремительно. Молодым лейтенантом по окончании Оренбургского ОВАКУЛ им. И.С. Полбина он выпустил в небо свою первую авиационную группу курсантов. Выпускники летной группы тогдашнего лейтенанта Липатова Н. дослужились до должностей командира полка, заместителей  командира дивизии, командиров кораблей морской авиации типа Ту-16, Ту-142, Бе-12.
На счету Николая Липатова пять выпусков подготовленных молодых кадров. Обучение проводилось в полку в\ч 19110 первого и второго курса курсантов училища, поэтому отсчет выпуска ведется по схеме 1-2 год, а далее курсанты уходили летать в Орский братский полк на более мощные – скоростные типы самолетов. Но тот, кто давал путевку в небо тогдашнему школьнику был его первый летчик- инструктор».
Галина Михайловна Липатова вспоминает: «Николай летать любил. Даже, когда был в отпуске, скучал по небу. Утром, когда просыпался, первым делом подходил к окну и смотрел, какое небо. Глядя на небо, мечтал: «Сейчас бы в это облако нырнуть!».
   
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Балашов - 86
выпускник ОВВАКУЛ
*****
Вне Форума

Балашиха, Московской
обл.  

Сообщений: 2068

Re: Помним...
Ответ #1 - 03. Декабрь 2014 :: 22:00
 
         Аксененко Владимир Леонидович подтверждает эти воспоминания: «Сказать, что Николай любил свою профессию, значит, ничего ни сказать. Он просто бредил ею. Будучи старшим лейтенантом, он начал осваивать высший пилотаж на самолете Л-29. Сам летал на высший пилотаж и обучал ему молодых летчиков своего звена. Сам Липатов Николай участвовал во многих соревнованиях по высшему пилотажу на самолете Л-29. За что ему была присвоена квалификация мастера спорта по высшему пилотажу.
А сколько самолетов он поднял в воздух для облета авиационной техники после периодического регламентного ремонта. А ведь эти вылеты приравнивались к испытательному полету, так как ремонту подвергались и двигатель самолета, и  сам планер самолета. Курсанты звена майора Липатова всегда отличались хорошей техникой пилотирования, прочным знанием инструкции летчику, знанием аэродинамики самолета Л-29 и других дисциплин, без которых  в воздухе просто делать нечего».
Авиационная катастрофа 1987 года оборвала жизнь совсем молодого человека – майора Липатова. У Николая Геннадиевича Липатова остались жена и двое детей. Сейчас у него уже трое внуков.
Для своих сослуживцев Николай Липатов был офицером с большой буквы. И таким он остался в  их памяти навсегда.
Похоронен в Оренбурге на кладбище "Степное"  (центральные ворота,  3-6 ряд слева).
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Балашов - 86
выпускник ОВВАКУЛ
*****
Вне Форума

Балашиха, Московской
обл.  

Сообщений: 2068

Re: Помним...
Ответ #2 - 03. Декабрь 2014 :: 22:12
 
         И довесок от меня

        Теренсай - полевой грунтовый аэродром войсковой части 19110 (учебного авиационного полка ОВВАКУЛ). Летали курсантские полеты. Смена была дерганная: полеты отбили сразу,  "добро" на продолжение то давали, то отбивали. За 2 часа до конца пошел разлет. Лейтенант Сергей Петров (выпускник 1986 года) проверялся КЗ м-ром Липатовым на технику пилотирования (зона сложный пилотаж с имитацией отказа двигателя с посадкой на аэродром). После выполнения задания в зоне при ИОД, на посадочный курс вышли с запасом высоты, которую летчики стали терять скольжением: между дальним приводом и ближним приблизительно с 450 метров по всей вероятности сорвались в штопор... Пленка САРПП сгорела, поэтому при расследовании катастрофы точную причину установить не смогли. Упали в районе ближнего. За ними на посадочном чуть позади  шел экипаж, по рассказам летчика-инструктора самолет накренился влево, затем резко вправо... Пытались моделировать ситуацию: версия о срыве в штопор наиболее вероятна. Аналогичная катастрофа была лет за 20 до этого в другом училище, однако то ли тоже причину не установили, то ли не внесли изменения в "Руководство по летной эксплуатации самолета Л-29", но оказалось, что при скольжении как учили его выполнять нас: ручка максимально в одну сторону, педаль максимально в другую - самолет выходит на критические режимы полета. При вводе в скольжение самолет изначально резко кивает носом,  естественное желание летчика удержать его от этого взятием ручки на себя, что и приводит к срыву. Но парадокс состоит в том, что кроме теории курсанты инстинктивно повторяют движения рулями управления (идеомоторика) за инструктором, т.е. подавляющее большинство давало элке опустить нос, а потом его поддерживало в этом положении. По теории аэродинамики и технике пилотирования в "РЛЭ Л-29" нужно было внести рекомендации по выполнению скольжения: ручка отклоняется на 1/3, педаль аналогично. Увы...
       Памятник стоит не на месте катастрофы, а несколько выше ( ближе к дальнему). Липатов похоронен в Оренбурге, Петров у себя на родине в Башкирии.              

Место катастрофы:


             Вечная память...
Наверх
 
 
Посмотреть Профиль   IP записан
Страниц: 1
Послать Тему Печать