Игорь Ларьков-86
|
Морская Авиация, как она есть. 26 апреля этого года исполняется 40 лет нашему выпуску Оренбургского ВВАКУЛ им. И.С. Полбина. Стране тогда так не хватало лётчиков, что нас выпустили весной 1969 года без лётной практики. В память о ребятах, которые остались в небе и не дожили до этого дня. Сидим мы как-то с полковником Украинских ВВС Олегом Владимировичем Лобановым за «рюмкой чая», и я ему говорю: «Представляешь, Олег, вчера позвонили с Москвы, десятый однокашник с нашего выпуска погиб, разбился на «Руслане» в Италии. Олег Владимирович спрашивает: «Десять – это за сколько лет?» Отвечаю: «За двадцать. А с нашего курса за первые два года после выпуска погибло двенадцать.» Спрашиваю: «А ты какое училище заканчивал?» - «Черниговское.» - «А я Оренбургское.» Да, у каждого выпуска и каждого летчика своя Судьба, и не всегда она бывает длинной. Помолчали… Я тогда вспомнил стихи одного из моих пилотов, которые он написал еще курсантом… А ныне Анатолий Полонский является «Заслуженным летчиком – испытателем России.» «Красиво, торжественно, строго Стоим мы в прощальном строю Не знает никто, даже боги Судьбу твою и мою…» Первый, кто погиб с нашего курса, был Володя Соломин. Это произошло на Северном флоте через три месяца после выпуска из училища и всего через месяц после Володиной свадьбы. Самолет ТУ-16к, столкнувшись со стаей гусей, упал на посадочном курсе из-за остановки обоих двигателей, не долетев до полосы 14км. Вторым Судьба настигла Валеру Гребцова. Самолет ИЛ-28 на Балтике столкнулся с землей из-за позднего вывода из пикирования при фотострельбе из передней пушечной установки. Я навсегда запомнил тот яркий солнечный морозный день 22 января 1972 года. Мы тогда летали на соседнем аэродроме в Эстонии. Зарулив на стоянку после полета, я узнал, что 30 минут назад разбился экипаж Гребцова. Мозг отказывался верить, что в такую красивую солнечную погоду можно погибнуть. Толя Фесько. Самолет Л-29 упал в районе аэродрома Пугачи Оренбургской области из-за несинхронного выпуска закрылков. У него осталось двое детей. И мне никогда не забыть согнутой от горя спины полковника Румянцева, его тестя, когда он гулял с этими детьми во дворе Оренбургского училища. Саша Степаненко, Северный флот. Самолет ТУ-16 врезался в землю при уходе на второй круг. В облаках при заходе на посадку отказали авиагоризонты, перейти на пилотирование по дублирующим приборам экипаж не успел. Валера Евстигнеев, Балтийский флот. При взлете с аэродрома Чкаловск у самолета ТУ-22р произошел отказ управления. Шансов спастись у экипажа не было. На этом самолете катапультирование происходит у всего экипажа вниз, для чего нужна высота не менее 300м, которой не было. Коля Хоцкалев, Тихоокеанский флот. У самолета ТУ-16 после взлета ночью разрушились тяги руля высоты, но с помощью триммера самолет управляется. Связались по телефону с КБ Туполев, там довели такой факт, что летчики – испытатели дважды в подобной ситуации сажали самолет ТУ-104 с помощью триммера руля высоты, и оба раза успешно. Этот факт сообщили Коле, и он также принял решение садиться на триммере. К сожалению посадка не получилась. Самолет после взмывания с большой вертикальной скоростью ударился о полосу, загорелся. Все погибли. Кстати, для Коли Хоцкалева «первый звонок» был годом раньше, когда в его ТУ-16з танкер – заправщик при пристраивании для выполнения дозаправки топливом в воздухе врезался ТУ-16к, пилотируемый капитаном Витей Мазитовым, также выпускником нашего курса 1969 года. Тогда оба экипажа сели чудом. Гена Середин, Балтийский флот. После перегонки противолодочного самолета ИЛ-38 в Индию, возвращаясь домой на АН-12 над Карачи, Пакистан, попали в грозу. Стали все четыре двигателя. Самолет разрушился в воздухе от запредельных перегрузок. Володя Зубков, Тихоокеанский флот, самолет ТУ-142м. Володя первым с нашего курса стал командиром полка. За несколько месяцев до катастрофы мне довелось прилететь с Балтики в их гарнизон Монгохто Хабаровского края, и я помню как нам было хорошо и весело у него в гостях. Самолет Володи вошел в глубокую левую спираль при полете над океаном и с высоты 7800м упал в воду. Ни слова в эфир и из девяти членов экипажа никто не смог покинуть самолет. Толя Полтавцев, самолет ТУ-22м2, аэродром Кульбакино. День 12 апреля 1989 года тоже не забудется никогда. В тот день я впервые сходил на сверхзвук. А во время запуска двигателей на второй полет сначала боковым зрением увидел, что с самолетом, который сейчас взлетает что-то не так. А когда поднял глаза – картина была страшная. Самолет после отрыва переворачивается на спину, за ним огненный шлейф. Затем взрыв и у самой земли всего один купол парашюта. Это при крене 90 градусов на высоте 20м удалось катапультироваться штурману экипажа Саше Ручко. Командир экипажа полковник Анатолий Иванович Багаев, второй пилот майор Анатолий Полтавцев и штурман – оператор Саша Полинер погибли. С тех пор каждый год 12 апреля мы собираемся у братской могилы экипажа и поминаем наших товарищей.
|